Инновации в телекоме: как одновременно стать банком, ЖЭКом и телевизором
Что еще делать, если прибыль от основного бизнеса сократилась

Mind.ua в партнерстве с платформой открытых инноваций Re: actor и компанией KPMG в Украине готовит первый в стране Индекс инновационности украинского бизнеса. Мы хотим понять, насколько самые мощные отрасли экономики готовы к вызовам будущего, какие инновации внедряют крупнейшие игроки и куда движется рынок. Результаты оценки компаний будут озвучены 10 октября на конференции Tech Fusion 2019 и опубликованы на Mind.
Мы уже писали, что происходит, когда консервативный сектор – агро – объединяет свои усилия с высокими технологиями, и какие изменения претерпит банковская сфера с приходом в нее новейших технологических разработок. На этот раз остановимся на том, как инновации влияют на свою «колыбель» – телеком-сегмент.
Телеком – самая молодая отрасль из тех, о которых Mind рассказывает в проекте. Но, по сути, она представляет собой движущую силу всех остальных инноваций в мире. Связь – фиксированная, потом мобильная, затем скоростной интернет – изменили принципы взаимодействия людей с объектами и друг с другом, стали проводником четвертой промышленной революции. Но даже внутри этой отрасли происходит большая трансформация благодаря новым возможностям сетей и в силу сокращения прибыли от основного бизнеса.
Вылетели в трубу
Как в свое время мобильная связь «съела» фиксированную, так же теперь приложения и OTT-сервисы «съедают» заработки мобильных операторов и кабельных провайдеров. И те, и другие превратились в «трубу», по которой «наливается» интернет и сопутствующие сервисы. Ведь именно они стали точками роста доходности в ситуации, когда заработки от голосовой связи падают, а абонентская база уже не увеличивается привычными темпами.
Так, по данным GSMA, в октябре 2019-го в мире насчитывалось 5,15 млрд уникальных абонентов мобильной связи и 9,32 млрд всех подключений с учетом IoT, причем последние растут вдвое быстрее. 60% абонентов уже владеют смартфоном и 3,6 млрд – пользуются мобильным интернетом. Еще 1,4 млрд человек впервые воспользуются мобильным интернетом в течение ближайших семи лет.

Примерно в трети стран мира среднемесячный объем трафика одного пользователя в 2018 году превысил 5 ГБ. По данным отчета Tefficient, отрыв от прошлого года значительный, а к 2024-му ожидается пятикратный рост.

В отчете крупнейшего оператора China Mobile говорится, что в 2018 году выручка от голосовых услуг сократилась на 31,1% и составила 16,1%. Интернет принес 80,8% выручки от телеком-сервисов, и за год она выросла на 9,9%. Данные второго по размерам мобильного оператора – Vodafone – похожи. За последние три года рост трафика в сети составил 51–65%. Выручка от передачи данных за последний год выросла на 12,8% и достигла 43% в структуре выручки оператора.
Новая жила
Если в эпоху 3G речь шла о росте потребления трафика и доходах на приложениях для пользователей, то 4G – это уже больше про бизнес. Big data, IoT-платформы, больше подключенных устройств, искусственный интеллект, кросс-индустриальные проекты и сервисы на стыке разных технологий.
Связь 5G будет уже целиком и полностью про интернет вещей и постоянное подключение. Операторам она дает больше возможностей для интеграции в цифровую инфраструктуру и монетизации трафика. На пике развития технология может стать угрозой для провайдеров фиксированной связи. Как минимум там, где есть необходимость избавиться от проводов – на производстве и т. д.
Но пока до массового использования 5G далеко, текущие возможности мобильных сетей меняют бизнес операторов и индустрии, экономику стран и жизни миллионов людей.
Деньги вперед
В 2018 году мобильная экосистема сгенерировала $1,1 трлн, из них $680 млрд досталось операторам, а $180 млрд заработали создатели сервисов, приложений и контент-провайдеры. Но и сами операторы активно зарабатывают на сервисах. Наиболее популярны услуги в сфере финансов (мобильные цифровые кошельки) и контента (видео, аудио, книги), созданные самостоятельно или в партнерстве с провайдерами контента.
По словам визионера сферы финтеха Криса Скиннера, в Индии и других развивающихся странах Азии одной из главных причин для подключения к мобильной связи становится доступ к финансовым сервисам.
Аналогичная ситуация в Африке: кейс M-Pesa (мобильный кошелек Vodafone, работает в ряде развивающихся стран) еще несколько лет назад стал известен в мире. На африканском континенте низкий уровень проникновения банков и доступа к финансам у населения. В таких странах, как Кения, Танзания, Нигерия, ЮАР и других, банковскую карту заменил смартфон. В M-Pesa можно хранить деньги, брать микрокредиты, переводить средства.
Помимо пользовательских финансовых сервисов операторы разрабатывают b2b-решения для приема платежей, которые могут заменить кассовые аппараты. Даже в Украине над такими проектами работают Vodafone и «Киевстар». Например, Vodafone на днях представил решение «Смарт Касса» с терминалом, который принимает оплаты по QR-коду.
Миллениалам нужен контент
Миллениалы и последующие поколения испытывают большую потребность в постоянном доступе к контенту, особенно видео. И телеком вынужден реагировать на запрос рынка.
Второй по размеру оператор в Индии, Jio, позиционирует себя как цифровая платформа. Ее создатель несколько лет назад обеспечил жителям недорогой доступ к 4G-интернету, а также завалил рынок смартфонов продажами бюджетного фичерфона под собственным брендом.
У телефона есть доступ к 4G, при этом он потребляет меньше трафика и более энергоэффективен, но в нем есть все популярные интернет-сервисы, а оператор предоставляет с него доступ к контенту. В платформе Jio есть ТВ-сервис с 500 каналами, онлайн-кинотеатр, мессенджер, музыкальный сервис, новостной агрегатор и приложение с газетами и журналами, облачный сервис и цифровой кошелек. Как пишет издание ET Telecom, сервисы Jio TV/Jio Cinema стали единой точкой входа для просмотра видео для многих индийских абонентов.
Видео вообще становится самым любимым контентом у мобильных пользователей, на него приходится большая часть трафика, а аппетиты аудитории относительно качества растут. Особенно популярен такой контент в странах Азии.
Рост популярности видео в разных странах

Между операторами или провайдерами и производителями контента бывают разные условия сотрудничества – White Label, когда контент поставляется под брендом оператора, доступ к контенту без платы за трафик, доступ к библиотеке контент-провайдера с оплатой услуги единым счетом с оператором или доступ сразу к нескольким библиотекам. Например, на территории СНГ часто источником видео-контента выступают OTT-сервисы Megogo, Amediateka, аудио – «Яндекс.Музыка».
В редких случаях операторы считают целесообразным создать собственный контент-сервис или купить гиганта на рынке. Это более дорогой способ развития, но он дает большую устойчивость для бизнес-модели в перспективе. Так, самой крупной сделкой 2016 года стала покупка AT&T медиаконгломерата Time Warner за $85,4 млрд. Однако чаще речь все-таки идет о партнерстве.
Сотрудничество помогает обоим участникам сделки расширять аудиторию и укреплять ее лояльность, создавать особые услуги для b2b-сегмента и защищать свой основной бизнес.
Также операторы пытаются играть на территории мессенджеров, завлекая пользователей бесплатным или безлимитным трафиком, в том числе в роуминге. Но пока потеснить гигантов им не удается.
Интернет вещей
По оценкам GSMA, к 2025 году в мире будет насчитываться 25 млрд устройств интернета вещей, а само направление сгенерирует $1,1 трлн выручки – это в четыре раза больше, чем операторы зарабатывают на IoT сейчас.
В сфере IoT самым популярным пользовательским направлением сегодня является «умный дом». В 2018 году таким образом было подключено уже 3,2 млрд устройств. Но все-таки индустриальное применение для IoT намного шире. Сегодня это и «умные строения», и «умный город», производство, логистика, здравоохранение, энергетика и транспорт.
Помимо подключения операторы зарабатывают и на самих платформах. В феврале 2019 года Vodafone отчитался о 77 млн подключений к своей IoT-платформе в 27 странах мира в рамках 80 проектов. В мировых лидерах направления – также операторы Telefonica, AT&T, Deutsche Telekom и другие.

Собственная инфраструктура позволяет операторам и провайдерам расширять сферу деятельности на неочевидные для них направления. Так, The Sydney Morning Herald пишет, что новозеландская компания TrustPower, пятый по величине производитель электроэнергии в стране и четвертый по величине розничный продавец электроэнергии, – это еще и поставщик интернет-услуг. В Австралии Vocus и Amaysim продают электроэнергию своим абонентам мобильной и фиксированной связи.
Стартап CityTaps8 в Нигерии разработал интеллектуальные счетчики для воды, которые благодаря M2M-подключению передают данные о воде на телефоны пользователей, а они могут оплатить услугу тут же, с помощью мобильных денег оператора Orange.
Еще одно популярное направление бизнеса – аналитика больших данных. Операторы предоставляют скоринг для услуг в сфере кредитования и страхования, создания тепловых карт и т.д. В Гане, стране, которая занимает пятое место в мире по малярии, операторская биг дата помогает бороться с болезнью. Изначально медики собирали и обрабатывали информацию о поступающих звонках от пациентов вручную. Но в 2017 году для этого стали использовать аналитическую систему, которая агрегировала ту же информацию в анонимном виде и таким образом позволяла оперативно оценивать ситуацию и направлять оборудование, медикаменты и людей туда, где это необходимо.
А что у нас?
Несмотря на многие годы отставания в развитии сетей, украинские операторы – в мировом тренде. Конечно, у нас нет и (пока) не может быть таких услуг, как продажа электроэнергии, но у операторов есть что предложить бизнесу и частным пользователям. Все три компании в последние 1,5 года развивают финтех-направление, называя его стержнем своего бизнеса.
Операторы предлагают оплачивать со счета проезд (в нескольких городах), телеком- и некоторые другие услуги, а буквально на днях запустили переводы на карту по номеру телефона с самой низкой комиссией на рынке (0,5%). lifecell планировал выпуск своей платежной карты Paycell, но пока об успехах направления никто не отчитался, а загрузки приложений из Google Play находятся в пределах тысячи – нескольких тысяч.
В Украине «не взлетели» операторские мессенджеры (попытки были у «Киевстар» и lifecell), даже бесплатный трафик в роуминге, специальные каналы и поддержка номеров других операторов не помогли сделать продукт массовым.
Все три компании развивают контент-сервисы. Например, доступ к ТВ и видео, музыке, радио, книгам и журналам и т.д., но по загрузкам приложений в магазинах видно, что кроме видео это почти не пользуется спросом у украинцев.
Vodafone единственный среди операторов делает большой упор на розницу. Новое направление бизнеса начало развиваться около полутора лет назад, сейчас открыто 240 магазинов в 70 городах, сеть выходит в топ-3 по стране. Пока для оператора это скорее расходы, и Vodafone активно вступил в борьбу с «серым» импортом смартфонов в Украину, который не дает покоя официальной рознице уже много лет.
Также все компании развивают направление услуг для бизнеса. Все операторы делают большой упор на big data аналитику: скоринг, тепловые карты и другие решения. У компаний уже есть клиенты в этом направлении. Также операторы предлагают клиентам виртуальные АТС, решения для электронного документооборота и работы в облаке, запускают проекты Smart City, первые сети NB-IoT. У lifecell уже есть коммерческие решения в сети LoRaWan в сфере умного освещения, парковок, в агро. Глобальный Vodafone открыл IoT-платформу для Украины.
Также в этом году Vodafone Украина зарегистрировал IT-компанию «Смартфлекс», которая должна будет заняться разработкой решений для материнской компании и внешнего рынка в направлениях R&D и системной интеграции. Сейчас заказчиком выступает только украинский оператор.
«Киевстар» уже много лет развивает собственную сеть фиксированного интернета и предлагает абонентам оплачивать услуги мобильной, фиксированной связи и ТВ единым пакетом. На рынке поговаривают, что два других оператора также присматриваются к покупке провайдеров для выхода на рынок фиксированного интернета.
В Украине – с одним из самых низких ARPU в мире и не самой благополучной ситуацией с внедрением 4G – развитие дополнительных бизнесов в довесок к основным для операторов – вопрос не только трендов, но и банального выживания.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.