NPL растет, но катастрофы нет: как бизнес погашает кредиты в условиях войны

NPL растет, но катастрофы нет: как бизнес погашает кредиты в условиях войны

И как банки решают вопрос проблемной задолженности

Цей текст також доступний українською This text is also available in English
NPL растет, но катастрофы нет: как бизнес погашает кредиты в условиях войны
Фото: depositphotos.com

По данным Национального банка, объем неработающих активов в банковской системе (NPL) по итогам восьми месяцев 2022 года превысил 30%. В том числе, объем проблемной задолженности бизнеса достиг почти 36%, что на 4 п. п. выше, чем в начале войны. При этом на размер проблемной задолженности в банковской системе не влияет выдача новых кредитов. Просто потому, что новых кредитов почти нет. Кредитные портфели отдельных банков если и растут, то в основном за счет льготных программ таких как «5-7-9». А то, что Нацбанк отражает в своих данных как «свежие» долги, на самом деле – лишь реструктуризация ранее выданных кредитов. Что же происходит сейчас с «проблемкой» в банках, специально для Mind поясняет Андрей Волков, основатель и управляющий партнер группы компаний Investohills.

По банкам ситуация с NPL неоднородная. У финучреждений, которые диверсифицировали свои портфели, кредитовали разные отрасли, скрупулезно подходили к оценке залогов, гораздо меньше забот с проблемной задолженностью. Банки, у которых риск-менеджмент и кредитная политика прихрамывали, уже явно имеют уровень NPL, который гораздо выше среднего значения по рынку.

К слову, если бы оценка NPL проводилась по стандартам и меркам довоенного времени, размер «проблемки» в банковской системе был бы гораздо больше. Потому что в NPL однозначно должны попасть те заемщики, которые не соблюдают график погашения кредитов, обращаются за реструктуризацией и т.д. Но в нынешних реалиях и банки, и НБУ оценивают кредитную задолженность чуть иначе и не считают (пока что) проблемными те кредиты, которые хоть как-то обслуживаются.

Какова структура кредитных портфелей? Если углубиться в структуру кредитного портфеля банков, его можно разложить на три сегмента.

Первая часть – кредиты, выданные компаниям, которые оказались на территориях, где велись либо до сих пор ведутся боевые действия, а также займы бизнесу, который попал в оккупацию. Такие заемщики кредиты не погашают и реструктуризация по ним невозможна. То есть, для банков эта задолженность стала безнадежной и ее нужно списывать.

Вторая часть – это кредиты, которые обслуживаются, и обслуживаются довольно неплохо. Наиболее платежеспособные категории заемщиков сейчас – сфера торговли, сельхозпредприятия (им очень помогло оживление экспорта после разблокировки портов), энергетическая отрасль. Этот бизнес активен и зарабатывает деньги. Кстати, даже отечественная металлургия, несмотря на большие физические потери производственных мощностей, продолжает работать с прибылью.

Третий сегмент – кредиты, выданные заемщикам, которые испытывают сложности, но при этом пытаются хоть как-то возвращать долги банкам, искать компромисс с кредиторами. В этой категории присутствуют компании практически из всех отраслей. Но самая непростая ситуация, наверно, у застройщиков, пищевой промышленности, машиностроителей и сферы услуг.

Какую политику проводят банки? Банкам нужно отдать должное: они по отношению к заемщикам не ведут себя агрессивно. То есть, не вынуждают гасить кредиты во что бы то ни стало, не забирают залоговое имущество. Причем, большинство банков, – и частные, и государственные – без проблем соглашаются на реструктуризацию.

Самый распространенный вариант – это отсрочка погашения тела кредита. С пересмотром процентной ставки чуть сложнее. Но если должник не способен выплачивать проценты, банк может согласиться на уменьшение ставки или на капитализацию процентов, например. Уверен, что таких заемщиков банки будут и дальше вытягивать настолько, насколько это возможно.

В то же время, кредитный риск по-прежнему остается одним из ключевых рисков для банковской системы. Об этом, в частности, не раз говорил НБУ, по оценкам которого к концу 2022 года порядка 20% заемщиков могут объявить дефолт.

Этот прогноз вполне адекватный, так как проценты по кредитам на сегодняшний день выплачивают 75-80% компаний. Фактически, это самая «живая» часть экономики, которая продолжает функционировать.

Что будет с бизнес-кредитами? У многих компаний финансовые резервы или уже закончились, или подходят к концу. Поэтому зима станет настоящим испытанием для бизнеса. Если начнутся перебои с энергоносителями (в том числе, из-за повреждения критической инфраструктуры) и сломается логистика, мы вполне можем увидеть лавинообразный рост NPL.

При таком сценарии к весне 2023 года произойдет критическое накопление проблемной задолженности, и банкротами могут стать гораздо больше, чем 20% заемщиков. Причем, первыми рискуют оказаться в зоне дефолта те компании, у которых активы пострадали от военных действий или остались на оккупированных территориях. Именно такие должники – главные претенденты на пополнение статистики NPL.

Но если боевые действия в ближайшие месяцы пойдут на спад, и международная помощь Украине не иссякнет, то бизнес, наоборот, будет выравнивать обслуживание своих долгов. По большинству прогнозов, активная фаза войны после зимы затухнет. А это значит, что ближе к лету 2023 года качество кредитного портфеля банков улучшится, а доля NPL начнет сокращаться.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно