Логистика для украинского зерна: как работает электронная очередь в морских портах
Кейс компании Louis Dreyfus Company Ukraine

На днях в Мининфраструктуре анонсировали планы по расширению Черноморской зерновой инициативы и включению в нее Николаевского порта. Несмотря на войну, из украинских портов вышло 700 судов, в том числе с украинским зерном. Однако экспорт морем проходил с препятствиями, в частности, из-за блокирования россией этого процесса. Кроме внешних факторов, на этот процесс влияли и внутренние очереди в украинских портах. Учитывая, что Украина стремится к цифровизации многих процессов и процедур, происходящих в государстве, таким образом можно решить проблему и с очередями в «зерновом коридоре». К тому же уже есть положительный пример применения цифровых технологий в этой сфере. О кейсе Louis Dreyfus Company Ukraine (LDC), внедрившей в работу электронную очередь в Дунайском порту, рассказал Mind эксперт по вопросам автоматизации ГК «Арт Софт» Александр Тодуров.
Louis Dreyfus – один из четырех крупнейших мировых агротрейдеров так называемой четверки ABCD (Archer-Daniels-Midland (ADM), Bunge, Cargill). Его основные операции сосредоточены в Женеве. Штаб-квартира находится в Роттердаме, компания ведет деятельность в более чем 100 странах мира. В Украине LDC владеет пятью активами.
Проблема скопления вдоль дорог зерновозов, стремящихся попасть в украинские порты, известна давно.
Основная причина возникновения длинных очередей – то, что все машины с зерном едут в порт одновременно. На практике это приводит к большим очередям и длительному бесполезному простою машин, что наносит убытки и создает проблемы водителям, перевозчикам, трейдерам, жителям и властям припортовых городов. Один из самых надежных способов решить эту проблему заключается в организации работы не с машинами, которые уже приехали, а с теми, которые только собираются ехать.
Гораздо проще и экономически выгоднее создать электронную очередь приема машин на терминале и снизить затраты на логистику себе и своим партнерам. Именно по такому пути пошел зернотрейдер Louis Dreyfus Company Ukraine.
В сложных экономических и социальных условиях 2022 года компания продолжила эффективно работать, в частности, с Дунайскими и Одесскими портами для экспорта сельскохозяйственной продукции. Компания внедрила систему электронной очереди на крупнейшем Одесском терминале «Бруклин-Киев», а также в Дунайских портах: Рени и Измаиле.
Система была запущена в работу в октябре 2022 года, и за это время уже накопился определенный опыт эксплуатации, о котором ниже.
Читайте также: В свою [электронную] очередь: как разгрузить дороги на дунайские порты
Е-очередь работает в несколько этапов
Кратко логику работы можно описать так:
- Водитель зерновоза перед поездкой через специальное WEB-приложение делает заявку о дате и времени заезда и культуры, которую он доставит. Водителю не нужно ничего устанавливать на свой телефон, а можно работать через обычный браузер.
- Терминал принимает его заявку и автоматически в зависимости от указанного водителем времени и реального наличия свободных тайм-слотов назначает ему время отгрузки.
- Водитель самостоятельно рассчитывает свою поездку и приезжает в накопитель. Далее диспетчер подтверждает факт прибытия и проверяет правильность всех введенных данных о машине, водителе и ТТН.
- В назначенный час зерновоз приезжает на терминал и разгружается.
Опыт внедрения системы показал, что некоторые опасения по поводу того, что водители не смогут работать со смартфонами и самостоятельно регистрироваться, оказались ложными. Около 70% зерновозов регистрируются в очередь заранее, приезжают именно в свой тайм-слот и обслуживаются без длительного ожидания. Остальные 30% машин, становятся в очередь уже по прибытии в накопитель. Причем эта цифра имеет тенденцию к уменьшению, поскольку водители понимают, что смысла стоять и ждать своего тайм-слота в накопителе нет, лучше зарегистрироваться заранее.
В то же время только около 2–3% водителей используют кнопочные телефоны без интернета и регистрируются в очередь непосредственно у диспетчеров на самих накопителях. Используя некоторые программные подходы, была решена задача реального разнообразия типов телефонов и браузеров, установленных на них. На сегодняшний день система работает на 99% телефонов, которые используются водителями.
Также в системе был решен вопрос с ситуациями, когда водитель задерживается в рейсе и не успевает приехать в назначенный тайм-слот или по каким-то причинам отменяет уже согласованную заявку. Нажатием только одной кнопки в своем приложении он сообщает диспетчеру о возникшей ситуации и освобождает свой тайм-слот для других машин.

По словам одного из водителей, после внедрения очереди на LDC, которая уже расписана на два-три дня вперед, он спокойно бронирует нужный тайм-слот на свободное время. И теперь вместо того, чтобы стоять в накопителе или в поле и ждать, водитель успевает совершить еще один дополнительный рейс на другой машине предприятия.
Машины из живой очереди могут обслуживаться после е-очереди
В большинстве своем это водители, которые просто не знали о внедрении такой системы и узнают о ее существовании в терминале. Следовательно, они работают по установившейся схеме и попадают в живую очередь.
Зерновоз, приехавший без назначенного тайм-слота, записывает в очередь диспетчер или самим водитель непосредственно в накопителе. Машина ждет свое время там или вдоль дороги. У нее есть небольшой шанс быть обработанной раньше – только если ей повезет и кто-то из записавшихся в очередь не может приехать вовремя. Тогда машина может проскочить в освободившийся тайм-слот, если диспетчер ее вызовет.
Е-очередь и ее преимущества
Система, как и планировалось, оказалась вполне жизнеспособной и выполняет все возложенные на нее функции.
Самое главное – появилась возможность организации планового заезда зерновозов и их равномерного распределения в течение суток, уменьшилось скопление и простой автомобилей в накопителе и вдоль близлежащих дорог.
Преимущества е-очереди:
- Предварительный ввод информации из ТТН в учетную систему терминала уменьшает время обслуживания машины в терминале и ошибки.
- Сотрудники и руководство компании видят реальное состояние и состав очереди на каждом терминале: количество машин в накопителе, культуру и тоннаж в них; машины в пути на терминал, количество поданных заявок в очереди.
- Все службы, участвующие в закупке и перевалке продукции, получили возможность лучше планировать свою работу.
- Существование «зеленого» коридора для участвующих в работе системы е-очереди машин мотивировало не только крупных, но и мелких трейдеров и контрагентов переходить на плановую работу с компанией LDC.
- Повышение имиджа терминалов компании как таковых, поскольку резко уменьшилось время пустого простоя автотранспорта. Работа терминалов с очередью заезда становится прозрачной для всех участников.
- Понимание объемов планируемой сдачи продукции на каждый терминал на ближайшее время и визуализация этой информации для руководства.
Диспетчеры компании «Луи Дрейфус», работающие на всех терминалах, получили возможность:
- Управлять прибывшими и стоящими на накопителе машинами. Диспетчеры, в зависимости от текущей ситуации, могут быстро формировать нужные им группы машин по качеству зерна, экспортеру, времени прибытия и другим необходимым параметрам и вызвать их на разгрузку.
- Коммуникации с водителями и удобное управление очередью. Диспетчеры видят у себя на компьютере, где и с каким грузом находятся зерновозы (в дороге, прошли контрольную точку или уже в накопителе), какие машины можно вызвать на разгрузку в порт и т.д. Им теперь достаточно нажать кнопку в программе и выбранным водителям пойдет СМС-сообщение о вызове за документами, в порт на разгрузку, предупреждение о нестандартной ситуации в порту и т.д.
Е-очередь работает и при отсутствии электричества
Последние события с ударами по энергосистеме вызвали проблемы с обеспечением электричеством и не все идет так хорошо, как хотелось бы. Но и в этих условиях терминал может благодаря коммуникации с водителями вовремя сообщить о задержках или других нестандартных ситуациях и перенести им время прибытия, в частности из-за отсутствия электроэнергии в порту.
И все же, несмотря на все не зависящие от компании трудности, работа стала более организованной и системной, что привело к увеличению количества обрабатываемых на терминалах зерновозов.
Внедрение е-очереди дало плюсы и партнерам компании, получившим реальную возможность планировать свои логистические процессы при сдаче продукции на ее терминалах. Это позволило им сократить непродуктивные расходы на простой автотранспорта, спокойно планировать свою деятельность и нагрузку водителей.
Исходя из опыта эксплуатации имеем еще один положительный эффект от применения всей системы, связанный с экологией. Воздух в районе стоянок компании стал значительно чище, ведь в этом районе перестали работать одновременно десятки двигателей грузовиков, которые раньше стояли в ожидании и часто работали на холостых ходах. А значит, и количество выбрасываемого CO2 стало значительно меньше.
Благодаря экономическим и организационным плюсам от использования такого подхода компания вместе с разработчиками постоянно думает и работает над усовершенствованием продукта, над его новыми функциями и возможностями.
Читайте также: Николаевский порт может присоединится к «зерновому коридору». Что для этого необходимо и что это даст Украине?
Вскоре другим морским портам может пригодиться новая система логистики
На данный момент порты Николаева не работают, но правительство и Николаевская ОВГА ведут постоянную работу над их включением в «зерновой коридор». По словам руководителя Николаевской ОВГА Виталия Кима, «Николаевские порты на 90% готовы присоединиться к зерновому соглашению». И в этом случае опыт одесских коллег помог бы Николаевской области избежать повторения дорожной ситуации предвоенных лет.
Хотелось бы, чтобы и другие участники зернового рынка переняли передовой опыт «Луи Дрейфус Компани» и снизили пустые простои перевозчиков и скопления машин у портов и терминалов. Тем более с учетом военного времени и того, что большое количество машин, собранных в одном месте, может стать военной целью.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.