Будущее города: какая архитектура привлечет инвестора

Будущее города: какая архитектура привлечет инвестора

Как изменится рынок новостроек в Украине в ближайшем будущем

Цей матеріал також доступний українською
Будущее города: какая архитектура привлечет инвестора
Фото: depositphotos

Национальный банк в начале мая сообщил, что объемы ипотечных кредитов в Украине в январе – марте 2021 года составили 1,4 млрд грн, что вдвое больше показателей за аналогичный период прошлого года. Помимо того, начиная с января 2020 года в крупнейших городах Украины количество новых объектов жилой недвижимости выросло на 28% (390 новостроек). То есть несмотря на пандемию и локдауны возведение новых квадратных метров жилья и коммерческих площадей продолжается. Чего ожидать девелоперам в ближайшем будущем и на чем стоит делать акцент уже сегодня, рассказал Mind директор по развитию девелоперской компании ENSO Сергей Король.

Рынок коммерческой и жилой недвижимости в нашей стране начал свое становление во второй половине 1990-х годов. Если сравнивать срок его существования с любой цивилизованной страной, то можно легко ответить на вопросы, где мы, почему мы такие, куда мы идем и когда дойдем до уровня развития рынка тех самых цивилизованных стран.

Мы младенцы на фоне давно выросших, профессиональных, технологически развитых, зарабатывающих большие и очень большие деньги рынков Америки, развитых европейских и азиатских стран.

Отсюда – слабая архитектура, допотопные строительные технологии, проблемы с финансированием проектов. Но если с технологиями и финансированием света в конце туннеля почти не видно, архитектура и архитектурная мысль последние 4–5 лет развиваются очень быстрыми темпами.

Как изменилась архитектура

Долгое время девелоперов, покупателей и, естественно, архитекторов устраивали стандартные типовые проекты.

Позиция девелоперов была примерно следующей: «Хочу построить жилой дом (офисный центр), метров хочу получить как можно больше и потратить хочу в соответствии с рынком или меньше». Такой была постановка задачи. И на выходе – «красота», которой сейчас все возмущены.

Период конца 1990-х – начала 2000-х оставил страшные шрамы на теле города. Но время менялось, открылись границы и возможности, рынок развивался, конкуренция обострялась, развивались и девелоперы, появлялись новые, амбициозные. Вместе с ними менялся и клиент: покупатель становился более разборчивым, образованным, повидавшим города и страны. Ему стала нужна не просто своя квартира, не просто в таком-то районе, за такие-то деньги. Захотелось чего-то большего. Тот из девелоперов, кто пытался изучить  эти потребности, понимал, что прежние подходы к проектам нужно менять.

У проектов появились лицо, свои имена, стиль, инфраструктура, парковки, подтянулась архитектура.

Так постепенно, эволюционным путем, рынок пришел к своему очередному этапу развития.

Стало очевидно: чтобы быть успешным на рынке, нужны серьезные концепции, интересная архитектура, продуманная инфраструктура. Девелопер стал более разборчив в выборе площадок для новых проектов.

Говоря об архитектуре, отметим, что наряду с именитыми специалистами появились молодые, амбициозные, получившие образование на Западе, думающие архитекторы. Именно они и создают те 5–10% по-настоящему новой, интересной архитектуры на нашем рынке. И конечно же, изменились и сами девелоперы, среди которых появились смелые люди, готовые браться за амбициозные проекты и менять рынок в качественно лучшую сторону.

Как изменилась стратегия продаж

Немаловажным драйвером развития рынка стала инвестиционная привлекательность недвижимости. При низком уровне доверия к банковской системе люди инвестируют свободные деньги именно в строительство.

Однако едва ли не самые кардинальные изменения можно наблюдать в самой характеристике недвижимости.

Всегда главным критерием выбора недвижимости было принято называть три  главных элемента: место, место и место. Теперь западные специалисты все чаще называют другие три главных элемента: люди, люди и люди.

Именно люди являются генераторами прибыли для любого бизнеса, и девелопмент – не исключение. Чтобы хорошо продать недвижимость, тебе нужны в первую очередь клиенты. И девелопер должен предложить им не просто квадратные метры, а пространство, где они хотели бы жить, общаться, заниматься бизнесом. Именно поэтому сегодня появляется все больше и больше проектов mixed-use.

Данная концепция должна нивелировать все минусы проживания в спальных районах столицы. Условно говоря, это комьюнити, в котором комфортно, безопасно и интересно жить, работать, отдыхать, заниматься спортом, там продуманы транспортные связи в виде высококачественных транзитных узлов, связывающих районы, и доступных видов общественного транспорта. Это безопасная и комфортная для жизни среда обитания. Именно поэтому местные жители спокойно передвигаются внутри такого жилого комплекса или района пешком.

Что будут покупать?

Сегодня одна из самых интересных и стимулирующих задач, которую должны решать девелоперы вместе с архитекторами в своих проектах, – создание интересных мест. Люди идут туда, где интересно, и люди не любят места, где нет других людей.

Интересные места становятся коммерчески более привлекательными, стоимость квадратного метра в них растет, растет она и у окружения, сначала ближайшего, а затем и дальнего. И чем больше таких интересных мест, тем привлекательней район.

Возвращаясь к рынку Киева, отмечаем, что уже сегодня существует несколько проектов, которые подтверждают новые акценты в оценке привлекательности недвижимости – от места к людям.

Сегодня на рынке появляется все больше интересных, продуманных проектов. Почти каждый новый объект – попытка продемонстрировать что-то свежее, особенное. Ведь архитекторы и девелоперы не живут в вакууме – они ездят, смотрят, впитывают. И это обеспечивает уверенное движение вперед в вопросах развития городской архитектуры. Я убежден, что уже в скором времени непродуманная, эстетически и визуально непривлекательная архитектура уйдет.

Эволюция рынка неизбежна. Наши дети будут жить в современной, интересной и разнообразной среде. Именно они станут на рынке заказчиками новой, еще более качественной архитектуры.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате