Заряжай и выезжай: чем город может помочь владельцам электрокаров

Заряжай и выезжай: чем город может помочь владельцам электрокаров

И почему менять инфраструктуру стоит уже сейчас

Цей матеріал також доступний українською
Заряжай и выезжай: чем город может помочь владельцам электрокаров

На днях автопроизводитель Jaguar Land Rover (JLR), «дочка» индийской Tata Motors Limited, анонсировал планы по переходу на электрическую энергию, заявив, что он стремится к нулевому уровню выбросов углерода до 2039 года. Постепенно автомобильные компании переходят на производство экологичных автомобилей. Насколько готова к таким изменениям городская инфраструктура и что стоит сделать уже сейчас, рассказал Mind СEO и управляющий партнер девелоперской компании DC Evolution Андрей Рыжиков.

По данным McKinsey, в ближайшие два года будет представлено около 250 новых моделей аккумуляторных и гибридных электромобилей, а в течение пяти лет на дороги выедет более 50 млн электромобилей, к 2030 году их количество увеличится уже до 130 млн.

Чтобы поддерживать динамику роста этих цифр, необходимо развивать зарядную инфраструктуру. Фактически в период с 2020 по 2030 год нужно инвестировать от $110 млрд до $180 млрд, чтобы удовлетворить глобальный спрос на зарядные станции для электромобилей как в общественных местах, так и внутри домов.

А что в Украине?

Согласно исследованию IRS Group, по состоянию на 1 июля 2020 года в Украине зарегистрировано около 22 000 электрокаров и еще столько же гибридов. Весь же украинский автопарк на 2018 год насчитывал более 6,5 млн автомобилей. Фактически в Украине всего лишь полпроцента электрокаров. И хотя в отличие от Амстердама мы не декларировали о полном переходе на «нулевой выхлоп» к 2030 году, этот процент однозначно будет расти.

Если говорить о зарядных станциях, то по состоянию на начало сентября 2020 года их количество достигло более 8000 единиц, что на 60% больше, чем годом ранее. Причем пункты зарядки открывают не только в больших городах, но и на трассах государственного значения.

На трех наиболее развитых рынках электромобилей – в Китае, странах ЕС, а также Великобритании и США – зарядка в жилых и коммерческих зданиях станет ключом к масштабированию отрасли. Однако без модернизации электрической инфраструктуры зданий удовлетворить постоянно растущий спрос на зарядные устройства не удастся.

Это же касается и Украины. К слову, несколько лет назад даже в наши устаревшие ДБН «пробралась» норма о том, что не менее 5% паркомест должно быть зарезервировано под электромобили, а значит, и обеспечено зарядными станциями. Но мало обеспечить электрозарядками парковки, они должны появиться и стать стандартной функцией во всех коммерческих и жилых объектах. Безусловно, это требует более тщательного планирования системы распределения электроэнергии как в самом здании, так и в инфраструктуре местной электросети.

Профессиональные девелоперы уже активно осваивают этот вопрос. Сегодня есть две модели: первая – девелопер сам устанавливает зарядные станции, вторая – девелопер привлекает оператора, который системно этим занимается.

В чем основные сложности?

Их две: низкая мощность, которую может выделять сама зарядная станция, и соответственно низкая скорость зарядки. Например, вы поставили солнечную панельку или подключились к обычной розетке, но заряжать она будет только один автомобиль и делать это 10–12–16 часов. Есть суперчарджеры, которые заряжают за десятки минут, но для этого нужны мощности от 60 до 150 киловатт на одну зарядку. Это очень много. И когда таких станций нужно поставить десять параллельно, получается, что необходим мегаватт электроэнергии.

Тянуть мощные магистральные электрические сети у нас очень сложно и дорого, а существующие – в очень плачевном состоянии. Операторы распределительных электрических сетей стараются их улучшать, но чаще всего это делается за деньги тех же подключений, но не так быстро, не так хорошо и не в тех места. Зарядная инфраструктуры вне больших городов для электрических подключений вообще практически отсутствует.

Сейчас готовится очередной законопроект, который предполагает упрощение подключения к электросетям, что позволит сделать рывок в развитии сети зарядной инфраструктуры, а значит, и более стремительный переход на «безвредные» авто. К слову, кататься по коммерческому тарифу на электроэнергию ненамного дешевле, чем на бензине или дизеле. Но абсолютно очевидно, что массовый переход на электрокары неизбежен, поэтому все общественные центры и ЖК надо активно оборудовать электрозарядными станциями.

Ради интереса, провел на фейсбуке опрос своих подписчиков и друзей. 81% процент хотел бы приобрести электромобиль. Электронастоящее уже наступило.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате