Проблемка за бесценок: почему госбанки будут вынуждены продавать NPL с дисконтом до 85–95%
И кто первый поспешит расстаться с плохими кредитами

В последние полгода наблюдается активность со стороны государственных банков, которые выставляют на продажу права требования по проблемным и безнадежным кредитам. Еще в ноябре-2022 Ощадбанк анонсировал в системе «Сетам» аукцион по реализации 1,8 млрд грн задолженности компании «ЭСУ», которой принадлежит почти 93% акций «Укртелекома». В январе 2023 года Укргазбанк разместил на Prozorro.Продажи девять лотов NPL на общую сумму 683 млн грн. А в середине апреля Укрэксимбанк выставил на продажу права требования на недостроенный комплекс Sky Towers в центре Киева, который является залогом по кредитной линии, открытой «Агентству офисного строительства» на 5,95 млрд грн. С чем связана такая решимость банков и удастся ли им очистить свои портфели, специально для Mind поясняет Андрей Волков, основатель и управляющий партнер группы компаний «Инвестохиллс».
Почему именно сейчас?
Необходимость расчищать NPL в госбанках назрела уже довольно давно. Объем проблемных долгов там действительно внушительный. По данным НБУ, на 1 марта 2023 года в ПриватБанке, Ощадбанке, Укргазбанке и Укрэксимбанке сумма неработающих кредитов составила порядка 324 млрд грн. Это около 75% всей «проблемки» в банковской системе.
Разбираться с этой задолженностью нужно было начинать лет пять назад. Тем более что еще после кризиса 2014–2015 годов МВФ и другие доноры ставили перед Кабинетом Министров задачу по очистке банковской системы, которая будет включать в себя наведение порядка в балансах госбанков. В 2020 году Совет финансовой стабильности (в его состав входят руководители Национального банка, Министерства финансов, Фонда гарантирования вкладов физлиц, Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку) утвердил планы государственных банков по снижению неработающих кредитов на 305 млрд грн в течение трех лет за счет продажи долгов и списания с баланса 100% зарезервированных кредитов.
Но в государственных банках достаточно длительный механизм имплементации решений. Плюс процесс затянулся сначала из-за пандемии COVID-19, а затем из-за войны. Также были метания, какой именно путь избавления от NPL выбрать. Создать новую коррупционную кормушку в виде «плохого банка», куда сгрузить все проблемные активы, или отдать все на откуп ФГВФЛ. В результате было принято решение реализовывать задолженность с балансов самих банков.
Какие именно проблемные кредиты выставлены на продажу?
Те NPL, которые выводят на продажу госбанки, можно условно разделить на две группы:
- абсолютно «пустые» долги, где ничего взыскать невозможно в принципе. Дисконт по ним может достигать 95–99%;
- качественные кредиты с ликвидным обеспечением и в достаточным объеме. В таких случаях возможно получить и 100% суммы долга. Как пример – кредит Львовского автобусного завода (ЛАЗ) в Укрэксимбанке на сумму около 95 млн грн.
Как в итоге формируется цена?
Финальный дисконт зависит от конкретного должника, качества залогов и наличия независимых покупателей на рынке. В ситуации довоенного рынка 2020–2021 годов можно было бы ожидать дисконты по кредитам, которые продают госбанки, в среднем на уровне 60–70%. Но сейчас основным фактором, определяющим цену, будет спрос. А он находится на минимальном уровне.
Война в Украине крайне отрицательно повлияла на уровень ценовых предложений по рисковым сделкам. Системные игроки с рынка ушли. Например, в последние несколько лет группа компаний «Инвестохиллс» была одним из крупнейших независимых (не связанных с должниками) покупателей NPL. За несколько лет мы выкупили более 100 млрд грн таких кредитов.
В настоящий момент у нас нет планов по поглощению долгов госбанков. Да и кто сейчас будет их покупать в больших объемах, кроме самих должников, сказать сложно. Иностранцев на этом рынке и до войны было раз-два и обчелся, они работали только в связке с локальным игроком. Сейчас про них можно забыть. Поэтому, если не будет реальной конкуренции и долги будут выкупать только сами должники или случайные, несистемные игроки, то средний размер дисконта будет достигать 85–95%.
Какие факторы осложняют процесс продажи?
Нюанс еще и в том, что далеко не все кредиты могут быть проданы. Как пример – портфель ПриватБанка, который является держателем 67,5% проблемных долгов всей банковской системы Украины. Но в части NPL корпоративного бизнеса банк не может выставить на продажу крупные кейсы, подкрепленные ликвидным обеспечением и/или реальным бизнесом.
Согласно заявлениям НБУ, 95% NPL проблемного портфеля ПриватБанка – кредиты, выданные инсайдерским компаниям. Эти долги достаточно концентрированы, а качество и ликвидность их залогов низкое. С практической точки зрения продать их не представляется возможным в принципе, кроме как за доли процента номинала и только структурам, связанным с бывшими акционерами банка.
И хотя с 2020 года NPL-портфель ПриватБанка сократился приблизительно на 82 млрд грн, до 178 млрд грн, это не значит, что проблемная задолженность урегулирована или долги проданы. Они, в подавляющем большинстве, попросту списаны (основная часть – в IV квартале 2020 года, на 66 млрд грн).
Важно учитывать и тот факт, что из-за войны происходит рост портфеля NPL, в котором накапливаются долги «мертвого бизнеса» – предприятий, разрушенных в результате боевых действий, и компаний, чьи активы оказались в оккупации. А поскольку основными кредиторами корпоративного сектора в Украине были и остаются госбанки, для них текущая ситуация создает дополнительные проблемы.
Чего ждать дальше?
В перспективе можно рассматривать сценарий восстановления такого бизнеса. Но для этого покупателем NPL должен быть сам должник или реальный инвестор. И восстановление бизнеса все равно предполагает процесс взыскания долга для «очистки» актива. Открывается процедура банкротства. Как правило, производится выкуп залогового и прочего имущества на новое юридической лицо. Новый собственник берет бизнес на себя, а старый должник ликвидируется. Но данный механизм предполагает готовность инвестора финансировать не только выкуп долга, но и затраты, связанные с взысканием и возобновлением деятельности. В военных реалиях такое практически невозможно.
Прогнозирую, что госбанки до конца 2023 года выставят на торги долги на сумму более 100 млрд грн. Сколько из этого продадут, зависит в первую очередь от того, будут ли банки готовы доводить на торгах цену до приемлемого для покупателей уровня. То есть предлагать дисконты свыше 80% номинала и проводить голландские аукционы (с понижением цены). Если нет – будут проданы единичные лоты. Если госбанки решатся на дисконты, могут продать в этом году 50–70%, а остальную часть портфелей – только после дальнейшего понижения цены.
Также существует высокая вероятность списания существенной части проблемных кредитов. Прежде всего, такой шаг стоит ожидать от ПриватБанка, так как его основные должники входят или вошли в процедуру банкротства. Это значительно повлияет на уровень NPL на балансах, поскольку в ходе банкротства реализацией залоговых активов занимается не банк, а ликвидатор, который порой хочет получить хоть какие-то деньги. И залог уходит за бесценок.
При этом стоит заметить, что в правительстве и НБУ до сих пор идет дискуссия: продавать проблемные активы во время войны или ждать ее окончания и попытаться продать подороже. НБУ скорее против продажи, а Кабмин в целом за. Но дискуссия есть, поэтому в ближайшее время этот процесс может приостановиться. Новые активы не будут выводиться на торги, а те, которые продаются сейчас, не опустятся в цене до уровня, который будет приемлем для покупателя.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.