Сокровища Южной Пальмиры: почему в Одессе сейчас не будет нормальных дорог

Сокровища Южной Пальмиры: почему в Одессе сейчас не будет нормальных дорог

Хто і скільки заробляє на «ямах»

Цей матеріал також доступний українською
Сокровища Южной Пальмиры: почему в Одессе сейчас не будет нормальных дорог

Большое строительство дорог в Украине продолжается, почти каждую неделю Государственное агентство автомобильных дорог («Укравтодор») отчитывается о новых успехах. Однако пока на дорогах государственного значения работает спецтехника и ведутся дорожные работы, строятся развязки и другая инфраструктура, на местном уровне такое движение заметно не во всех городах. Дмитрий Петренко, экс-председатель Госслужбы речного и морского транспорта, рассказал Mind о ситуации, в частности, в Одессе, а также о том, почему городу еще долго ждать нормальных дорог.

Одесса сейчас не ведет системную политику развития дорожной инфраструктуры, в то же время подряды на ремонт дорог делят между собой фирмы из сферы влияния мэра города Геннадия Труханова. Городской совет Одессы сейчас рассматривает проект бюджета города на 2022 год и параметры бюджетной декларации на 2022–2024 годы. Так, в 2022 году бюджет Одессы должен увеличиться до 12 млрд грн, в 2023 – до 13,5 млрд грн, а в 2024 году – до 14,8 млрд грн.

Показатели роста казны в Одессе подвязаны под ожидаемое увеличение налоговых поступлений от бизнеса города. Но даже если эти надежды оправдаются, вряд ли это будет иметь ощутимый эффект, проще говоря – дороги в городе лучше не станут.

Базовый вопрос для любого современного города – это транспортная инфраструктура, но в этой сфере Одесса сейчас не проводит системную политику.

Фактически бюджет Одессы в 2021 году составил 12 млрд грн, но из этой массы денег на инфраструктурные затраты ушло около полумиллиарда гривен, все остальное – на проедание.

Более того, даже эти полмиллиарда гривен по сути тоже были выданы под «проедание». А точнее – под раздачу тендеров «своим» фирмам вместо построения новых решений или воплощение уже «старых» проектов, запуска которых Одесса ждет уже несколько лет подряд.

В Одессе нет целостной стратегии развития транспортной инфраструктуры, в то же время власти города устраивают гонку по «освоению» бюджета на ремонт дорог. Вместо открытой конкуренции на торгах, подряды делят между собой фирмы, относящиеся к «орбите влияния» руководителя города Геннадия Труханова.

В таких условиях местным властям нет смысла выстраивать логистику, прогнозировать, как изменится трафик в городе через 5–10 лет. Также у Труханова не видят необходимости заниматься планированием и разработкой проектов.

Подряды как показатель отсутствия менеджера

Раздача подрядов на ремонт городских дорог происходит не по технологическим потребностям, а скорее по своеобразному «табелю о рангах», то есть в зависимости от того, какой бюджет может «освоить» та или иная фирма. И самое главное – такой формат раздачи подрядов может привести к «перекосам» в городской казне.

На 2022 год бюджет Одессы еще не утвержден, в 2021 году город запланировал потратить 153 млн грн на ремонт дорог и 440 млн грн на содержание электротранспорта.

Фактически городской совет Одессы в течение 2021 года уже успел «раздать» тендеры на ремонт дорог на 335 млн грн, срок выполнения которых – 2021–2022 годы. И в условиях неутвержденного бюджета на следующий год как минимум может оказаться под угрозой финансирование работы того же городского электротранспорта.

Проедание денег приводит к тому, что максимум, на который способны городские власти, – это «посеять» массовые заплаты на дорогах в городе, который стоит в пробках и нуждается в современных инфраструктурных решениях. В Одессе должны быть развязки, особенно там, где идет строительство новых районов.

Ниже сделаем более подробную роспись, как и каким фирмам власти Одессы в 2021 году раздавали подряды на ремонт дорог в городе.

«Ростдорстрой»

Эта фирма, согласно данным СМИ, относится к пулу «фаворитов «Укравтодора», так как «Ростодострой» фигурирует в числе топ-получателей заказов по проекту «Большая стройка» дорог в 2020–2021 годах.

«Ростдорстрой» известен, в частности, своей «одесской пропиской», поэтому в чем-то «закономерно», что в 2021 году эта фирма получила самый большой пул заказов на ремонт дорог в Одессе – на 160 млн грн, работы необходимо выполнить в текущем и 2022 году.

Крупнейший в 2021 году подряд стоимостью 90,6 млн грн на капитальный ремонт улицы Преображенской «Ростодорстрой» получил на торгах в марте, срок выполнения работ – до 31 декабря 2022 года.

В феврале 2021 года «Ростодорстрой» получил подряд стоимостью 27,4 млн грн на ремонт перекрестка между улицей Водопроводной и переулком Высокого, срок выполнения работ – до конца 2022 года. В сентябре 2021 года – заказ на капремонт улицы Центральный аэропорт стоимостью 27,7 млн грн, срок выполнения работ – до конца 2022 года. А также подряд на ремонт покрытия по улице Черняховского, стоимость – 16,5 млн грн, срок выполнения работ – до конца 2022 года.

«Евродор» и другие «спарринг-партнеры»

Компания «Евродор» фигурирует в СМИ как своеобразный «спарринг-партнер» компании «Ростдорстрой», то есть эти компании часто делят между собой подряды на ремонт государственного значения.

«Евродор» в 2021 году выиграл два тендера на ремонт городских дорог в Одессе. Первый – стоимостью 60,8 млн грн на капремонт дороги по улице Шота Руставели, срок выполнения работ – до 31 декабря 2022 года. Второй – на выполнение «птекущего ремонта улично-дорожной сети Одессы стоимостью 9,9 млн грн, который нужно закончить к 31 декабря 2021 года.

«Спарринг-партнером» «Ростдостроя» можно назвать компанию «Дорстройгрупп», которая до конца 2021 года должна выполнить заказ на «текущий ремонт улично-дорожной сети Одессы» стоимостью 7,6 млн грн. Также ЧП «Дорстрой», тоже получившее подряд на «текущий ремонт улично-дорожной сети Одессы» до конца 2021 года, но стоимостью уже 9,8 млн грн.

ООО «Стройспецтехника»

Эту фирму некоторые СМИ напрямую относят к «орбите влияния» мэра Одессы Геннадия Труханова. Эта компания в 2021 году получила два подряда на ремонт дорог в Южной Пальмире.

Первый – стоимостью 20,7 млн грн на капитальный ремонт улицы Степной, срок завершения работ – до 31 декабря 2022 года.

Второй подряд – «текущий ремонт улично-дорожной сети Одессы» до конца 2021 года, стоимостью – 13,7 млн грн.

Другие подрядчики по ремонту дорог Одессы

Рассмотрим подряды на ремонт городских трасс в Южной Пальмире, которые получили более «мелкие» подрядчики, имеющие хорошие отношения с властями города.

  • Компания «Березовкаагродорстрой» в августе 2021 года получила подряд стоимостью 14,5 млн грн на ремонт перехрестя вулиць Овідіопольської та Центральний аеропорт, строк для виконання робіт – до 31 грудня 2022 року.
  • Компания «Гранд Лайн Констракшн» должно выполнить два подряда на ремонт дорог в Одессе. Первый – стоимостью 4,9 млн грн на «текущий ремонт улично-дорожной сети Одессы» до конца 2021 года. Второй – на ремонт внутриквартальных проездов по улице Генерала Бочарова стоимостью 6,2 млн грн, срок – до 31 декабря 2022 года.
  • Компания ГП «Лидер» получили сразу пять мелких заказов на ремонт дорог в Одессе. Первый – на проведение до 31 декабря 2022 года капремонта дорожного покрытия по улице Бехтерева стоимостью 9,7 млн. грн. Второй и третий – на выполнение «текущего ремонта улично-дорожной сети Одессы» до конца 2021года стоимостью 6,3 млн грн и 6,5 млн грн соответственно. Четвертый – на восстановление дорожного покрытия на участке Люстдорфской дороги стоимостью 2,26 млн грн до конца 2021 года, пятый – на восстановление дорожного покрытия на участке Люстдорфской дороги до конца 2022 года стоимостью 2,98 млн грн.

Можно ли изменить ситуацию и как это осуществить

После проведенного анализа закупок можно сказать, что сейчас городские власти Одессы проводят хаотическую политику ремонта дорог.

Власти Одессы при раздаче подрядов на ремонт дорог фактически выходят на ограничения по бюджету. И при этом вряд ли руководствуются критериями эффективности расходования средств, иначе не было бы ситуаций, когда на выполнение подряда стоимостью до 3 млн грн дается срок до конца 2022 года. Фактически за это время можно было бы утвердить проекты нескольких развязок и начать работу.

Трудно понять, как именно власти Одессы определяют приоритетность проведения работ на той или иной улице – в открытом доступе не было перечня дорог, которые готовятся ремонтировать в 2021 или 2022 годах. Есть популярная фраза: «Нет денег государства, есть только деньги налогоплательщиков». В нашем случае эту фразу можно переделать: «Нет денег города Одесса, есть только деньги налогоплательщиков в городе Одесса».

А значит, экспертная среда и гражданское общество Одессы должны объединить усилия и наладить постоянный и действенный контроль за тем, как власти города тратят деньги на дороги.

И также стимулировать мэра и местные власти разработать современную транспортную и инфраструктурную стратегию с проектами, в которых город действительно нуждается. Следует не только латать, но и планировать на 10 лет вперед, чтобы Одесса была современной, а не использовала советское прошлое в инфраструктуре, пытаясь «втиснуть» в него современное количество автотранспорта и населения.

Редакция Mind готова предоставить слово противоположной, упомянутой в материале стороне для выражения своей точки зрения на приведенные вопросы.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно