Q&A: как реструктуризировать корпоративные кредиты?

Q&A: как реструктуризировать корпоративные кредиты?

И на что именно следует ориентироваться при реструктуризации

Цей текст також доступний українською
Q&A: как реструктуризировать корпоративные кредиты?
Фото: Shutterstock

По итогам 2017 года объем неработающих кредитов в корпоративном секторе Украины превысил 500 млрд грн. Этот уровень является критическим, ведь значительные суммы просроченной задолженности существенно снижают операционную эффективность банков. В специальном проекте Business Level Up Mind решил остановиться на особенностях применения закона о финансовой реструктуризации. Итак, рассмотрим подробнее, как реструктуризировать неработающие кредиты в украинском корпоративном секторе.

Что необходимо реструктуризовать? Общая сумма неработающих кредитов в корпоративном секторе Украины (без учета физических лиц – предпринимателей) по итогам 2017 года достигла 500,3 млрд грн. Это можно сравнить со стоимостью четверти легкового автопарка страны. В прошлом году этот показатель рос четыре квартала подряд. Только за декабрь он увеличился на 6,4 млрд грн. И это данные только по действующим банкам. После всех зачисток, оздоровлений и уверенных стабилизаций доля неработающих кредитов в их портфелях составила 56,03%.

Исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова считает сложившийся уровень non-performing loans критически высоким. «Такой высокий уровень плохих кредитов не позволяет многим компаниям получать достаточное финансирование. С одной стороны, банки не могут кредитовать те компании, которые не в состоянии вернуть старые кредиты, – это нерационально и весьма рискованно. А с другой – у банков очень ограниченный ресурс для кредитования из-за опять-таки высокого объема просроченной задолженности», – считает эксперт.

На что ориентируются при реструктуризации? Успешность реструктуризации в первую очередь зависит от желания сторон достичь приемлемого компромисса. Однако параметрально проведение такой операции регламентирует закон о финансовой реструктуризации, действие которого заканчивается в октябре 2019 года. Механизм для внесудебного решения вопроса проблемных долгов был утвержден на законодательном уровне под давлением МВФ.

«Закон о финансовой реструктуризации является реально работающим инструментом для решения вопроса с частью неработающих кредитов. Ощадбанк –- один из первых крупных банков, и, собственно говоря, первый госбанк, который использовал этот законодательно закрепленный механизм урегулирования задолженности», – отметила заместитель директора департамента реструктуризации задолженности и взыскания Ощадбанка Ирина Мудрая.

Каким компаниям это нужно? По оценке Независимой ассоциации банков, закон рассчитан на сегмент крупного корпоративного бизнеса: все процедуры достаточно трудоемкие как для должника, так и для кредитора.

В НБУ отметили, что добросовестные заемщики, которые попадают в затруднительное положение, обычно заинтересованы в реструктуризации кредита: они заботятся о своей репутации и понимают пользу такого инструмента с точки зрения содействия улучшению их финансового положения.

Как оценивает закон о реструктуризации Нацбанк? В НБУ считают, что сегодня закон о финансовой реструктуризации не оправдал в полной мере тех ожиданий, которые на него возлагались.

«С одной стороны, это связано с такими чисто техническими причинами, как вопросы налогообложения. С другой – существуют фундаментальные факторы, которые препятствуют исполнению закона. К таким факторам относятся, в частности, отсутствие культуры работы банков в формате комитетов кредиторов, а также низкий уровень взаимного доверия между участниками рынка. В дополнение в ходе переговоров часто складывается ситуация, когда заемщики требуют условий реструктуризации, которые неприемлемы для банков, но слабость судебной системы мешает финучреждению занять в переговорах более сильную позицию», – пояснили в центральном банке.
По оценке банковского регулятора, для запуска этого инструмента нужны, среди прочего, время и «успешные истории».
В НБУ также отметили, что существование моратория на взыскание имущества граждан (закон №1304-VII) лишает банки права удовлетворять свои законные требования за счет заложенного имущества должника.
«Его отмена сегодня полностью зависит от решения парламента. Банковское сообщество уже наработало несколько возможных вариантов решения проблемы валютных кредитов и согласилось взять на себя часть убытков, связанных с обесцениванием курса гривны. Но без реальной защиты прав кредиторов не будет и мотивации у заемщиков возвращать долги», – пояснили в НБУ.
Чего ждать в этой сфере в 2018 году? Как сообщили в НБУ, от банков будут требовать в течение первого полугодия 2018 года разработать и начать воплощать планы по работе с неработающими кредитами. Требования к таким планам и график их реализации Нацбанк планирует определить отдельным постановлением.

«Большой объем неработающих кредитов действительно снижает операционную эффективность банков. Поэтому именно в интересах финучреждений использовать механизмы списания кредитов. Новый стандарт финансовой отчетности (МСФО 9) позволяет списывать инструмент частями. Также надеемся на оживление использования возможностей, предоставленных им законом о финансовой реструктуризации», – подчеркнули в НБУ.

Насколько сложна реструктуризация? Это сложно, но проще, чем по процедурам, которые применялись ранее. Однако дополнительных расходов не избежать – в частности, на оплату труда независимых экспертов по подготовке отчета о финансовом состоянии должника.

«Требования к независимому эксперту у нас – на уровне не ниже компаний Big 4, требования к юридическому и финансовому советнику – только репутабельные топовые компании, требования к оценщику имущества – международно признанные эксперты по оценке имущества. Поэтому, если должник готов открыто вести диалог, открыто показать свой бизнес и заинтересован не «кинуть» банк, а оставаться надежным платежеспособным клиентом, банк всегда готов к переговорам и заинтересован в поиске компромисса», – отметила Ирина Мудрая.

Требования и рекомендации к соответствующему отчету можно найти на сайте Секретариата по финансовой реструктуризации.

Как к этому относятся банки? Успешная реструктуризация позволяет банкам рассчитывать на возврат определенной части долга, а также на улучшение профиля своих балансов. Однако практическое применение этого закона многие финучреждения считают новаторством, тогда как взыскание залогового имущества, инициирование банкротства заемщика и продажа кредитов коллекторам гораздо привычнее.

В Ощадбанке обратили внимание на то, что большинство неработающих кредитов уже находится в состоянии глубокой исковой работы или на этапе исполнения судебных решений либо внесудебного взыскания.

Вместе с тем в НБУ сообщили, что операционной прибыли почти всех корпораций на сегодняшний день хватает, чтобы полностью платить проценты по кредитам, и в 2018 году эта тенденция продолжится.

«На сегодня финансовое положение предприятий значительно улучшилось. Восстановление прибыльности реального сектора продолжается с ІІ квартала 2015 года, а совокупная рентабельность предприятий по EBITDA в 2017 году превысила 10%», – отметили в Нацбанке.

Чего уже достигли? В Независимой ассоциации банков подсчитали, что процедура финансовой реструктуризации уже охватила 10 компаний, и восемь из них – уже на завершающей стадии. Успешно реструктуризировано дел на 7,6 млрд грн. Сейчас в процедуре задействованы четыре банка – Индустриалбанк, Ощадбанк, Альфа-Банк, Экспресс-Банк.

Ощадбанк, используя этот механизм, уже вывел из статуса проблемности более 5 млрд грн. «За восемь месяцев полноценного действия закона это является неплохим результатом для госбанка. Сегодня продолжаются еще две незавершенные процедуры. Активное использование законодательно закрепленного инструмента финансовой реструктуризации – один из ключевых приоритетов в работе с проблемной задолженностью в Ощадбанке на 2018 год», – подчеркнула Ирина Мудрая.

Каковы условия реструктуризации? Условия для начала процедуры, в том числе требования к должникам, четко установлены законом. Среди них, в частности, перспективность деятельности компании, отсутствие по ней возбуждения производства по делу о банкротстве. К тому же предусмотрено, что размер требований банка составляет не менее 50% общей суммы требований финучреждений к должнику, за исключением связанных лиц.

Законом предусмотрено применение таких инструментов, как установление процентных ставок на уровне ниже себестоимости привлечения средств, полное прекращение начисления процентов, прощение части долга, передача кредитору права собственности на имущество должника в счет частичного или полного погашения задолженности.

Допускается также перевод обязательств должника в капитал, реорганизация должника, смену его руководителя.

«Отдельно следует отметить положительные изменения нормативного регулирования по расчетам банками кредитных рисков и налогового законодательства, которые внесены во исполнение требований принятого закона», – отметила Ирина Мудрая. Среди прочего, речь идет о льготах по налогу на прибыль для должника при списании части задолженности.

Сколько времени в среднем уходит на оформление реструктуризации и от каких факторов это зависит? Согласно букве закона, процедура реструктуризации до момента подписания плана реструктуризации может длиться 90 дней и быть продлена еще на 90 суток. Однако стадия переговоров может продолжаться долго.

«Банк, а иногда несколько банков и заемщик, в процессе переговоров пытаются достичь лучших условий для себя, поэтому здесь очень важно умение сторон находить компромисс. Также не последнее место занимает и объем средств, подлежащих реструктуризации, и количество вовлеченных сторон», – подчеркнула Елена Коробкова.

Опыт Ощадбанка показывает, что подготовительные действия могут продолжаться от трех до девяти месяцев: их следует осуществить до подачи заявления на реструктуризацию в Секретариат.

«Мы пытаемся до подачи согласия на реструктуризацию и, соответственно, инициирования процедуры по предписаниям закона максимально отработать с должником те вопросы, которые зависят от должника и кредитора. Например, собрать полный пакет всей документации, необходимой для проведения независимым экспертом осмотра финансово-хозяйственной деятельности должника», – пояснила Ирина Мудрая.

Что препятствует проведению реструктуризации кредитов бизнесом? Позиция Нацбанка заключается в том, что для более активного решения проблемы неработающих кредитов бизнеса, в том числе путем проведения реструктуризации, необходимо принять ряд законодательных изменений, в частности, относительно усовершенствования процедур банкротства должников.

«Необходимо законодательно усилить защиту прав кредиторов путем принятия соответствующего законодательства. В общем слабая защита прав кредиторов пока не стимулирует заемщиков к проведению работы по погашению проблемной задолженности», – подчеркнули в НБУ.

В Независимой ассоциации банков также указывают на неэффективность судебной системы: недобросовестные должники могут злоупотреблять своими правами.

«Банкам чрезвычайно сложно вернуть средства через суд, и чем выше сумма займа и влиятельнее заемщик, тем сложнее банку победить. Ведь рассмотрение дела может длиться годами, и не факт, что результат финучреждение удовлетворит. Разумеется, такая ситуация не стимулирует бизнес искать решение мирным путем», – пояснила Елена Коробкова.

Еще одна преграда – нечетко прописанные механизмы применения налоговых льгот для участников процедуры. «В Минфине уже заработал экспертный совет по вопросам налоговых консультаций, Независимая ассоциация банков обратилась в адрес последнего. Ожидаем положительного решения этого вопроса, хотя и понимаем, что процесс не будет очень быстрым», – сообщила исполнительный директор ассоциации.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно