Море вариантов: как ЗСТ с Турцией может запустить «Большое строительство» в украинских портах
И как Украине получить максимальную выгоду от этого соглашения
Украина и Турция уже длительное время сотрудничают в сфере обороны. А теперь этот альянс получил и экономическую подоплеку, после того как страны подписали Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) во время визита в Киев турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана 3 февраля этого года. На что стоит обратить внимание Украине и зачем развивать портовую инфраструктуру в Черном море, рассказал Mind экс-председатель Госслужбы речного и морского транспорта Дмитрий Петренко.
Детальнее о том, что предусматривает соглашение, – в материале Mind «Секир-пошлина: почему ЗСТ с Турцией – это не победа, но почетная ничья».
Есть официальные оценки, что ЗСТ с Турцией может дать Украине прирост ВВП в минимум на 2% ежегодно. Настолько большой эффект наша экономика получала разве что только от «Большого строительства».
Но очевидно, что ЗСТ между Украиной и Турцией может дать прирост не только по «бумажному» показателю ВВП, но и по реальной грузоперевалке в наших черноморских портах. Ведь именно по морю идет львиная доля товаров между Украиной и Турцией. При грамотном подходе порты «Большой Одессы» могут стать своеобразными воротами, которые усилят украино-турецкий альянс в Черном море.
Важно расставить правильные акценты в том, по каким именно направлениям следует «прокачивать» сотрудничество Украины и Турции в портовой отрасли. Особенно для портов «Большой Одессы», через которые традиционно идет львиная доля всей портовой перевалки в Украине.
Большой путь начинается с малого шага
У всех на слуху турецкий мегапроект по строительству так называемого Стамбульского канала (он же «Босфор-2»), который должен выступить «дублером» проливов Босфор и Дарданеллы и стать «шлюзом» для прохода крупнотоннажных судов в Черное море. В Украине от проекта «Стамбульского канала» сформировалось как минимум два ожидания:
- в наши порты смогут проходить большие танкеры для доставки сжиженного газа,
- и крупнотоннажные суда для вывоза наших экспортных товаров.
Здесь стоит быть немного осторожней со своими ожиданиями. По официальным заявлениям турецких властей, строительство канала «Босфор-2» займет 5 лет и обойдется в $15 млрд. Неофициальные оценки – строителство «Стамбульского канала» может длиться 10 лет и стоить турецкой казне $60 млрд.
Конечно, нет сомнений, что Турция как амбициозная страна сумеет построить «Стамбульский канал» несмотря на то, сколько этот проект отнимет времени и ресурсов. Но долговременные альянсы начинаются с малых шагов и стоит пользоваться теми возможностями, что лежат буквально на поверхности.
По условиям ЗСТ между Украиной и Турцией турецкая власть согласилась либерализовать условия въезда в свою страну грузового автотранспорта украинского бизнеса. Наше правительство сумело настоять на этом пункте, чтобы нарастить перевалку в Турцию украинских товаров с добавленной стоимостью (ведь сейчас 80% нашего экспорта в Турцию – это зерно и черные металлы).
Для более интенсивного автомобильного сообщения между Украиной и Турцией будет необходимо более интенсивное паромное сообщение между Черноморском и турецкими портами. И такая логика диктует, что нашему Мининфраструктуры стоит поставить задачу передать в концессию паромную переправу в порту «Черноморск» именно с целью увеличить товарооборот между Украиной и Турцией. И, как вариант, пригласить турецкие компании для участия в концессионном конкурсе или же предложить другие выгодные форматы государственно-частного партнерства.
Новый путь к «традиционным» рынкам
Сотрудничество между Украиной и Турцией в портовой отрасли можно подчинить и более глобальной цели.
До начала войны в 2014 году наша страна использовала территорию РФ как «сухопутный мост» для доставки товаров в страны Центральной Азии и Кавказа. После начала военной агрессии Кремля против Украины наша страна такой «сухопутный мост» потеряла. И особенно больно по Украине это ударило зимой этого года, когда РФ смогла заблокировать транзит угля из Казахстана, пытаясь дестабилизировать ситуацию в энергетике нашей страны.
Но ведь ровно таким же «сухопутным мостом» для Украины в страны Кавказа и Центральной Азии может выступить и Турция. А в перспективе Турция может стать «транзитером» наших товаров и на рынки Ближнего Востока.
Тем более что к этому уже есть некоторые предпосылки – по сообщениям азербайджанской прессы, сейчас значительная доля товарооборота между Украиной и Азербайджаном идет «транзитом» именно через турецкие порты. (Даже если сопоставить, что ежегодный товарооборот между Украиной и Турцией достигает уровня $4 млрд ежегодно, а между Украиной и Азербайджаном – $1 млрд ежегодно).
Безусловно, масштабный переход с сухопутных на судоходные маршруты доставки наших товаров на рынки Кавказа, Центральной Азии и Ближнего Востока через Турцию может сделать наш экспорт более затратным. Но здесь у нашего правительства, в частности Мининфраструктуры, наверняка есть «поле для маневра», чтобы договориться с турецкими коллегами о льготных тарифах на транзитную перевалку товаров. Или же о других форматах взаимовыгодного сотрудничества на стыке экономики и геополитики.
И если на порты «Большой Одессы» нужно будет «замкнуть» еще больший поток грузов, который пойдет транзитом через Турцию, то также нужно будет продолжать «расшивать портовое горлышко» нашей логистики. И здесь будет где развернуться турецким компаниям по строительству инфраструктурных объектов.
Ключ к энергетической диверсификации
Если говорить о сотрудничестве между Украиной и Турцией в портовой отрасли, то здесь стоит обратить внимание и на следующий факт. В июне 2021 года Турция запустила в работу новый порт «Филиос», который, по текущим планам турецких властей, должен стать главным экспортным центром всей западной части Черноморского региона Турции, а также главным «шлюзом» по приему и экспорту газа, добытого на турецкой части шельфа Черного моря.
Турция стремится быть экспортером голубого топлива. Украина ищет пути диверсификации поставок природного газа. И если наши страны в этом вопросе сумеют найти взаимопонимание, порты «Большой Одессы» могут стать также «шлюзом» для приема турецкого сжиженного газа.
Если вместо ожиданий ставить реалистичные цели и если наша власть сможет проявить чудеса командной работы, тогда ЗСТ между Украиной и Турцией принесет максимальную выгоду для нашей портовой отрасли. В первую очередь – для «Большой Одессы».
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.