Спасибо, «корона»: кому из аграриев помогла пандемия

Спасибо, «корона»: кому из аграриев помогла пандемия

Экономический эффект локдаунов и эпидемии SARS-CoV-2 не для всех оказался отрицательным

Цей текст також доступний українською
Спасибо, «корона»: кому из аграриев помогла пандемия
Фото: pixabay

Согласно данным Госстата, за 9 месяцев прошлого года 64,3% предприятий, занятых в сельском хозяйстве, были прибыльными, получив суммарный результат в 321,3 млн грн. Для сравнения, за аналогичный период позапрошлого, доковидного 2019 года, количество аграриев, сработавших «в плюс», составляло лишь 50%, а их общая прибыль 286,6 млн грн.

Отметим, что сальдо по отрасли в обоих случаях остается отрицательным – убытки аграриев более тяжеловесны, чем прибыли их коллег: финансовый результат предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйства до налогообложения составил за 9 месяцев 2019 года «минус» 43,3 млн грн, а за то же период 2020-го – «минус» 92,8 млн грн.

Тем не менее АПК – одна из немногих отраслей, которая удержалась на плаву и получила минимально возможный негативный эффект новой пандемической реальности. Для сравнения: в структуре наиболее пострадавшей отрасли «временное размещение и организация питания»  в плюсе за 9 месяцев остались всего 26% игроков, против более 80% прибыльных ресторанов за 9 месяцев 2019 года.

Финансовый результат (сальдо), до налогообложения
(млн грн)
Предприятия, получившие прибыль

Предприятия, получившие убыток
% от общего количества  Финрезультат
(млн грн)
% от общего количества  Финрезультат
(млн грн)
Сельское, лесное и рыбное хозяйство  - 92,8  64,3 321,3  35,7 414,1
Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий
10329,1
66,5
24656,0 33,5
14326,9

Источник: Госстат

Кому повезло больше других?

Внутри относительно благополучной аграрной отрасли ситуация также неравномерна.

По предварительным расчетам Института аграрной экономики, общая рентабельность производства продукции сельского хозяйства ожидается на уровне 17,4%. Этот результат превышает показатель 2019 года (11,8%), но ниже  2018-го, когда рентабельность производства агропродукции составила 22,8%.

Абсолютный рекордсмен по прибыльности – гречиха, которая показала в прошлом году рентабельность производства в сельскохозяйственных предприятиях на уровне 63%. В рейтинге самых прибыльных агрокультур далее следуют бахчевые (45,4%), овес (43,7%), ягоды (41,6%), рожь (41,3%), соя (37,5%) и пшеница (33%).

Эффект от этих показателей чуть портит тот факт, что достигнуты они не благодаря повышению эффективности  производства, а исключительно из-за роста цен, обусловленного в свою очередь глобальными тенденциями. В том числе – связанными с влиянием коронавируса и ростом спроса на агропродукцию на внешних рынках.

Например, цены на гречку в прошлом году выросли на 53,7%, продукцию бахчевых продовольственных культур – на 50,1%, пшеницу – на 24,4%. То есть долгосрочного эффекта эти показатели прибыльности не возымеют и будут колебаться вслед за изменением ценовой конъюнктуры.

Читайте также: На страже сытости: удастся ли Кабмину сдержать цены на продукты

Кто ушел «в минус»?

Как «катастрофу или близкую к ней» можно описать ситуацию в сегменте овощеводства, что напрямую связано с хаотичным закрытием сельскохозяйственных рынков, которые являются фактически безальтернативным каналом сбыта этой продукции. Так, показатель рентабельности выращивания кукурузы и картофеля  упал до 1,7% против 15,4% в 2019 году, а овощей открытого грунта – до 2,2% против 7% годом ранее.

Читайте также: «Чиновник – хуже вируса»: как аграрии проводят посевную в условиях карантина

Также провал произошел в секторе животноводства, которое уже в 2019 году сработало почти «в ноль» (0,1%), а в прошлом году и вовсе пробило уровень безубыточности – рентабельность составила -4,7%. Предприятия животноводства стали убыточными впервые с 2007 года.

«Рентабельным в животноводстве ожидается только производство молока (21,4%), тогда как другие виды продукции отрасли были убыточными»,– отметил директор Национального научного центра «Институт аграрной экономики» академик НААН Юрий Лупенко.

По предварительным расчетам Института аграрной экономики, предприятия, занятые в животноводстве, в 2020 году получили 2,9 млрд грн убытков. Для сравнения, в 2018 году отрасль получила 5,3 млрд грн прибыли. В 2019 году показатель упал до всего 0,1 млрд грн.

Такой резкий разворот связывают, в частности, с тем, что участники рынка свернули активность из-за усиленной подготовки к рынку земли, запуск которого команда президента Владимира Зеленского анонсировала уже с октября 2019 года. А затем – неоднократно переносила. Также действовал  ряд объективно-негативных факторов: опережающий рост себестоимости – на 5,7% – на фоне роста выручки от реализации продукции  всего на 0,7%. Цены на продукцию птицеводства уменьшились в прошлом году на 10,4%, на яйца – на 2,3%.

Наибольшие убытки зафиксированы в производстве яиц – 4,9 млрд грн, выращивании КРС – 1,4 млрд грн, свиней – 0,7 млрд грн, птицы – 0,35 млрд грн.

Каковы настроения в отрасли?

На фоне сокращения фактической государственной поддержки сектора (при том, что декларируется стабильный объем помощи) и запуска всего через четыре месяца рынка земли настроение этой категории участников аграрного рынка можно описать как «напряженное», с переходом в недоумение.

Его усугубляет то, что до сих пор не озвучены параметры финансовой поддержки и их условия для аграриев, которые хотят выкупить участки земли, которые сейчас арендуют и от которых зависит возможность существования их бизнеса. Но в фокусе внимания вновьсозданного МинАПК находится все больше тема орошения. Которая, при правильном походе, может принести реализующим ее чиновникам весьма ощутимые «побочные» доходы.

Читайте также: Аграрный фальстарт: почему запуск Минагрополитики пришлось отложить минимум на месяц

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно