Экономика войны: какого роста цен в Украине следует ожидать через полгода
И за счет чего можно сдержать инфляцию

Национальный банк Украины прогнозирует, что рост инфляции на конец 2022 года может превысить 20% из-за последствий войны, развязанной россией против Украины. Однако регулятор уверяет, что ее уровень будет контролируемый. Сбудутся ли предсказания НБУ и как может измениться ситуация в экономике в течение ближайших 3–6 месяцев, рассказал Mind учредитель и партнер группы компаний Investohills Андрей Волков.
Сейчас многие как в Украине, так и за рубежом задаются очень важным вопросом: а что будет с украинской экономикой после окончания войны? И все понимают, что в сложившейся ситуации дать ответ на этот вопрос очень сложно. Потому что никто не знает, как надолго могут затянуться военные действия в стране.
Для примера возьмем сдержанно оптимистичный сценарий, который предполагает, что военное положение в Украине продлится 3–6 месяцев.
Что за это время произойдет в экономике?
Прежде всего, нас ожидает высокий уровень инфляции. Дело в том, что правительство вынуждено было включить «печатный станок» для того, чтобы обеспечить социальные выплаты. Это те самые 6500 грн, которые получают украинцы, лишившиеся работы или бизнеса из-за боевых действий (общее количество заявок на этот вид выплат превысило 5 млн). Это и помощь внутренним переселенцам по 2000 грн на взрослого и по 3000 грн на каждого ребенка. Кроме того, Кабинет Министров объявил о новой программе выплат работодателям, которые нанимают беженцев из других регионов. За каждого трудоустроенного переселенца компании будут получать по 6500 грн.
К этим выплатам также добавляются всевозможные льготные программы кредитования. Например, в марте правительство приняло два постановления – № 274 и № 312 – с поправками в программу «5-7-9», которые дают возможность бизнесу в условиях военного положения кредитоваться под ноль процентов.
Кампания по «раздаче» средств, не обеспеченных сбором налогов и производством товаров в Украине, приведет к раскручиванию инфляции в течение уже ближайших месяцев. Потому что свою деятельность, по разным оценкам, заморозили или полностью прекратили от 30 до 50% производителей.
Оставшиеся же предприятия физически не смогут выпускать такой объем продукции, чтобы подкрепить растущую денежную массу. Товарные запасы иссякнут и начнется рост цен. Вернее, он уже начался. По моим оценкам, потребительская инфляция в 2022 году составит около 30%.
Повлияет ли на ситуацию международная помощь?
Безусловно, правительство не может действовать иначе. Любая поддержка населения и бизнеса в условиях войны – правильное решение. И если бы военные действия продлились пару месяцев, существенных последствий для экономики от эмиссии не было бы. Но так как война затягивается, необходимо предпринимать решительные меры.
Большую поддержку Украине оказывают сейчас международные партнеры в виде грантов и кредитов. И эти вливания из-за рубежа отчасти помогут сбалансировать бюджет (сокращение дефицита, соцвыплаты и т. д.) и удержать валютный курс.
Но иностранная помощь все равно не сможет полностью решить проблему включенного печатного станка. Да, в теории можно закупать импортные товары за доллары, завозить их в Украину и обеспечивать таким образом эмиссию гривны. Но из-за войны появились огромные сложности с логистикой.
Причем как у импортеров, так и у экспортеров.
Почему нужно наладить логистику?
Львиная доля товарооборота в стране проходила через морские порты. А поскольку практически все они заблокированы российскими военными (кроме небольших портов Измаила и Рени), аграрии физически не могут отправить зерно и масличные культуры в Китай, Индию, Египет, Турцию и т. д. Не меньше проблем и у импортеров, многие из которых лишились налаженных цепочек поставки товаров в Украину.
В такой ситуации выходом стала бы полная переориентация грузовых потоков на железнодорожный и автомобильный транспорт. Но пропускная способность такой логистической цепочки в разы ниже, чем при доставке морем. Она будет дорогой и медленной. А значит, мы не сможем обеспечить себя достаточным объемом импорта даже при наличии валюты внутри страны. В итоге, это снова-таки приведет к инфляции. И не только к гривневой, но и к «долларовой».
Причем валютная инфляция особенно ярко проявится на фоне фиксированного курса, который поддерживается исключительно силами Национального банка и теми административными инструментами, которые он применяет. Это и ограничения по выводу капитала за рубеж, и продажа золотовалютных резервов, которые только в течение марта сократились почти на $1,5 млрд.
С учетом объемов валютного рынка, сумм международной помощи и кредитов в иностранной валюте, НБУ сможет удерживать курс гривны довольно долго. Но при этом он не сможет таргетировать инфляцию, и ее спираль будет неумолимо раскручиваться.
Как сдержать цены и не допустить их неконтролируемый рост?
Наихудший сценарий – это резкое сокращение потребления товаров.
Более «мягкий» вариант – восстановление импорта при непрекращающемся потоке средств со стороны иностранных партнеров в объемах, которые достаточны для поддержания такого импорта. И это вполне реально осуществить, если удастся добиться разблокировки портов.
Но самый правильный путь – это перезапуск украинской экономики и вывод производства на уровень, который будет соответствовать внутреннему спросу.
Безусловно, в сложившихся условиях реализовать третий сценарий будет непросто. Но именно он позволит быстрее преодолеть последствия войны (это при условии ее окончания через 3–6 месяцев) и не допустить падения экономики в пропасть.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.