Заболело в мире
97,536,545
Умерло в мире
2,091,848
Вылечилось в мире
53,777,014
Заболело в Украине
1,182,969
Умерло в Украине
21,662
Вылечилось в Украине
928,969
Как бороться с очернением в интернете: чему научил пример атаки на Mind

Как бороться с очернением в интернете: чему научил пример атаки на Mind

Один день активности обходится заказчику в $1500. Пошаговый план действий, если вы оказались втянуты в информационную войну

Этот материал также доступен на украинском
Как бороться с очернением в интернете: чему научил пример атаки на Mind
Фото: pixabay

COVID-19 многократно ускорил процесс диджитализации общества и бизнеса, переведя основные процессы в онлайн, в первую очередь – в социальные сети. В сегменте недобросовестной конкуренции это повысило значимость и участило репутационные атаки на конкурентов и противников в интернете.

Рост спроса, как и всегда бывает, влечет за собой повышение расценок. Услуги черного пиара – не исключение. Боты, размещения, даже райтинг заказных статей в октябре – ноябре 2020 года стоят минимум на 30% дороже, чем весной, рассказывает один из крупных посредников на рынке. Однако желающих прибегнуть к этому неоднозначному инструменту премиальный тариф не останавливает.

Как организован этот рынок и какие обороты он генерирует, Mind начал изучать после того, как сам стал объектом массированной атаки. Учитывая масштаб кампании против издания, вряд ли среди читателей остались непосвященные в его суть, но все же коротко напомним: 22 октября было опубликовано журналистское расследование, в котором раскрывались схемы работы сервисов для пополнения счетов онлайн-казино.

Среди прочих функционеров была упомянута компания «Леогейминг» и несколько связанных компаний, владельцем которых является Алена Шевцова (Дегрик). Фигурантам были направлены журналистские запросы, но на момент выхода статьи ответы предоставлены не были.

После публикации последовало ультимативное требование снять материал и/или удалить упоминание о «Леогейминг», а в ответ на отказ редакции сделать это, была развернута масштабная информационная кампания как против издания, так и против автора материала. Параллельно Шевцова подала иск в суд с претензиями на 1 млн гривен.

Disclaimer. Важно отметить, что у редакции Mind нет персональной обиды на Алену Шевцову даже после спровоцированной ею ситуации. Собранная информация указывает, что госпожой Шевцовой движут не рациональные, а эмоциональные мотивы. Это довольно распространенный типаж «бойцов с медиа», не первая и, конечно, не последняя атака на СМИ, и стратегия поведения в таком сценарии давно отточена у всех игроков медиарынка – спокойствие, игнорирование, публичность.

Но поскольку Mind оказался объектом информатаки, то было логично воспользоваться возможностью и изучить конъюнктуру рынка. Уверены, что этот опыт и инструменты контрвоздействия будут полезны компаниям, ни одна из которых не застрахована от подобного давления.

Как понять, что против вас ведется целенаправленная кампания по очернению?

Водораздел между искренним негодованием клиента/потребителя/участника рынка и организованным черным пиаром проходит очень четко: частота и регулярность негативных материалов и совпадение контента. И, что важно, качество изданий, которые выступили первоисточником. Если сайты занимаются только перепечаткой новостей или размещением материалов анонимных авторов – они априори не могут стать первоисточником первоклассной эксклюзивной информации.

Резкий и негативный, но разовый пост реального пользователя – это неприятно, но, как правило, его мотивом не является манипуляция фактами или умышленный вред.

Регулярность – вот на что стоит обращать внимание. Подобные материалы – от двух в неделю – появляются примерно в одно и то же время на разных ресурсах. Иногда они могут быть оформлены и анонсированы как «цикл». Это делается для того, чтобы объяснить, почему на одной площадке появляются статьи на одну и ту же тему. Позиция всегда односторонняя, то есть – не ваша. Вашей точкой зрения и позицией никто и не интересовался. Как правило, в таких текстах, хотя они и могут быть написаны в разной стилистике, совпадает набор ссылок и фактаж.

В случае с Mind – это более 20 материалов в неделю на сайтах третьего и второго эшелона. Их далеко не полный список по ссылке.

Как определить первоисточник?

Найти СМИ, которое согласится выступить стартовой площадкой для заангажированной статьи, – самый сложный и самый дорогой этап в кампании. Ведь в случае чего именно к нему будут предъявляться юридические претензии. Поэтому в 99% размещенных материалов ссылка ведет на один ресурс и на один и тот же материал. Как правило, это малоизвестный сайт, которому терять особо нечего.

Открытые данные о владельцах или контакты редакции на сайте в большинстве случаев отсутствуют, максимум доступна форма обратной связи или e-mail. Основной бизнес таких площадок – размещение «заказных» материалов. Некоторые умудряются работать по win-win модели – за снятие публикаций берут двойной или тройной тариф в зависимости от масштаба героя.

Важно! Снимать материал с таких сайтов чревато и обернется снежным комом. Скорее всего после этого он появится на десятке других ресурсов, которые также будут ожидать от вас отдельного гонорара за удаление публикации.

В случае с Mind во всех публикациях, которые пытаются дискредитировать издание, первоисточником выступает ua.news. В архиве этого сайта можно найти немало публикаций, которые в исключительно положительных коннотациях освещают деятельность ООО «ФК Леогейминг Пей», платежной системы LeoWallet и Алены Дегрик-Шевцовой. С этого же ресурса в соцсетях была запущена реклама публикации, направленной против автора Mind.

Кому достанется роль исполнителя?

Понятно, что лично заказчик не занимается размещением заказных материалов и разгоном негатива в соцсетях. Как объяснили Mind эксперты по информационной безопасности в условиях анонимности, подобные информационные атаки организуют специальные агентства. Работают они подпольно. Иногда есть специалисты-одиночки, но для полноценной кампании заказчику нужно опираться на контрагента с командой, прокачанной сетью ботов и, конечно, связями со СМИ.

Перекупать исполнителя размещения черного пиара против вас – дурной тон. Даже в таком неджентльменском бизнесе смена команды не приветствуется.

Возможно, у вас есть неформальные рычаги воздействия на исполнителя: например, ваши знакомые и партнеры являются его крупными клиентами и могут пригрозить разрывом сотрудничества. Либо у вас есть компромат, который заставит их выйти из игры. В таком случае на поиск нового подрядчика у заказчика атаки на вас уйдет время.

В случае с Mind исполнитель известен. К неформальному воздействию редакция не прибегала.  

Сколько стоит атака?

Стоимость пакета, в который входит размещение текста на 150–170 мелких и малоизвестных ресурсах, ранга ua.news – от $700. Публикации в более известных и узнаваемых медиа, как объясняют игроки рынка, оплачиваются отдельно по тарифам изданий на размещение заказных публикаций. Стоимость каждой такой публикации в зависимости от издания – $100–300.

Учитывая тарифы, один пакет публикаций «Дегрик-Шевцова хочет отсудить у Mind 1 млн грн», обошелся минимум в $1440. За пакет публикации в мелких изданиях – $700, плюс еще $740 – за публикации в больших ресурсах, среди которых «Дело» ($240) и «Знай.ua» ($250).

Примерно такая же сумма была потрачена на кампании, которые распространяли новости о том, что с судебным искам к изданию обратились аффилированные с Дегрик-Шевцовой компании.

Распространение новостей о претензиях от фирмы «Альта» обошлись минимум в $1290: $700 за пакетное размещение и $ 590 – публикации в более известных изданиях.

Новости об иске от IBOX Bank обошлись, по меньшей мере, в $1690: $700 – пакет, $990 – узнаваемые издания.
Также минимум $700 стоила информационная кампания, направленная лично против автора материала и распространение новостей, цель которых была опорочить сам ресурс Mind. На раскрутку новости о мнимом разоблачении «истинных» владельцев Mind мелкими сайтами также нужно было потратить не менее $700.
Стоит отметить, что у Mind открытая структура корпоративных прав, мы не прячемся за офшорами и ведем открытую и публичную деятельность.

Суммарно на трехнедельную информационную кампанию против Mind, по приблизительным подсчетам, было потрачено не менее $10 000. Подсчеты приблизительные, потому что речь идет только о тех публикациях, которые мы смогли отследить. Стоит отметить, что посредники очень любят завышать цены для таких клиентов, которые не считают деньги в стремлении «ударить оппонента».

Ищите союзников и единомышленников

Если вас поддерживают авторитетные игроки или организация с безупречной репутацией – это дает вам +100 очков со старта.

Вам вдвойне повезло, если заказчик ведет деятельность в сферах, которые традиционно не поощряются обществом – тогда его поддержка будет выглядеть маргинальной. Онлайн-казино и вывод денег в офшоры, несомненно, относятся к таковым.

В случае с атакой на Mind с целью манипуляции общественным мнением и привлечением внимания оказался втянут и благотворительный фонд «Таблеточки», который помогает онкобольным детям. Алена Шевцова и Вадим Гордиевский – фигуранты расследования – утверждали, что «осудят» Mind.ua на несколько миллионов гривен, а выигрыш отдадут в фонд «Таблеточки». В свою очередь, фонд «Таблеточки» заявил, что не имеет никакого отношения к судебному иску, поданному к украинскому изданию Mind.ua, и категорически против использования названия фонда в контексте судебных разбирательств.

Изучите психотип заказчика

Стратегия противодействия и переговоров зависит от того, кто ваш оппонент. Одно дело, если ваш противник – профессиональный скандалист, получающий удовольствие непосредственно от процесса, другое, если он – прожженный бизнесмен, преследующий конкретные цели.

Для Дегрик-Шевцовой практика таких судебных исков и распространение новостей о них – привычная форма действий.

Так, в сентябре 2019 она выиграла суд у интернет-издания «Апостроф», добившись удаления статьи «Выводятся колоссальные суммы: блогер рассказал о незаконной деятельности Дегрик и Шевцова».

В 2020 году она добилась удаления материалов с сайтов «Народная Правда» и blackmark.club. Также было заявлено о выигранном судебном иске против издания «Главком», где был опубликован блог Алексея Голубоцкого – «Травля журналистов одним из руководителей Нацполиции Шевцовым и его женой Дегрик». Все новости, которые рассказывают о судебных победах Дегрик Шевцовой, имеют признаки заказа и были размещены циклом новостей на различных ресурсах.

Еще один резонансный спор произошел летом 2019 года. Печерский районный суд г. Киева обязал украинских интернет-провайдеров и мобильных операторов блокировать 18 веб-ресурсов. Среди них был и раздел «Блоги» на сайте «Корреспондент». Издание выиграло апелляцию, и восстановило все доступы.

В то же время за время своей деятельности ни Mind, ни его команда до запуска проекта не проигрывали ни одного судебного спора.

Mind пообщался на правах анонимности с пиарщиками на рынке об активности Дегрик-Шевцовой и связанных с ней компаний. «Да, мы знаем. Они покупают все на рынке. А если не могут купить, то добиваются своего угрозами и судами – создают такие условия, что изданиям проще вообще никогда не упоминать ни ее, ни ее мужа, чем получать бесконечные судебные иски и претензии», – пояснил один из собеседников.

Новости по итогам расследования Mind о схемах работы сервисов для пополнения счетов онлайн-казино и игр не побоялись опубликовать только два издания – «Цензор» и «Новое время».

Старайтесь не доводить до открытого конфликта. Исключение: если вы – СМИ

Лучшая победа – отсутствие войны. Информационные войны затратны и портят вам историю Google. До ссылки, в которой описано, что вы победители, потребитель может и не доскроллить. Если речь идет о бизнес-интересах, а не о личном оскорблении, то неадекватные противники, которые бесцельно поливают вас грязью и абсолютно не способны вести диалог, все же встречаются редко. Начинать диалог, по крайней мере, пробовать, всегда есть смысл. Исходя из реакции второй стороны уже можно принимать решение о его продолжении или вступлении в информвойну.

СМИ – исключение из этого правила. Во-первых, любые нападки на СМИ расцениваются обществом как наступление на свободу слова. Нелепо отрицать, что порой журналисты расценивают это, как индульгенцию и, как следствие, полную безнаказанность и безответственность. Но даже в этом случае статус «жертвы цензуры» им гарантирован.

В случае же с необоснованными нападками – как с Mind  – такая информкампания по сути приобретает иное действие, и в итоге работает против заказчиков, привлекая бурной деятельностью еще больше внимания к их бизнесу.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате