Не останавливаться: как изменились условия ведения бизнеса во время военного положения

Не останавливаться: как изменились условия ведения бизнеса во время военного положения

Об уплате налогов, условиях для наемных работников и о том, как перенести бизнес в другой регион

Цей матеріал також доступний українською
Не останавливаться: как изменились условия ведения бизнеса во время военного положения

Работать вопреки военному положению, платить налоги, чтобы поддержать экономику страны и сохранить рабочие места для украинцев – одна из главных задач, которая стоит сейчас перед бизнесом. К тому же последний научился сплачиваться и помогать не только ВСУ и украинцам, но и другому бизнесу. Так, недавно «Новая почта» вместе с платформой «Дія.Бізнес» сообщили о готовности помогать бизнесу с релокейтом в другие регионы – будут выдавать юрлицам по 10 000 грн на логистику. К тому же власти будут предоставлять безвозвратные 250 000 грн в рамках программы «еРабота» тем украинцам, которые готовы начать новый бизнес. Как работать во время военного положения и как изменились условия ведения бизнеса, рассказала Mind адвокат, старший юрист АО «ТОТУМ» Мирослава Нечай.

Детальнее о том, как видит бизнес помощь от государства – в материале Mind «Больше льгот, меньше давления: к каким налоговым изменениям стремится бизнес».

Война внесла изменения в жизнь всех украинцев. За эти два месяца мы научились жить под обстрелами. Сейчас перед нами стоит еще одна важная задача: вести бизнес в условиях военного положения, чтобы обеспечить надежный тыл нашим защитникам. Для этого государство приняло ряд законодательных изменений, которые должны помочь предприятиям выстоять в это сложное время. Если обобщать, то эти изменения можно выделить в следующие группы:

  • уплата налогов;
  • трудовые отношения;
  • эвакуация бизнеса из районов ведения боевых действий.

Как платить налоги в период военного положения?

Одним из самых больших изменений по уплате налогов в период военного положения является возможность налогоплательщиков на общей системе налогообложения перейти на третью группу единого налога и платить единый налог по ставке 2%. Для этого налогоплательщикам необходимо подать регистрационное заявление в контролирующие органы в бумажной форме или через электронный кабинет. Кроме того, плательщики, которые перейдут на единый налог, могут не платить ЕСВ за мобилизованных работников.

Если предприятие до перехода на уплату единого налога было зарегистрировано плательщиком НДС, то его регистрация не аннулируется, а приостанавливается. Соответственно, в течение этого периода такой плательщик не сможет начислять НДС, а также формировать налоговый кредит по операциям по поставке товаров и услуг. Поэтому переход на такую систему налогообложения может оказаться невыгодным, например, для экспортеров товаров.

Также на применение ставки в размере 2% смогут перейти и плательщики единого налога третьей или четвертой группы. Переход на применение этой ставки для таких плательщиков не производится автоматически, для этого нужно тоже подать регистрационное заявление, аналогично плательщикам, находившимся на общей системе налогообложения.

Законодательные изменения коснулись и плательщиков единого налога первой и второй группы. Они, в частности, во время военного положения могут не платить единый налог вообще, а также могут не платить ЕСВ за себя и мобилизованных работников.

Кроме того, на период военного положения либерализируется налоговое законодательство в части уплаты НДС. В частности, налоговый кредит можно будет формировать на основании первичных документов, то есть без зарегистрированных налоговых накладных/расчетов корректировки. Также, если в связи с военными действиями имущество предприятия было уничтожено, то начислять «компенсирующие» НДС по п. 198.5 ст. 198 НКУ не надо.

Если у предприятия есть земельный участок или другое недвижимое имущество на временно оккупированных территориях или на территориях ведения боевых действий, то плательщик освобождается соответственно от уплаты за землю или налога на недвижимое имущество. Перечень таких территорий должен отдельно утверждаться КМУ.

Кроме того, государство в начале войны освободило плательщиков от ответственности за несвоевременную подачу налоговой отчетности, уплату налогов, регистрацию налоговых накладных и акцизных накладных, установило мораторий на проведение документальных проверок и т. п. Однако 27 мая 2022 года вступил в силу законопроект №7360, согласно которому большинство из этих льгот было отменено.

Так, в частности, с 27 мая вернулась обязанность по регистрации налоговых накладных. Не зарегистрированные налоговые накладные нужно будет зарегистрировать до 15 июля 2022 года, неподанную в связи с войной налоговую отчетность нужно подать до 20 июля 2022 года, а неуплаченные налоги – уплатить до 31 июля 2022 года. Кроме того, возобновилось проведение всех камеральных проверок, а также внеплановых документальных проверок в связи с реорганизацией или ликвидацией юридических лиц, получением бюджетного возмещения и нарушением плательщиком валютного законодательства.

Как изменились трудовые правоотношения

Военное положение, несомненно, влияет и на трудовые отношения между работодателем и работником. В частности, часть людей уехала за границу или в другие более безопасные города Украины. В связи с этим работодатель может издать приказ о введении дистанционной работы на период военного положения.

Однако есть случаи, когда характер работы не предусматривает возможностей выполнять ее дистанционно или работник временно отсутствует (например, в связи с мобилизацией и т. п.). В таком случае работодатель может временно нанять нового работника, заключив с ним срочный трудовой договор на период действия военного положения или период замещения временно отсутствующего работника.

Кроме того, на период военного положения разрешается работа сотрудников в выходные, праздничные и нерабочие дни, работодатель может увеличить норму рабочего времени, привлекать к работе женщин по их согласию на тяжелых работах, подземных работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также привлекать по их согласию работников, имеющих детей, к ночным и сверхурочным работам, работам в выходные, праздничные и нерабочие дни, направлять в командировки.

В то же время бывают случаи, когда возобновить работу работник вообще не может (например, с ним потеряна связь и т. д.). В этом случае работодатель может приостановить работу трудового договора. Приостановление действия трудового договора – это временное прекращение работодателем обеспечения работника работой и временное прекращение работником выполнения работы по заключенному трудовому договору. Такая приостановка не прекращает трудовые отношения, то есть не является увольнением.

Как перенести бизнес из зоны боевых действий?

Еще одна важная тема, которую следует раскрыть, говоря о ведении бизнеса во время войны, – это эвакуация (релокация) предприятий на более безопасные территории Западной Украины.

Релокация предприятиями может производиться через правительственную программу или самостоятельно.

Если действовать через официальную государственную программу, то для этого предприятию необходимо заполнить соответствующее заявление, указав специализацию предприятия, количество работников, возможности производства, потребности в производственном помещении, сырье, размещении сотрудников, а также способ транспортировки. В первую очередь рассматриваются заявки предприятий оборонного комплекса и те, которые обеспечивают жизнедеятельность населения. При положительном решении по эвакуации предприятия государство помогает подыскать новое местоположение мощностей, помогает с переездом, способствует расселению работников и т. д.

Однако на практике большинство предприятий стараются действовать самостоятельно. При поиске таких мест обращают внимание на близость к границе, наличие удобного логистического сообщения. Кроме того, на территории Западной Украины есть населенные пункты (например, города Червоноград и Нововолынск), имеющие статус зон приоритетного развития (в таких зонах действуют льготы при налогообложении налогом на прибыль, НДС, рентной плате, плате за землю и т. п.).

Чтобы эвакуировать бизнес в города Западной Украины, можно обращаться непосредственно в органы местного самоуправления, которые готовы сотрудничать и коммуницировать с предпринимателями для такого переезда.

В то же время даже если вы нашли место для релокации своего предприятия, стоит обратить внимание на следующие юридические моменты перед такой эвакуацией:

  1. Релокацию бизнеса следует оформлять соответствующим приказом руководителя.
  2. Перед перевозкой производственных мощностей на другую территорию рекомендуется произвести их инвентаризацию. Факт перемещения имущества предприятия документируйте актами приемки-передачи.
  3. Поскольку сейчас реестры полноценно не работают, то договоры аренды можно заключить только краткосрочные (до трех лет).
  4. Работников эвакуируемого предприятия не нужно информировать об изменении существенных условий труда за два месяца вперед. В то же время с новыми работниками можно будет заключать срочные трудовые договоры в период действия военного положения или на период замещения временно отсутствующего работника.
  5. Если для осуществления хозяйственной деятельности требуется получение разрешительных документов (лицензий), то для продолжения деятельности на другой территории можно будет подать через ЦНАП или «Дію» декларацию на ведение хозяйственной деятельности. Однако это правило не распространяется на хозяйственную деятельность, предусмотренную в приложении 2 постановления КМУ от 18.03.2022 №314 (например, обращение с опасными отходами).
  6. После перемещения бизнеса (производственных мощностей) предприятие может изменить свой юридический адрес (однако это не является обязательным требованием).

Несмотря на все указанные выше изменения, вести бизнес в период военного положения сложно из-за общеизвестных объективных факторов. Поэтому часть предприятий, к сожалению, еще не возобновила свою работу. Однако надеемся, что скоро эта ситуация изменится. Выстоим!

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно