Заболело в мире
143,629,848
Умерло в мире
3,059,987
Вылечилось в мире
122,010,330
Заболело в Украине
1,974,118
Умерло в Украине
40,796
Вылечилось в Украине
1,514,472
Свои лучше: может ли Украина сделать собственный беспилотник

Свои лучше: может ли Украина сделать собственный беспилотник

И на чей опыт лучше опираться

Цей матеріал також доступний українською
Свои лучше: может ли Украина сделать собственный беспилотник

Минобороны, «Укроборонпром» и ряд представителей оборонных предприятий Украины во время совещания на ГП «Антонов» обсудили возможность создания в Украине конкурентоспособного тяжелого высотного ударно-разведывательного беспилотного авиационного комплекса (БПЛА).Что нужно, чтобы воплотить в жизнь эту идею, рассказал Mind военный эксперт Михаил Жирохов.

Войны в Карабахе, Сирии, Ливии показали путь дальнейшего развития военного дела – это прежде всего массовое использование беспилотных летательных аппаратов, причем не столько разведывательных, сколько ударных. Однако на поверку оказалось, что в мире буквально несколько стран, которые серийно выпускают ударные аппараты среднего и тяжелого класса. Это прежде всего США, Китай, Израиль, Иран, Турция и не так давно к этому «элитному клубу» присоединилась и Россия.

Однако наш мир по прежнему четко поделен на сферы влияния, и поэтому, например, Украина может купить только турецкие «Байрактары». Очевидно, что нашей стране, которая ныне ведет войну на восточном Донбассе и еще долгие годы будет вынуждена противостоять гораздо более технологически продвинутому противнику, кроме легких аппаратов, производство которых худо-бедно, но освоили отечественные конторы, и средних турецких БПЛА типа «Байрактар», купленных не так давно, требуется и ударно-разведывательный беспилотник тяжелого класса (или, по нашей классификации – стратегического назначения).

Тем более что в стране есть как минимум две составляющие для реализации такого амбициозного проекта – авиационное конструкторское бюро Антонова и возможности для производства двигателей (связка «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич»).

Поэтому обсуждение такого проекта как минимум было вопросом времени. Так, буквально на днях появилась информация о том, что по этому вопросу было проведено совещание с участием представителей «Укроборонпрома», Минобороны и около 20 промышленных предприятий авиационной отрасли.  Понятно, что это была только первая ласточка и конкретных решений в принципе не могло быть принято, поэтому в официальном сообщении для СМИ все крайне обтекаемо – «решили поддержать инициативу», «сформировать предложения» и т. д.

Попробуем же оценить реальные возможности для доведения такого амбициозного проекта до серийного производства.

Возможности «Антонова»

Несмотря на то что АНТК «Антонов» является признанным лидером в проектировании военно-транспортных самолетов разной грузоподъемности, опыта проектирования именно беспилотных машин у наших конструкторов просто нет. И это ярко показал проект «Горлица».

В конце 2016 года анонсировали, а в ноябре 2017-го антоновцы подняли в воздух опытный образец тактического разведывательного БАК А1-СМ «Горлица» со взлетной массой 200–250 кг, способный нести до 50 кг полезной нагрузки. Аппарат был построен за собственные средства предприятия и позиционировался как первый отечественный аппарат, который может нести средства поражения – ракеты класса «воздух – земля» и бомбы.

При этом дальше первого полета и демонстрации высшему военно-политическому руководству дело не пошло. По результатам АНТК заявило о начале работы по проекту «Горлица-2», однако разработки и интеграция всех сопутствующих элементов были приостановлены, так как государственной поддержки проект не получил. По какой именно причине – непонятно, по всей видимости, генералы решили, что проще купить уже готовый аппарат в Турции, чем вкладывать деньги в собственный проект с непонятными перспективами. Впрочем, такой подход в воюющей стране вполне имеет право на существование.

Проблемы

Еще на этапе попыток заинтересовать государство в «Горлице» АНТК «Антонов» озвучивал проект создания тяжелого ударного беспилотника. На тот момент – а это 4 года назад – даже были прорисовки аппарата с двумя двигателями АИ-450 отечественного производства взлетной массой 6000 кг. При этом утверждалось, что при крейсерской скорости до 420 км/ч аппарат сможет летать на высотах до 12 200 метров 24 часа.

Полезная нагрузка аппарата с размахом крыла в 24 метра, по мнению разработчиков, должна была составлять 1400 кг. При этом стоит напомнить, что ближайший американский аналог MQ-9 Reaper при взлетной массе в 4760 кг несет 1700 кг полезной нагрузки. Однако даже в рекламных материалах возможности по «постановке на крыло» оценивались достаточно скромно – в 2030–2035 годах. Понятно, что, по всей видимости, исходили из собственных возможностей финансирования, и при вливании государственных средств все может пойти намного быстрее, но в любом случае такие проекты быстро не делаются.

Еще одна проблема – это отсутствие необходимого вооружения. По сути, ныне наша военная промышленность для вооружения ударного беспилотника может предложить только противотанковые управляемые ракеты производства КБ «Луч». И кстати, именно вокруг них строится еще один отечественный проект аналога «Байрактара» – «Сокіл-300».

Однако нужны еще как минимум корректируемые авиационные бомбы: массой 20–25 кг (аналоги турецких MAM-L, которые мы покупаем для «Байрактаров», для поражения бронетехники и живой силы) и массой в 100–150 кг (аналоги американской GBU-39/53 для поражения важных целей типа станций РЭБ и позиций ПВО в ближнем тылу противника).

И еще. Необходим прорыв в системах управления. Ведь, как известно, эффективность применения беспилотных летательных аппаратов на современном этапе развития очень сильно зависит от устойчивости к помехам цифровой линии управления и от подготовки операторов.

Как быть с системами управления

А с военной электроникой у нас (впрочем, как и у любой другой страны «третьего мира») все довольно грустно. Те же турецкие производители вынуждены использовать комплектующие западного производства коммерческого типа, которые, впрочем, нам тоже недоступны. Поэтому вопрос создания систем управления стоит довольно остро. Тем более что, если начнутся работы по тяжелому БПЛА, необходимо ориентироваться исключительно на спутниковую систему – ведь системы управления средними и легкими аппаратами работают на дальностях до 250–300 км.

И тут нашим конструкторам, которые не имеют опыта создания даже системы управления для аппаратов среднего уровня, будет очень сложно перейти сразу в «высшую лигу».

Как вариант достаточно быстро совершить такой технологический рывок – купить уже готовое решение у тех же турок. Тем более что там уже перешли к системам спутникового управления – ныне уже существует усовершенствованный вариант «Байрактара» и очень скоро будет принят на вооружение и Akinci (который летает с теми же АИ-450, которые предлагаются для проекта тяжелого БПЛА), где в полной мере реализованы последние наработки турецкой военной промышленности.

Однако понимая свое исключительное положение, вполне вероятно Анкара либо выставит неподъемную сумму или попросит взамен одну из немногих наших технологий, востребованных на рынке (тут интересы турок весьма разноплановы – от корабельных двигателей до танкового оборудования типа систем динамической защиты). Готовы ли мы на такой размен – вопрос открытый.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что у нашей военной промышленности частично есть возможности для создания тяжелого беспилотного разведывательно-ударного комплекса, однако для этого потребуется довольно серьезное государственное финансирование и время (по самым скромным подсчетам – до пяти лет). Найдет ли государство понимание с производителями и финансирование – не факт.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате