»нновации в телекоме: как одновременно стать банком, ∆Ё ом и телевизором

»нновации в телекоме: как одновременно стать банком, ∆Ё ом и телевизором

„то еще делать, если прибыль от основного бизнеса сократилась

Ётот материал также доступен на украинском
»нновации в телекоме: как одновременно стать банком, ∆Ё ом и телевизором
‘ото: pixabay

Mind.ua в партнерстве с платформой открытых инноваций Re: actor и компанией KPMG в ”краине готовит первый в стране »ндекс инновационности украинского бизнеса. ћы хотим пон€ть, насколько самые мощные отрасли экономики готовы к вызовам будущего, какие инновации внедр€ют крупнейшие игроки и куда движетс€ рынок. –езультаты оценки компаний будут озвучены 10 окт€бр€ на конференции Tech Fusion 2019 и опубликованы на Mind.

ћы уже писали, что происходит, когда консервативный сектор – агро – объедин€ет свои усили€ с высокими технологи€ми, и какие изменени€ претерпит банковска€ сфера с приходом в нее новейших технологических разработок. Ќа этот раз остановимс€ на том, как инновации вли€ют на свою «колыбель» – телеком-сегмент.

“елеком – сама€ молода€ отрасль из тех, о которых Mind рассказывает в проекте. Ќо, по сути, она представл€ет собой движущую силу всех остальных инноваций в мире. —в€зь – фиксированна€, потом мобильна€, затем скоростной интернет – изменили принципы взаимодействи€ людей с объектами и друг с другом, стали проводником четвертой промышленной революции. Ќо даже внутри этой отрасли происходит больша€ трансформаци€ благодар€ новым возможност€м сетей и в силу сокращени€ прибыли от основного бизнеса.

¬ылетели в трубу

 ак в свое врем€ мобильна€ св€зь «съела» фиксированную, так же теперь приложени€ и OTT-сервисы «съедают» заработки мобильных операторов и кабельных провайдеров. » те, и другие превратились в «трубу», по которой «наливаетс€» интернет и сопутствующие сервисы. ¬едь именно они стали точками роста доходности в ситуации, когда заработки от голосовой св€зи падают, а абонентска€ база уже не увеличиваетс€ привычными темпами.

“ак, по данным GSMA, в окт€бре 2019-го в мире насчитывалось 5,15 млрд уникальных абонентов мобильной св€зи и 9,32 млрд всех подключений с учетом IoT, причем последние растут вдвое быстрее. 60% абонентов уже владеют смартфоном и 3,6 млрд – пользуютс€ мобильным интернетом. ≈ще 1,4 млрд человек впервые воспользуютс€ мобильным интернетом в течение ближайших семи лет. 

»нновации в телекоме: как одновременно стать банком, ∆Ё ом и телевизором

ѕримерно в трети стран мира среднемес€чный объем трафика одного пользовател€ в 2018 году превысил 5 √Ѕ. ѕо данным отчета Tefficient, отрыв от прошлого года значительный, а к 2024-му ожидаетс€ п€тикратный рост.

»нновации в телекоме: как одновременно стать банком, ∆Ё ом и телевизором

¬ отчете крупнейшего оператора China Mobile говоритс€, что в 2018 году выручка от голосовых услуг сократилась на 31,1% и составила 16,1%. »нтернет принес 80,8% выручки от телеком-сервисов, и за год она выросла на 9,9%. ƒанные второго по размерам мобильного оператора – Vodafone – похожи. «а последние три года рост трафика в сети составил 51–65%. ¬ыручка от передачи данных за последний год выросла на 12,8% и достигла 43% в структуре выручки оператора. 

Ќова€ жила

≈сли в эпоху 3G речь шла о росте потреблени€ трафика и доходах на приложени€х дл€ пользователей, то 4G – это уже больше про бизнес. Big data, IoT-платформы, больше подключенных устройств, искусственный интеллект, кросс-индустриальные проекты и сервисы на стыке разных технологий.  

—в€зь 5G будет уже целиком и полностью про интернет вещей и посто€нное подключение. ќператорам она дает больше возможностей дл€ интеграции в цифровую инфраструктуру и монетизации трафика. Ќа пике развити€ технологи€ может стать угрозой дл€ провайдеров фиксированной св€зи.  ак минимум там, где есть необходимость избавитьс€ от проводов – на производстве и т. д. 

Ќо пока до массового использовани€ 5G далеко, текущие возможности мобильных сетей мен€ют бизнес операторов и индустрии, экономику стран и жизни миллионов людей. 

ƒеньги вперед

¬ 2018 году мобильна€ экосистема сгенерировала $1,1 трлн, из них $680 млрд досталось операторам, а $180 млрд заработали создатели сервисов, приложений и контент-провайдеры. Ќо и сами операторы активно зарабатывают на сервисах. Ќаиболее попул€рны услуги в сфере финансов (мобильные цифровые кошельки) и контента (видео, аудио, книги), созданные самосто€тельно или в партнерстве с провайдерами контента. 

ѕо словам визионера сферы финтеха  риса —киннера, в »ндии и других развивающихс€ странах јзии одной из главных причин дл€ подключени€ к мобильной св€зи становитс€ доступ к финансовым сервисам. 

јналогична€ ситуаци€ в јфрике: кейс M-Pesa (мобильный кошелек Vodafone, работает в р€де развивающихс€ стран) еще несколько лет назад стал известен в мире. Ќа африканском континенте низкий уровень проникновени€ банков и доступа к финансам у населени€. ¬ таких странах, как  ени€, “анзани€, Ќигери€, ёј– и других, банковскую карту заменил смартфон. ¬ M-Pesa можно хранить деньги, брать микрокредиты, переводить средства. 

ѕомимо пользовательских финансовых сервисов операторы разрабатывают b2b-решени€ дл€ приема платежей, которые могут заменить кассовые аппараты. ƒаже в ”краине над такими проектами работают Vodafone и « иевстар». Ќапример, Vodafone на дн€х представил решение «—март  асса» с терминалом, который принимает оплаты по QR-коду. 

ћиллениалам нужен контент

ћиллениалы и последующие поколени€ испытывают большую потребность в посто€нном доступе к контенту, особенно видео. » телеком вынужден реагировать на запрос рынка. 

¬торой по размеру оператор в »ндии, Jio, позиционирует себ€ как цифрова€ платформа. ≈е создатель несколько лет назад обеспечил жител€м недорогой доступ к 4G-интернету, а также завалил рынок смартфонов продажами бюджетного фичерфона под собственным брендом.

” телефона есть доступ к 4G, при этом он потребл€ет меньше трафика и более энергоэффективен, но в нем есть все попул€рные интернет-сервисы, а оператор предоставл€ет с него доступ к контенту. ¬ платформе Jio есть “¬-сервис с 500 каналами, онлайн-кинотеатр, мессенджер, музыкальный сервис, новостной агрегатор и приложение с газетами и журналами, облачный сервис и цифровой кошелек.  ак пишет издание ET Telecom, сервисы Jio TV/Jio Cinema стали единой точкой входа дл€ просмотра видео дл€ многих индийских абонентов. 

¬идео вообще становитс€ самым любимым контентом у мобильных пользователей, на него приходитс€ больша€ часть трафика, а аппетиты аудитории относительно качества растут. ќсобенно попул€рен такой контент в странах јзии.

–ост попул€рности видео в разных странах

»нновации в телекоме: как одновременно стать банком, ∆Ё ом и телевизором

ћежду операторами или провайдерами и производител€ми контента бывают разные услови€ сотрудничества – White Label, когда контент поставл€етс€ под брендом оператора, доступ к контенту без платы за трафик, доступ к библиотеке контент-провайдера с оплатой услуги единым счетом с оператором или доступ сразу к нескольким библиотекам. Ќапример, на территории —Ќ√ часто источником видео-контента выступают OTT-сервисы Megogo, Amediateka, аудио – «яндекс.ћузыка». 

¬ редких случа€х операторы считают целесообразным создать собственный контент-сервис или купить гиганта на рынке. Ёто более дорогой способ развити€, но он дает большую устойчивость дл€ бизнес-модели в перспективе. “ак, самой крупной сделкой 2016 года стала покупка AT&T медиаконгломерата Time Warner за $85,4 млрд. ќднако чаще речь все-таки идет о партнерстве. 

—отрудничество помогает обоим участникам сделки расшир€ть аудиторию и укрепл€ть ее ло€льность, создавать особые услуги дл€ b2b-сегмента и защищать свой основной бизнес. 

“акже операторы пытаютс€ играть на территории мессенджеров, завлека€ пользователей бесплатным или безлимитным трафиком, в том числе в роуминге. Ќо пока потеснить гигантов им не удаетс€.

»нтернет вещей

ѕо оценкам GSMA, к 2025 году в мире будет насчитыватьс€ 25 млрд устройств интернета вещей, а само направление сгенерирует $1,1 трлн выручки – это в четыре раза больше, чем операторы зарабатывают на IoT сейчас.

¬ сфере IoT самым попул€рным пользовательским направлением сегодн€ €вл€етс€ «умный дом». ¬ 2018 году таким образом было подключено уже 3,2 млрд устройств. Ќо все-таки индустриальное применение дл€ IoT намного шире. —егодн€ это и «умные строени€», и «умный город», производство, логистика, здравоохранение, энергетика и транспорт. 

ѕомимо подключени€ операторы зарабатывают и на самих платформах. ¬ феврале 2019 года Vodafone отчиталс€ о 77 млн подключений к своей IoT-платформе в 27 странах мира в рамках 80 проектов. ¬ мировых лидерах направлени€ – также операторы Telefonica, AT&T, Deutsche Telekom и другие. 

»нновации в телекоме: как одновременно стать банком, ∆Ё ом и телевизором

—обственна€ инфраструктура позвол€ет операторам и провайдерам расшир€ть сферу де€тельности на неочевидные дл€ них направлени€. “ак, The Sydney Morning Herald пишет, что новозеландска€ компани€ TrustPower, п€тый по величине производитель электроэнергии в стране и четвертый по величине розничный продавец электроэнергии, – это еще и поставщик интернет-услуг. ¬ јвстралии Vocus и Amaysim продают электроэнергию своим абонентам мобильной и фиксированной св€зи. 

—тартап CityTaps8 в Ќигерии разработал интеллектуальные счетчики дл€ воды, которые благодар€ M2M-подключению передают данные о воде на телефоны пользователей, а они могут оплатить услугу тут же, с помощью мобильных денег оператора Orange. 

≈ще одно попул€рное направление бизнеса – аналитика больших данных. ќператоры предоставл€ют скоринг дл€ услуг в сфере кредитовани€ и страховани€, создани€ тепловых карт и т.д. ¬ √ане, стране, котора€ занимает п€тое место в мире по мал€рии, операторска€ биг дата помогает боротьс€ с болезнью. »значально медики собирали и обрабатывали информацию о поступающих звонках от пациентов вручную. Ќо в 2017 году дл€ этого стали использовать аналитическую систему, котора€ агрегировала ту же информацию в анонимном виде и таким образом позвол€ла оперативно оценивать ситуацию и направл€ть оборудование, медикаменты и людей туда, где это необходимо. 

ј что у нас?

Ќесмотр€ на многие годы отставани€ в развитии сетей, украинские операторы – в мировом тренде.  онечно, у нас нет и (пока) не может быть таких услуг, как продажа электроэнергии, но у операторов есть что предложить бизнесу и частным пользовател€м. ¬се три компании в последние 1,5 года развивают финтех-направление, называ€ его стержнем своего бизнеса.

ќператоры предлагают оплачивать со счета проезд (в нескольких городах), телеком- и некоторые другие услуги, а буквально на дн€х запустили переводы на карту по номеру телефона с самой низкой комиссией на рынке (0,5%). lifecell планировал выпуск своей платежной карты Paycell, но пока об успехах направлени€ никто не отчиталс€, а загрузки приложений из Google Play наход€тс€ в пределах тыс€чи – нескольких тыс€ч. 

¬ ”краине «не взлетели» операторские мессенджеры (попытки были у « иевстар» и lifecell), даже бесплатный трафик в роуминге, специальные каналы и поддержка номеров других операторов не помогли сделать продукт массовым. 

¬се три компании развивают контент-сервисы. Ќапример, доступ к “¬ и видео, музыке, радио, книгам и журналам и т.д., но по загрузкам приложений в магазинах видно, что кроме видео это почти не пользуетс€ спросом у украинцев. 

Vodafone единственный среди операторов делает большой упор на розницу. Ќовое направление бизнеса начало развиватьс€ около полутора лет назад, сейчас открыто 240 магазинов в 70 городах, сеть выходит в топ-3 по стране. ѕока дл€ оператора это скорее расходы, и Vodafone активно вступил в борьбу с «серым» импортом смартфонов в ”краину, который не дает поко€ официальной рознице уже много лет.

“акже все компании развивают направление услуг дл€ бизнеса. ¬се операторы делают большой упор на big data аналитику: скоринг, тепловые карты и другие решени€. ” компаний уже есть клиенты в этом направлении. “акже операторы предлагают клиентам виртуальные ј“—, решени€ дл€ электронного документооборота и работы в облаке, запускают проекты Smart City, первые сети NB-IoT. ” lifecell уже есть коммерческие решени€ в сети LoRaWan в сфере умного освещени€, парковок, в агро. √лобальный Vodafone открыл IoT-платформу дл€ ”краины. 

“акже в этом году Vodafone ”краина зарегистрировал IT-компанию «—мартфлекс», котора€ должна будет зан€тьс€ разработкой решений дл€ материнской компании и внешнего рынка в направлени€х R&D и системной интеграции. —ейчас заказчиком выступает только украинский оператор. 

« иевстар» уже много лет развивает собственную сеть фиксированного интернета и предлагает абонентам оплачивать услуги мобильной, фиксированной св€зи и “¬ единым пакетом. Ќа рынке поговаривают, что два других оператора также присматриваютс€ к покупке провайдеров дл€ выхода на рынок фиксированного интернета. 

¬ ”краине – с одним из самых низких ARPU в мире и не самой благополучной ситуацией с внедрением 4G – развитие дополнительных бизнесов в довесок к основным дл€ операторов – вопрос не только трендов, но и банального выживани€.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате