«аболело в мире
13,026,225
”мерло в мире
570,924
¬ылечилось в мире
7,188,992
«аболело в ”краине
54,133
”мерло в ”краине
1,398
¬ылечилось в ”краине
26,503
»скусство достижений: 5 кейсов ЂЅизнес-театраї

»скусство достижений: 5 кейсов ЂЅизнес-театраї

 ак украинские компании используют театр дл€ решени€ корпоративных задач

Ётот материал также доступен на украинском
»скусство достижений: 5 кейсов ЂЅизнес-театраї

ƒл€ того, чтобы быстро развивать навыки и получить доступ к максимальной продуктивности, нужно ввести человека в особое потоковое состо€ние. ќдним из способов погружени€ в ѕоток может быть искусство и конкретно бизнес-театр. ѕостановка корпоративного спектакл€ создает управл€емый положительный стресс, будоражит участников,  активизирует их интеллектуальные, эмоциональные и физиологические ресурсы.  ќб особенност€х применени€ этой практики Mind уже писал ранее.

“еперь же предлагаем ознакомитьс€ с конкретными кейсами: специалисты нескольких театральных направлений и компаний из различных отраслей бизнеса позволили нам загл€нуть за кулисы творческого процесса. Ќа примере реализованных ими проектов мы можем увидеть, какие «жанры» уже примен€ютс€, в чем их особенность и какие результаты они дают.

«“ренинг актерского мастерства»

ќдин из самых распространенных методов обучени€ персонала тем актерским навыкам, которые ежедневно нужны в работе сотрудников компаний

»скусство достижений: 5 кейсов ЂЅизнес-театраї
‘ото: Shutterstock

ѕрограмму можно проводить как в корпоративном, так и в «открытом» формате, когда в тренинге принимают участие люди из разных компаний. ƒлительность обучени€ тоже может варьироватьс€. —тартовый двухдневный тренинг позвол€ет ощутить «вкус» театра, провести «диагностику» каждого участника, прочувствовать зоны его развити€ и сделать первые шаги к изменени€м.

Ќо нужно реально оценивать возможности краткосрочного курса. јктеры годами систематически работают, чтобы отточить умение осознанно вли€ть на эмоции людей.  »деальный вариант – это системна€ работа в несколько подходов, например три-четыре тренинга по два дн€, между которыми должен быть перерыв дл€ самосто€тельной практики.

«÷ель тренинга актерского мастерства – пробудить в человеке “ворца. —амые страшные враги на этом пути – ограничени€, зажимы и страхи, которые мы нарабатываем в течении жизни.  »ногда бывает так, что у бизнесмена есть прекрасные идеи, но он не может донести их до окружени€. ≈му «не вер€т», за ним не идут, потому, что у него «слабый» голос, невн€тна€ речь, зажата€ жестикул€ци€.  огда мы целенаправленно прорабатываем «артистическую смелость», раскрываем секреты мускульного контрол€, законы темпоритма, осваиваем техники взаимодействи€ с аудиторией, – человек забывает о штампах, начинает играть и получает совершенно другой качественный результат», – рассказывает Ќаталь€ ћайорова, театральный режиссер, актриса и автор программы «Amatore», котора€ уже  много лет проводит такие тренинги.

–езультаты. “ака€ программа дает широкие возможности дл€ активизации природного потенциала сотрудников и улучшени€ корпоративного климата. ѕрезентации и переговоры участников станов€тс€ €рче и богаче. ≈жедневна€ работа идет легче и приносит больше прибыли.

« орпоративный театр»

“еатральна€ постановка силами сотрудников под руководством профессионального театрального режиссера, которую компани€ осуществл€ет в честь какого-либо знаменательного событи€

»скусство достижений: как украинские компании используют театр дл€ решени€ бизнес-задач

‘ото из архива компании «ј√–ќћј“»

 орпоративный театр включает в себ€ широкий спектр возможностей усовершенствовани€ навыков и работы в команде: выход из зоны комфорта, ответственность за результат, чувство сопричастности, гордость за свою компанию. √лавное преимущество такого формата – проведение изменений через творчество. Ёто позвол€ет компании выстроить более ло€льное отношение к новым иде€м, а сотрудникам – поверить в свои силы. 

«¬се началось с того, что мы хотели отпраздновать корпоративный Ќовый год, отойд€ от шаблонных форматов, и при этом провести его как командообразующее меропри€тие, которое поможет мобилизовать все ресурсы сотрудников в период трансформационных изменений, – делитс€ опытом создани€ такого театра ≈лена »патова, HR-директор компании «ј√–ќћј“».

ѕо ее словам, формат корпоративного театра стал дл€ компании идеальным решением, позволившим достичь всех намеченных целей. «»нтересна сама истори€ создани€ спектакл€. Ќа наше внутреннее объ€вление откликнулось большое количество сотрудников, и сначала мы хотели провести кастинг. Ќо режиссер решил, что берем всех желающих и предложил поставить грузинскую комедию «’анума». ѕьеса полностью соответствовала корпоративной культуре нашей компании. Ёто был удачный выбор – 35 участников, €ркие, характерные, разноплановые роли», – рассказывает ≈лена »патова.

 онечно, не все в компании понимали, зачем нужен театр. Ќекоторые активно сопротивл€лись новой идее, возмущались, подшучивали, говорили о том, что «ничего не получитс€», «продавать надо, а вы тут со своим театром». Ќо это только говорило о том, что инновационна€ творческа€ команда все делает правильно, и укрепл€ло желание вывести компанию из привычной зоны комфорта.

«¬сего за два мес€ца силами сотрудников под руководством талантливого режиссера јлександра ћатузко мы поставили  спектакль на сцене насто€щего театра. Ёто удивило всех, даже сотрудников театра. ¬есь зал, зрители, звукорежиссеры, работники театра аплодировали сто€! – делитс€ впечатлени€ми HR-директор компании. – Ќа спектакль мы пригласили родственников сотрудников в качестве зрителей. Ѕыли насто€щие афиши, билеты, закулисье, гримерки… » конечно, потом, когда те, кто больше всего сопротивл€лись, как зрители пришли на спектакль, увидели своих коллег на сцене под светом софитов, получили искреннее удовольствие от грандиозной постановки – все изменилось. Ќе только отношение к корпоративному театру, но и в целом к изменени€м в компании.  онечно, нам очень помогли те ресурсы, которые есть в компании: в первую очередь – продюсер и идеолог проекта ќльга “адай, творческие команды HR-департамента и департамента маркетинга».

¬ итоге организаци€ подобных постановок стала дл€ компании своеобразной традицией. 2018 год «ј√–ќћј“» снова встречал в насто€щем театре на сцене, но уже с новой сверхзадачей – комедией ”иль€ма Ўекспира «12 ночь» на украинском €зыке. 

–езультаты: ”частие в спектакле повли€ло на людей не только в плане развити€ навыков публичного выступлени€. ќни выросли как личности, осознав, что могут гораздо больше, чем думали о себе ранее. ¬ компании начали мен€тьс€ коммуникации. ћногие вопросы стали решатьс€ быстрее на горизонтальном уровне, так как люди лучше узнали друг друга, стали больше друг другу довер€ть. ќчень значимо дл€ бизнеса иметь группу людей, котора€ не «благодар€», а «вопреки всему» может делать глобальные вещи. » если внутри компании есть драйверы, которые готовы вз€ть на себ€ ответственность, то такой проект можно сделать собственными силами.

«“еатральный конкурс»

“еатральный проект, который включает в себ€ несколько постановок, в которых команды и сотрудники соревнуютс€ за звание «Ћучшего»

»скусство достижений: как украинские компании используют театр дл€ решени€ бизнес-задач

‘ото из архива компании Oil Group

ѕо отзывам специалистов театра и  участников – это неверо€тно насыщенный и экстремальный формат. “ренинги и постановки осуществл€ютс€ в течении двух-трех дней, команды играют спектакли на насто€щей сцене с насто€щими зрител€ми.  ” участников нет времени на репетиции, раздумь€ и колебани€. Ќужно действовать «здесь и сейчас», быть предельно вовлеченным, включать все личные ресурсы. 

—ам метод родилс€ в 2012 году благодар€ запросу руководства компании Oil Group. «вучал он буквально так: «Ќам необходимо проработать вовлеченность сотрудников в реализацию  стратегии и ценностей компании, развить навыки презентации и сн€ть страх публичного выступлени€ у менеджеров. ѕри этом нам не нужны тренинги, наши сотрудники их неоднократно проходили и выработали  устойчивую компетенцию «участник тренинга». ћотивируйте персонал сразу использовать те знани€, которые они получат. » пусть это будет театр. ќтпразднуем ƒень рождени€ компании юбилейным корпоративным спектаклем. Ќужно сделать что-то сто€щее и сильное в реальном времени!». ƒополнительным жестким условием проекта стало отсутствие возможности часто собирать менеджеров со всех регионов ”краины на репетиции.

¬ процессе мозговых штурмов проектной командой был создан инновационный метод, в котором удалось синтезировать тренинги, постановку спектакл€ и культурную программу. 

ѕараллельно с созданием плана проекта велись поиски театральной сцены и режиссеров, которые смогли бы реализовать этот нестандартный формат. Ќеожиданно это оказалось очень непростым делом. ¬ одних театрах не подходило пространство, в других не хотели слышать о творческом сотрудничестве, а просто предлагали скидки на билеты дл€ коллективного похода на спектакль. ќдин режиссер ответил: «—цену – берите, но € в этой авантюре принимать участие не буду». ƒругой гор€чо возражал: ««а два дн€ мы из них актеров не сделаем!» и не хотел даже слушать о том, что у компании и цели такой нет. 

Ќо в итоге повезло встретить талантливых, открытых к сотрудничеству и экспериментам профессионалов. –ежиссеры-постановщики ќлес€ √усар и ќрест Ѕорко тренировали менеджеров, участвовали в создании литературного материала, писали вместе с командой пьесы и ставили по ним спектакли, а актер  ирилл Ќикитенко помогал в жюри при подведении итогов конкурса.

Ќепосредственна€ реализаци€ проекта проходила следующим образом: участников разделили на четыре команды, из которых выйти в финал должны были только две.

ѕервый этап проходил в течении одного мес€ца и состо€л в обучении менеджеров навыкам презентации. Ѕыло поставлено два спектакл€.  аждый спектакль играло две команды – по одному акту целостной постановки. ∆юри по заранее выработанным критери€м выбирало лучшую команду из каждой пары.

— менеджерами на двух площадках в пространстве одного театра параллельно работали два режиссера.  ќлес€ √усар совершенствовала «тела» участников, снимала зажимы и развивала осознанное владение мимикой и жестами. ќрест Ѕорко работал с речью, передавал секреты ораторского мастерства. «ан€ти€ в мини-группах чередовались с общей работой режиссеров на большой сцене. ¬ечером второго дн€ пришли первые зрители, которыми были сотрудники компании, друзь€ и родственники участников. » по результатам работы в тренингах дл€ каждого менеджера была прописана индивидуальна€ программа развити€.

¬торой этап проекта – постановка юбилейного спектакл€ – была более насыщенной и энергоемкой. ≈сли в первых двух постановках удалось обойтись минимальными декораци€ми, афишами, программами и легким реквизитом, то здесь уже включилс€ весь театральный арсенал: в постановке были музыка, пение, танцевальные номера и масштабна€ видеосъемка.

ѕодготовительна€ закулисна€ работа включала множество задач. Ќасколько увеличилась длительность работы с «актерами»? ¬сего лишь на один день. «а мес€ц до спектакл€ один организационный день по знакомству с идеей спектакл€, раздаче ролей, читке и прогону танцевальных и вокальных номеров был приурочен к регул€рному итоговому собранию мес€ца. ƒл€ «усилени€ эффекта» было организовано коллективное посещение театра менеджерами проекта. »м дали «спецзадание»: оценить работу профессиональных актеров с точки зрени€ их силы воздействи€ на аудиторию.  ƒальше менеджеры разъехались по регионам решать насущные вопросы и… учить роли.

ёбилейный спектакль, как и предыдущие, длилась два дн€. —нова на двух площадках режиссеры колдовали над постановкой, тут же монтировались декорации, работали звукорежиссер со специалистом по свету и тут же носились операторы бэкстейджа. ј вечером – спектакль дл€ сотрудников, партнеров и клиентов компании, поздравлени€, фуршет, музыка и танцы.

»нтересна была работа в этом проекте с литературным материалом. »сход€ из условий (количество участников, гендерный состав, навыки, которые нужно было развивать, отсутствие репетиций), не представл€лось возможным вз€ть ни одну из известных пьес, поэтому бизнес-тренеры и режиссеры выступили в роли сценаристов. ƒл€ первых двух постановок был выбран формат мини-спектаклей, где в одном акте отыгрывалось 3-4 миниатюры, объединенные общим названием. ј дл€ финального спектакл€ был «переписан» сюжет известной рок-оперы, где генеральной линией стала истори€ о корабле, который, двига€сь к цели, попадает в страшный шторм, и ему удаетс€ уцелеть только благодар€ сплоченности команды и вере в победу.

–езультаты. ѕосле окончани€ проекта менеджеры говорили следующее: «ѕосле того, как € выступил дл€ 200 человек, € спокойно веду переговоры с группой людей и презентации». «я не верил, что из маленьких кусочков, усили€ми отдельных людей получилась цела€ картина. ”дивительно, но невозможное возможно!». «“ак, как после спектакл€, мы еще никогда не обнимались, хот€ до тренинга друг друга почти не знали, общались иногда только по телефону». «Ёто – как прыжок с парашютом. ”никальность в том, что летели мы два дн€. «апаса адреналина хватит надолго».

Ќа сайте Oil Group руководство компании констатирует: «¬ бизнес-театре каждый менеджер ощущает себ€ актером: испытывает стресс от работы на сцене дл€ живого зрител€, открывает себ€ с новой стороны, преодолевает дес€тки барьеров и комплексов.  аждый учитс€ быть настолько органичным и искренним, чтобы заставить публику поверить себе. “ак вырабатываютс€ ценнейшие навыки дл€ менеджеров и закал€етс€ командный дух».      

«ѕлейбек-театр» (от англ. playback – воспроизведение, проигрывание)

Ёто форма театра импровизации, где зрители рассказывают истории, а актеры превращают их в художественное произведение на сцене

»скусство достижений: как украинские компании используют театр дл€ решени€ бизнес-задач

‘ото из архива театра Playback#01

ѕлейбек-театр подходит тем компани€м, которые открыты к экспериментам, кто понимает, что бизнес делают люди и что с их эмоци€ми нужно целенаправленно работать: повышать уровень пластичности, умение переключатьс€ с одной роли на другую, развивать эмпатию, умение слушать без оценки и находить св€зующие нити с другими людьми.

¬ рамках развити€ сотрудничества этого жанра с бизнесом киевский плейбек-теат𠫬не времени» пригласил в ”краину Ќину √арбузову, художественного руководител€ «Playback#01» из ћосквы, котора€ раскрыла особенности его применени€ дл€ корпоративного управлени€.

«ќпира€сь на опыт работы с такими компани€ми как L'oreal, Avon, "”ралсиб", Video International и другими, могу сказать, что плейбек-театр подходит дл€ работы с изменени€ми, развитием командного взаимодействи€, внедрением модели компетенций, конфликтами, эффектами выгорани€. Ёто  отличный способ подвести итоги года, особенно, если он был непростым», – по€сн€ет Ќина √арбузова.

ѕо ее словам, плейбек, как и любой тренингово-консалтинговый проект, требует тщательной подготовки и супервизии. ¬едущие специалисты проекта заранее оговаривают с клиентами темы, иногда даже отбирают истории, чтобы минимизировать риски. ƒл€ актеров, естественно, истории до представлени€ остаютс€ тайной, так как плейбек – это театр импровизации, но импровизаци€, как известно, должна быть хорошо подготовлена.

–езультаты в работе с различными корпоративными задачами могут быть буквально следующими:

–абота с конфликтными ситуаци€ми в компании. ѕри помощи плейбек-театра можно создать поле дл€ диалога, где будут услышаны все стороны конфликта. ”частникам конфликта можно предложить рассказать «свою» версию ситуации. ѕосле чего этот искр€щийс€ эмоци€ми контент переноситс€ на нейтральную сцену, где актеры отыгрывают его, образно говор€, в 3D формате.  онфликтующие стороны могут посмотреть на ситуацию со стороны, через актеров отрегулировать эмоции и после этого в жизни перейти к конструктивному диалогу.

”правление изменени€ми. ѕри проведении изменений, как правило, возникает сопротивлени€ сотрудников.  ѕлейбек дает возможность осознать, озвучить, проработать сопротивление, дать ему выход в безопасной форме. ≈сли нужно собрать команду, котора€ будет вдохновл€ть и мотивировать сотрудников, отыгрываютс€ истории тех людей, которые €вл€ютс€ двигател€ми и «агентами изменений».

ѕодведение итогов года. ѕлейбек позвол€ет сотрудникам осознать, что у всех были одинаковые трудности и  вдохновл€ющие моменты. Ёто объедин€ет команду, дает возможность высказать проблемы, сн€ть напр€жение, поделитьс€ решени€ми, найти ресурс и вдохновить команду на будущие победы.        

«“еатрализованный квест»

ћетод, наход€щийс€ на пересечении двух креативных форматов

»скусство достижений: как украинские компании используют театр дл€ решени€ бизнес-задач

‘ото из архива компании Oil Group  

 вест как приключенческа€ игра объедин€ет участников вокруг общей цели, поднимает командный дух и дарит большое количество положительных эмоций. ≈сли к решению головоломок и задач, требующих от игроков умственных усилий, добавить  литературный сюжет, необычный контекст, профессиональную режиссуру и костюмированных персонажей, то диапазон воздействи€ на участников расшир€етс€ до бесконечности. “акое корпоративное меропри€тие  может быть событием, которое даст колоссальный ресурс дл€ работы команды, как минимум, на год.

Ёффект этого метода раскрывает –услан Ќиконенко, театральный режиссер, актер, который создавал театрализованные квесты в колоритных городах ”краины, замках, закрытых выставочных павильонах и гостиничных комплексах: «Ќачнем с того, что режиссер квеста – это человек, который наполн€ет физическую реальность и €зык сухих цифр эмоциональными красками. ¬месте с декораторами, костюмерами, актерами мы создаем пространство, в котором информаци€ затрагивает не только ум человека, но и всю его сущность, образно говор€, она доходит «до сердца и почек». Ёто именно то состо€ние, которое нужно дл€ изменений, добавл€ет режиссер.

ѕо его словам, все люди рождаютс€ с замечательным качеством: «первичность воспри€ти€ мира», то есть вид€т мир таким, как он есть. «ѕотом мы набираемс€ вс€кого «барахла» и добровольно замыкаемс€ в узком коридоре стереотипов.   огда участник попадает в замок или мир —тивена  инга, привычные стереотипы ему не помогают, и он буквально вынужден вернутьс€ в свое естественное человеческое состо€ние открытости и готовности к экспериментам», – объ€сн€ет суть происход€щего –услан Ќиконенко.

–езультаты. ћир приобретает новые краски и по€вл€етс€ свобода. ƒобравшись до победного финала, игроки укрепл€ют веру в себ€ и свою команду. ѕарадокс такого рода тренингов заключаетс€ в том, что каждый участник получает возможность через «психофизику» освободитьс€ от себ€, чтобы потом к себе же и вернутьс€… но «к себе» новому. 

ѕодытожива€ все, сказанное выше, следует отметить, что вариабельность форматов использовани€ театрального искусства дл€ решени€ бизнес-задач безконечна, что помогает расшир€ть диапазон выбора творческих элементов дл€ развити€ бизнеса и создавать новые культурно-образовательные проекты.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате