Сохранить важное: как «облачные» технологии могут помочь во время войны

Сохранить важное: как «облачные» технологии могут помочь во время войны

SaaS-подход и «облачные» решения в автоматизации предприятий в условиях военного времени

Цей матеріал також доступний українською
Сохранить важное: как «облачные» технологии могут помочь во время войны

Продовольственное агентство ООН на днях сообщило, что из-за войны, развязанной россией, в Украине застряло почти 25 млн тонн зерна. При этом проблемы с логистикой касаются не только перевозок зерновых, но и другой продукции – как АПК, так и иных отраслей. Как автоматизация может помочь в их решении, рассказал Mind эксперт по вопросам автоматизации ДК «Арт Софт» Александр Тодуров.

Детальнее обо всех возможностях автоматизации Mind писал в материале «Сухой порт: как обеспечить оперативную логистику в условиях войны».

Сейчас большинство предприятий Украины не могут позволить себе вкладывать прежние финансовые ресурсы в развитие собственной IT-инфраструктуры. Часть работавших специалистов ушли в территориальную оборону или ВСУ, часть уехали в западные регионы или Европу, некоторые остались за линией фронта. Но жить и работать бизнесу все равно нужно.

Многие организации вообще приостановили все проекты, связанные с автоматизацией. Хотя сейчас эти вопросы становятся особенно важными именно из-за того, что количество сотрудников уменьшилось. Как показывает опыт западных регионов, вновь принятые на работу сотрудники, особенно из числа беженцев, не обладают нужной квалификацией.

А ведь автоматизация производственных процессов и избавление сотрудников от рутинных операций как раз и помогут быстрее ввести новых людей в курс дела и увеличить производительность труда. Одно дело нажать кнопку в программе и получить нужный документ, отчет или, например, перенести информацию из ТТН в свою учетную систему, а другое – сделать все это вручную, да еще и начинающему сотруднику.

Как нам видится, большим подспорьем для бизнеса в этих вопросах окажется применение двух связанных друг с другом подходов:

  • Использование программного обеспечения на условиях SaaS (Software as a Service – программное обеспечение как услуга).
  • Размещение своих данных на «облачных» серверах.

Что такое SaaS-подход в автоматизации?

SaaS – это метод работы с нужным программным обеспечением по подписке. Фактически это аренда требуемых программ и «железа» у разработчиков. Практически всегда это «облачное» решение, то есть находящееся на серверах в интернете. Пользователь получает доступ к сервису через браузер или по API и не имеет никакой «головной боли» по вопросам обслуживания своей IT-инфраструктуры, ведь этой поддержкой целиком занимается поставщик услуги.

Модель SaaS – это когда клиент работает с готовым решением онлайн. Оплачивает доступ и максимально быстро получает на руки готовый инструмент.

Сохранить важное: как «облачные» технологии могут помочь во время войны
Фото предоставлено автором

Исходя из опыта работы с логистическими компаниями, связанными с железнодорожными и автомобильными перевозками, зерновиками и другими предприятиями, после начала боевых действий стало ясно, что такой вариант – лучшее решение для многих из них. Практически у всех похожие ситуации: свободных средств нет, айтишники уехали, кто и как будет внедрять что-то новое – непонятно.

Какие плюсы у SaaS-подхода к автоматизации предприятий?

  • Это значительно дешевле, чем полностью покупать готовое программное решение.
  • Внедрение и настройка происходят буквально за несколько дней, так как нет необходимости все «разворачивать» на серверах заказчика. Необходимое программное обеспечение уже установлено разработчиком на его «облачных» серверах и заказчик просто получает к ним доступ. 
  • Предприятиям не нужно расходовать средства на дополнительные серверы и другое «железо».
  • SaaS-решения также позволяют делать индивидуальные доработки и настройки для конкретного заказчика. Это не решение по типу «одно для всех», это решения типа «каждому то, что нужно».
  • Возможность доступа к автоматизированной системе предприятия для сотрудников из любой точки Украины и мира, а не только из своей локальной сети.
  • Более высокая живучесть и работоспособность системы, не зависящая от локального энергоснабжения территории предприятия, доступа к интернету и т. п., что в условиях военного времени начинает играть существенную роль.
  • Даже если на предприятии сейчас нет своего IT-специалиста – система будет работать. К сожалению, некоторые предприятия сталкиваются и с такой трагической ситуацией, когда их специалисты уже никогда не вернутся на прежнюю работу. А быстро заменить человека, который создавал и эксплуатировал IT-хозяйство, знал все нюансы, пароли, настройки и т. д., очень и очень сложно. Тем более, что мало кто из них реально документировал все свои «фишки».
  • Когда ситуация в стране разрешится и предприятие вернется к нормальному (довоенному) режиму работы и решит все перенести на свои серверы, можно перекачать все наработанные данные из «облака» к себе и продолжать работу уже в автономном режиме.

Использование «облачных» серверов

Любое программное обеспечение работает на компьютерах и серверах, физически где-то расположенных. При установке новых программ, особенно серьезных автоматизированных систем, часто приходится обновлять старые серверы или приобретать новые.

Это очень важный и часто не очень явный, но дорогостоящий вопрос. Для установки серверного оборудования необходимо не просто купить сам сервер, но и создать условия для его полноценной работы:

  • приготовить для него помещение;
  • организовать в нем соответствующий температурный режим, например, установить кондиционер;
  • произвести пусконаладочные работы, разводку кабелей;
  • наладить бесперебойное электропитание;
  • оборудовать систему пожарной безопасности:
  • обеспечить архивирование информации;
  • и т. д. и т. п.

В довоенное время смета на подобные расходы составляла порядка 400 000–500 000 грн. Далее для поддержки работоспособности серверов нужен сотрудник или компания, сопровождающая их.

Стандартный довоенный подход, при котором предприятия использовали собственные серверы для работы своих автоматизированных систем, в условиях военного времени себя не оправдывает.

После начала боевых действий даже офисы, в которых были установлены такие серверы, оказались уязвимы по многим позициям: физическое разрушение, прекращение подачи электроэнергии, невозможность получения к ним доступа, невозможность эвакуации или переезда и т. п. Оптимальный выход из данной ситуации – использование «облачных» серверов.

Например, Национальный банк Украины разрешил банкам вынести свои дата-центры в Европу и Америку для обеспечения стабильной и бесперебойной работы.

Делегирование всех вопросов, связанных с функционированием серверного оборудования в «облаке», снимает много организационных и финансовых проблем с самих предприятий.

Исходя из текущей ситуации в стране, общения и реального опыта работы с заказчиками после начала войны, наши программные комплексы, связанные с бухучетом, железнодорожной логистикой и автоматизацией управленческого и оперативного количественно-качественного учета на элеваторах и зерновых терминалах, были доработаны для использования в режиме SaaS и используют «облачные» технологии. В нынешних условиях это становится немалым подспорьем бизнесу. 

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.ua

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно