Как трансформируются маркетплейсы в 2021 году

Как трансформируются маркетплейсы в 2021 году

И какие ниши стоит рассматривать на перспективу

Цей матеріал також доступний українською
Как трансформируются маркетплейсы в 2021 году
Фото: pixabay

В 2020 году 39% украинцев сократили частоту совершения покупок офлайн и 30% уменьшили размеры расходов в офлайн-магазинах. Тогда как 18% – увеличили частоту онлайн-покупок и 22% увеличили объем расходов на них. В общем карантинные ограничения, введенные с весны 2020 года, повлияли на потребительские привычки 63% украинцев. Такие данные собственного исследования обнародовала в конце марта компания «Делойт».

Как изменятся маркетплейсы и чего ожидать ритейлу в этом году, рассказал Mind главный аналитик HUG'S Артем Щербина.

Как изменился ритейл?

В бизнесе торговли нет разделения на онлайн- или офлайн-ритейл – есть просто ритейл, который определяет путь бизнес-модели через разные каналы продаж. В 2020 году произошел явный переход от офлайн- к онлайн-модели по объективным причинам. Теперь онлайн-ритейл ищет возможности для сохранения роста в постковидном мире. Особенно заметны такие поиски на примере крупнейших e-commerce-маркетплейсах.

Согласно данным eMarketer, мировые продажи в сегменте электронной коммерции в 2020 году составили $4,3 трлн, что на 27,6% выше, чем оборот в 2019 году. При этом ожидается, что в следующие 5 лет темпы роста рынка e-commerce будут не ниже 8,3% ежегодно.

Компании электронной коммерции (и тут важно рассматривать не только маркетплейсы, но и поставщиков софта, логистические центры, службы доставки и т. д.) стали абсолютными победителями в периоды локдаунов. Ведь с марта 2020 года большинство из нас сильно изменили свои потребительские привычки. Я лично впервые заказал онлайн-доставку из магазина продуктов, использовал AR-решения для примерки кроссовок и футболок в онлайн-магазине, а выбор подарков для родных полностью закрепил за поиском на маркетплейсах.

Нарастив существенно клиентскую базу, бизнесу в e-commerce теперь крайне важно закрепить достигнутую аудиторию, а полученные доходы правильно направить на дальнейшее развитие и конкурентную гонку. В этом должна помочь трансформация, которую начали крупнейшие маркетплейсы.

И такие изменения не обязательно относятся к развитию услуг электронной коммерции. Многие уходят в другие сопутствующие диджитал-ниши.

Чем интересны иностранные маркетплейсы?

Яркий пример – китайский JD.com, который во многом напоминает украинский маркетплейс Rozetka. JD Retail – их основной бизнес – снизил темпы роста с 47% в 2017 году до 31% в 2020-м. А в будущем прогнозируется рост выручки от маркетплейса лишь на 7%. Такую динамику точно не купят инвесторы, и она не может удовлетворить акционеров. Поэтому JD.com уже выстраивает новые точки роста.

Основной драйвер роста продаж сейчас генерируется за счет подразделения JD Logistics – огромной сети логистических центров, которые они используют сами для своих товаров, а также сдают в аренду другим игрокам. Рост доходов в этом сегменте на уровне +100% ежегодно за последние 5 лет.

Также китайская компания активно развивает направления JD Cloud (по сути копирует своего основного конкурента Alibaba) и JD Health (сеть терапевтических подразделений и приложение по телемедицине, которое они уже вывели на IPO). Вдобавок JD.com активно инвестирует в другие растущие e-commerce-компании, такие как Dada Nexus, Vipshop или израильский Farfetch. Такая диверсификация приносит плоды и позволяет компании не зависеть от доходов только маркетплейса.

Другой пример, британский сервис онлайн-доставки Deliveroo, который в начале апреля выходит на IPO на Лондонской фондовой бирже. Они уже стали маркетплейсом по онлайн-доставке (как и Glovo в Украине). А активное расширение клиентской и партнерской сети позволяет показывать рост продаж на 60% и выше. Это растущий бизнес, но уже сейчас менеджмент ищет альтернативные точки роста.

Одной из «находок» стало развитие, так называемых dark kitchen – ресторанов (или даже просто оборудованных кухонь) без вывески или адреса, которые используются исключительно для заказов онлайн-доставки.

Такой подход позволяет Deliveroo существенно ускорить сроки доставки, так как алгоритмы маркетплейса знают в какой части города, в какие часы высокий спрос на те или иные позиции в обширном меню. И рестораны уже готовят вам, пока вы только выбираете. К слову, экстрабыстрая доставка – это уже сервис суперсовременного формата в электронной коммерции. И эта ниша еще не занята; в Deliveroo это понимают.

Таких трансформаций в мире очень много. В инвестиционном бизнесе крайне важно видеть эти трансформации  и делать правильную ставку на будущих лидеров в e-commerce и не только. А украинским маркетплейсам остается искать новые или копировать зарубежные рабочие бизнес-модели, чтобы поддерживать рост и выходить на новые рынки.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно