С чистого листа: почему борьба с мошенничеством актуальна именно в период войны

С чистого листа: почему борьба с мошенничеством актуальна именно в период войны

Как организовать прозрачную работу благотворительного фонда. 11 главных проблем и 4 пути их решения

Цей текст також доступний українською
С чистого листа: почему борьба с мошенничеством актуальна именно в период войны
Фото: depositphotos.com

В условиях полномасштабной войны с рф Украина выступила не только полем боя и щитом на пути российской экспансии в Европу, но и реципиентом огромных объемов внешней помощи. Эта помощь поступала и продолжает поступать по двум направлениям. Первое из них – на уровне государств (перечисления непосредственно в госбюджет или в виде терминирования погашения обязательств по внешнему долгу до конца 2023 года, который на момент начала войны составлял около $57 млрд), а также – поступления грантовых безвозвратных денег на восстановление разрушенной инфраструктуры страны. Второе направление – гуманитарная и волонтерская помощь от различных иностранных и международных частных фондов, физических лиц и украинской диаспоры из разных стран.

Также, на территории Украины были созданы локальные фонды, которые привлекали деньги внутри страны – начиная от фонда Сергея Притулы, фонда «Повернись живим», U24, и заканчивая целевыми «банками», которые открывали для сбора средств на покупку беспилотников, автомобилей и другого необходимого снаряжения.

Данная помощь Украине и украинцам исчисляется сотнями миллионов долларов. И основная «обеспокоенность» со стороны стран-доноров и международных фондов состоит в риске нецелевого расходования отправленных средств. Это вполне объяснимо, ведь у многих фондов и благотворительных украинских организаций – реципиентов довольно плохо выстроены системы контролей по расходованию денег организации, а команда зачастую формируется уже в процессе сбора. Какие нестыковки чаще всего всплывают в работе благотворительных фондов, почему так происходит и как этого избежать, специально для Mind рассказывает Артем Ковбель, аудитор, партнер, Crowe Erfolg ASIS, ACFE, ASCP.

Чем «грешат» благотворительные фонды?

Автору этого материала довелось участвовать в аудите ряда благотворительных украинских фондов. И в процессе выявить ряд проблем:

  1. Отсутствие первичной документации (в первую очередь – фискальных чеков), которые бы позволили зафиксировать дату, цену и место покупки определенного товара.
  2. Отсутствие фотоотчетов о покупке самой гуманитарной продукции.
  3. Не выстроенный учет потраченных денежных средств, отсутствие нормального репортинга о затратах и целевом использовании денег.
  4. Хаотичный набор команды, пренебрежение проверкой кадрового состава фонда по процедуре KYC.
  5. Текучка кадров.
  6. Неподписание документа NDA с сотрудниками фонда.
  7. Отсутствие внутренних регламентных документов в работе фонда.
  8. Недобросовестный менеджмент.
  9. Отсутствие прозрачной процедуры онбординга физлиц – реципиентов денежных средств фонда.
  10. Большая масса наличных денег в работе.
  11. Отсутствие квалифицированного аудитора для подтверждения основной финотчетности.

Почему не все сборы одинаково полезны?

Наличие всех этих проблем вызывает опасения у стран и организаций-доноров. И, как результат, – определенную степень недоверия и нежелание предоставлять помощь в больших объемах и более оперативно.

Вторым столь же фундаментальным вопросом является то, почему некоторые организации ведут себя недобросовестно – как в условиях войны, так и в целом? Каковы истинные причины таких действий у отдельно взятых участников/сотрудников фонда?

Среди прочих, стоит выделить следующие:

  1. Уровень расходов начинает превышать уровень доходов. Другим словами, траты растут более динамично, чем поступления. Например, при увеличении денежных оборотов и разрастании штата возникает «искушение» арендовать представительный офис, обзавестись дополнительными автомобилями или иным образом повысить уровень повседневного комфорта. У конкретного индивида это может быть большая семья с растущими запросами, желание укрепить и продемонстрировать свой статус и т.д.
  2. Война как железобетонное оправдание хаотичных финансовых действий.  Многие нечистые на руку личности убеждены, что в военной суматохе ни у кого не появится желания и/или возможности перепроверять цифры. Поэтому можно пренебречь такими «формальностями», как предоставление фискальных чеков или отчетов по объемам собранных средств и оказанной помощи.
  3. Непредвиденные личные обстоятельства, приводящие к резкому увеличению расходов: болезнь близкого человека, отъезд семьи заграницу, учеба детей в иностранном вузе и т.п.
  4. Жажда личной наживы и нездоровая страсть к «энергии денег».
  5. Большие объемы чужих денег, проходящих через руки, становятся катализатором личных пороков – шопоголизма, алкоголизма, страсти к азартным играм.
  6. Прессинг социальных сетей. Это один из новых факторов эмоционального давления на индивида при совершении неблагонадежных поступков. Ведь в соцсети попадают зачастую самые лучшие моменты жизни людей – т.е. ее праздная сторона. А человеку свойственно модельное мышление – постоянное сравнение себя с окружением. И конечно каждому хочется «быть не хуже, чем остальные» .
  7. Фактор времени + лень – нежелание ждать, стремление заработать здесь и сейчас.
  8. Наличие благоприятной возможности присвоить себе чужие/общие деньги, пользуясь плохо организованной системой контролей в организации и большим количеством наличных.

Нужно помнить, что жизнь длиннее, чем война. Поэтому рано или поздно придет время платить по счетам. И наоборот – прозрачная деятельность благотворительных организаций по освоению донорских денег не только снимет волнение помогающих стран, но и будет стимулировать активнее помогать нашей стране.

В Украине есть уже примеры фондов, которые нашли методы, как сделать прозрачной работу с пожертвованиями. Среди прочего – путем организации платежей в криптовалюте и выпуска криптовалютных карт, а также – с четким ведением и обнародованием финансовой отчетности, подтвержденной профессиональным аудитом.  

Как взаимодействовать с благотворительными фондами, чтобы работа была прозрачной и о ее результатах легко было отчитаться?

  1. При наличии потребности в чем-то написать «бумажное» письмо-обращение в фонд со стороны реципиента – физического или юридического лица.
  2. Параллельно продублировать данное письмо по электронной почте.
  3. В обращении перечислить конкретные запросы: номенклатурные позиции с необходимым количеством (в идеале – с указанием цен).
  4. В заявке указывать именно ту категорию товаров, которыми занимается конкретный фонд. Например, если фонд гуманитарный – указывать продовольственные товары, но никак не ноутбуки либо тактическую одежду, так как заявка может быть отклонена.

И при этом всегда стоит помнить, что именно прозрачность – то самое экономическое оружие, которое позволит нам выиграть войну против врага, консолидируя силы стран-союзников.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно