Жилье после «короны»: как пандемия изменила подход к застройке

Жилье после «короны»: как пандемия изменила подход к застройке

И на что в первую очередь обращает внимание покупатель

Цей матеріал також доступний українською
Жилье после «короны»: как пандемия изменила подход к застройке
Фото: depositphotos.com

Еще несколько лет назад истории про то, что люди по всему миру окажутся заточенными в четырех стенах практически без возможности не то что путешествовать, но и часто выходить из дома, были не более чем сюжетом «апокалиптических» кинофильмов. Однако сегодня это – уже наша реальность, в которой все научились жить. Череда карантинов изменила каждую сферу деятельности, законы выживания в бизнес-среде и запросы потребителей. Не осталась в стороне и строительная отрасль. О том, как изменились предпочтения рынка, специально для Mind рассказал основатель компании Ecobud Building Group Павел Сомов.

Как карантин повлиял на строительство?

Офисы. Первым ощутил на себе перемены именно сегмент офисной недвижимости. Причина в том, что практически все офисы крупных компаний и торговые центры строятся не только за счет своего капитала, но и на привлеченные средства. Потом уже из этого денежного потока компенсируется аренда – и получается чистая прибыль.

Но если нет аренды – нет и денег, что не исключает того факта, что нужно платить по кредиту и возвращать инвестиции. Банки и финансовые организации очень редко идут на оптимизацию процентов, в том числе и во время карантина. Максимум – небольшая льгота, которая глобально ни на что не влияет.

Государство особой поддержки тоже не оказало, как это делалось в других странах. Следовательно, многие бизнесы, которые не смогли «вытянуть» аренду своих офисов, постарались максимально перестроиться на онлайн-работу, а кто нет – осознанно понес большие убытки или вовсе свернул деятельность. В результате пострадали и арендаторы, и арендодатели.

Казалось бы, ситуация печальная, и выживает тот, кто сильнее. Все шло к тому, что коммерческая недвижимость понесет наибольшие потери. Но даже в такой ситуации многие нашли выход: крупные игроки начали скупать по низким ценам активы тех, кто не смог «выжить» в сложившихся условиях, надеясь, эта недвижимость вскоре вновь вырастет в цене.

Городское жилье. В плане городской недвижимости, особенно востребованными стали жилые многофункциональные комплексы, в которых присутствует полный жизненный цикл – не просто отдельно стоящая бетонная «коробка», а своего рода «город в городе». Даже вне реалий карантина в таком комплексе человек может комфортно жить и работать, практически не покидая своей привычной территории. Рядом есть все необходимое – офисные блоки, магазины, кафе, аптеки, тренажерные залы, салоны красоты и т. д. В результате отпадает необходимость ежедневно кататься из одного конца города в другой.

В то же время именно из-за ограничений в передвижении по стране и за ее пределами, закрытия загородных комплексов для отдыха, еще больше повысился спрос на загородную недвижимость, в том числе и на коттеджные городки.

Загородное жилье. Многие начали осознавать, что загородный дом – это уже далеко не роскошь, а оптимальное решение для комфортной жизни. При этом выбор все чаще сводится не к отдельно стоящему дому на случайном участке или в селе, а именно к коттеджному городку. Как бы человеку ни хотелось создать свою «крепость», все, так или иначе, он тяготеет к организованной инфраструктуре, но без высоких заборов и полной изоляции.

Но самое главное – это соседи, стиль и культура жизни вокруг. Если жильцы на соседнем участке будут устраивать вечеринки каждый день, о комфорте можно забыть. С коттеджными городками такое случается редко, так как порой даже «отбор» жильцов происходит довольно тщательно. Для некоторых девелоперов не имеет значения, кому продавать – главное, чтобы купили и побыстрее. Но есть и те, кому важно не только заселить коттеджный городок, но и поддерживать его внутреннюю атмосферу.

А что касается формирующегося спроса, то последние два года и несколько волн карантина показали: коттеджные городки сегодня актуальны как никогда. Этому есть простое объяснение.

Во-первых, эпидбезопасность. Чем ниже концентрация малознакомых людей вокруг – тем больше защищенность. Даже социальное положение и связи оказываются бессильными перед лицом вируса. Второй момент – возможность проводить время на свежем воздухе без привязки к общественным паркам и другим общим зонам с большим скоплением людей. А для семей с детьми – это на первом месте.

Один из главных аргументов против коттеджных городков – дороговизна такого жилья. Но реальность уже такова, что загородный дом площадью около 300 кв. м примерно равен по стоимости квартире на 150 «квадратов» в новом киевском ЖК бизнес-класса. Это в свою очередь подтолкнуло спрос на дома в коттеджных городках, увеличив его за последние полтора года почти втрое.

Если же говорить о загородной недвижимости в целом, то буквально за два года спрос на нее суммарно вырос минимум в пять раз. Это подталкивает многих инвесторов к тому, чтобы переориентировать свои вложения в землю за городом, которая в перспективе может превратиться в действительно хороший и прибыльный проект. Что закономерно: если формируется два больших загородных коттеджных городка, возле них так или иначе будет развиваться необходимая коммерческая инфраструктура. Как только возникает платежеспособный спрос, вскоре появляется предложение товаров и услуг, которые будут востребованы.

Как строительному бизнесу реагировать на изменившийся запрос?

Запросы от конечного потребителя отражают вызовы пандемии, усиленные несколькими карантинами. А именно – изменилась «логистика» населения: граждане с опаской относятся к местам большого скопления людей, к длительным маршрутам с несколькими пересадками внутри города, к тесным локациям.

В связи с этим все более востребованы будут многофункциональные жилые комплексы с возможностью получить максимум услуг, не покидая территорию квартиры, двора или ЖК. Повысится спрос на мини-логистические центры для обслуживания населения в самих городах.

Что же касается непосредственно строительной сферы, то следует уделить больше внимания организации проживания, «доставке» рабочих и строителей на объекты, а строительные процессы на самих объектах формировать, учитывая все требования возможных карантинных мер и эпидемиологической безопасности в целом.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате