Защитить и заработать: как азовским морпортам привлечь настоящих инвесторов

Защитить и заработать: как азовским морпортам привлечь настоящих инвесторов

Какой сценарий лучше – концессия или государственно-частное партнерство

Цей матеріал також доступний українською
Защитить и заработать: как азовским морпортам привлечь настоящих инвесторов
Фото: pixabay

Оновлення українських портів потребує близько 17 млрд грн капітальних інвестицій протягом найближчих 5 років. Про це на початку серпня заявлял министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков. По словам главы Мининфраструктуры, одним из приоритетных вариантов взаимодействия с инвесторами является концессия. Однако эксперты отмечают, что Украине стоит посмотреть шире на этот вопрос. Какой формат взаимодействия с инвесторами стоит выбрать и почему, рассказал Mind экс-глава Госслужбы речного и морского транспорта Дмитрий Петренко

Вариант с концессией может «осадить» градус агрессии Кремля в районе Керченского пролива, вариант с государственно-частным партнерством – создать «точку роста» для экономики прифронтовых территорий.

Работу портовой отрасли Украины затрудняют не только «внутренние» проблемы, но и действия внешнего противника, Российской Федерации, в акватории Азовского моря.

Например, РФ увеличивает среднее время задержки судов, следующих через Керченский пролив «на вход» в порты Мариуполя и Бердянска: в июле 2021 года – 31,2 часа, в августе 2021-го – 15,3 часов. Среднее время задержки судов около Керченского пролива «на выход» из Мариуполя и Бердянска с экспортными грузами в июле этого года составило 28 часов, в августе – 30 часов.

Такие действия агрессора дали сокращение грузоперевалки в украинских портах Азовского моря: за январь – август 2021 года в порту Мариуполь – сокращение на 3,9%, или 4,47 млн тонн, в порту Бердянск – сокращение сразу на 33,5%, или до 1,02 млн тонн.

Приазовья на распутье

Украине нужна «история успеха» для морской отрасли в Азовском регионе. Но нюанс в том, что сейчас власть нашего государства рассматривает сразу два противоположных варианта будущего для портов в Мариуполе и Бердянске.

В городе Мариуполь 3 сентября этого года проходил инвестиционный форум, и во время этого мероприятия министр инфраструктуры Александр Кубраков заявил, что до 2024 года оба порта региона – то есть Бердянск и Мариуполь – будут переданы в концессию.

На днях Кабинет Министров Украины презентовал свою Стратегию экономического развития Донецкой и Луганской областей к 2030 году, и, согласно этому документу, порт Мариуполь должен остаться в собственности государства и развиваться с помощью механизмов государственно-частного партнерства. О будущем порта Бердянск в этом документе не говориться.

Передача в концессию двух портов в прифронтовой зоне имеет свой резон – возможно, если их новыми владельцами станут иностранные инвесторы, РФ будет вынуждена как минимум снизить градус агрессивности действий в Азовском регионе.

Но государство должно демонстрировать свою ведущую роль при привлечении инвестиций в этот регион, государство должно усиливать свое присутствие на Востоке Украины. Поэтому здесь уместнее выбирать вариант сохранения портов Мариуполя и Бердянска в государственной собственности и делать ставку именно на механизмы государственно-частного партнерства.

«Золотое руно» для Востока Украины

Некоторые контуры для портовой отрасли региона уже намечены в Стратегии экономического развития Донецкой и Луганской областей до 2030 года, но эти контуры можно и дополнить.

Например, согласно этому документу, перевалка в порту Мариуполь к 2030 году должна достичь 15 млн тонн и превзойти довоенные показатели. Для достижения цели прописано четкое распределение ролей: Администрация морских портов Украины должна выполнить дноуглубление акватории до 9,75 м, на что потребуется около 500 млн грн; городской совет Мариуполя – инвестировать в развитие автомобильных дорог на подходах к порту; при этом к 2025 году на территории порта должны появиться зерновой терминал, терминал перевалки навалочных грузов и комплекс переработки масличных культур.

В этом документе ничего не сказано о будущем порта Бердянск, но запрограммировано, что города Мариуполь и Бердянск должны быть единым логистическим кластером. Например, Бердянск рассматривается как одна из возможных локаций строительства нового аэропорта для Донбасса. Кроме того, уже запланировано строительство новой 70-километровой автотрассы между Мариуполем и Бердянском, которая будет пролегать через Урзуф.

Дополнения могут быть такими. В Мариуполе расположен единственный в регионе судоремонтный завод – Азовский СРЗ. Это предприятие планируется к приватизации, но Азовский СРЗ можно использовать для развития полноценного «индустриального парка» в порту Мариуполя.
Порт Бердянск уместно оставить в государственной собственности и использовать государственно-частное партнерство для его развития. Сейчас подъездной железнодорожный путь к Бердянскому МТП пролегает по туристической набережной города. Перенос пути в удобное место улучшит и логистику порта, и не будет препятствовать развитию Бердянска как «туристического магнита» Азовского региона.

Перевалка грузов в Бердянске стагнирует, поскольку ее основу составляют сезонные грузы – зерно и стройматериалы. Выход из ситуации возможен – создать на месте мощности, производить промышленную продукцию на экспорт и использовать порт Бердянска в качестве площадки для нового «индустриального парка». Участие государства и местных властей потребуется, чтобы согласовать все позиции, чтобы будущий «индустриальный парк» не наносил вреда «туристическому магниту» Бердянска.

Кабмину достаточно согласовать между различными ведомствами и доработать планы относительно будущего портов украинского Азова. И таким образом появится новая «точка роста» экономики для Востока нашей страны и Украины в целом.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате