Что происходит с Укрэксимбанком
И как он прошел путь от основы международных банковских отношений Украины к «ручному» банку провластных структур

Годами Укрэксимбанк был одним из самых закрытых и наиболее интересных украинских банков. Рынок предпочитал не обращать внимания на постоянные скандалы вокруг него, связанные с олигархами и влиятельными политиками. Хотя именно на основе «Укрэксима» в начале эпохи своей независимости Украина выстраивала первые внешнеэкономические контакты с мировой банковской системой.
Однако время превратило это учреждение в «ручной» банк для власти. Ни независимый набсовет с ведущими международными финансистами, ни политика открытости, которую банк начал вести с 2019 года, пока что не смогли нейтрализовать имидж учреждения, тесно связанного с личными интересами властьимущих. А скандал с журналистами программы «Схемы» только актуализировал вопрос о том, что же на самом деле происходит с «Укрэксимом».
Наследие прошлого
Со времен СССР на территории Украины сохранялись филиалы ряда банковских учреждений, среди которых – Агропромышленный банк, Жилсоцбанк, Сбербанк и другие. Они специализировались на обслуживании определенных секторов экономики. Внешние финансовые операции мог осуществлять только Внешэкономбанк СССР.
«Основным отличием Внешэкономбанка в СССР было то, что он обладал монополией на валютные операции. Все международные сделки с валютой осуществлялись только Внешэкономбанком, который позже переименовали в Экспортно-Импортный банк. Его важность была в том, что он был специализированным», – рассказал в комментарии Mind Сергей Яременко, экс-зампред Нацбанка, ставший первым председателем правления Укрэксимбанка в 1991–1995 году.
Как сообщили Mind в самом Укрэксимбанке, 3 января 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал Указ №29 о создании Государственного экспортно-импортного банка с объявленным уставным фондом в 1 млрд крб и $200 млн. «От Внешэкономбанка СССР Укрэксимбанку перешли здания и персонал. Первичная сеть банка включала восемь бывших отделений Внешэкономбанка СССР в Киеве, Одессе, Львове, Ужгороде, Измаиле, Ялте, Донецке и Днепропетровске», – уточняют в «Укрэксиме».
В задачи команды Сергея Яременко входило объединение восьми украинских филиалов Внешэкономбанка СССР. Данные отделения были связаны или с крупными индустриальными центрами, или с портовыми учреждениями.
«В наследство со времен СССР мы получили недвижимость и ноу-хау в виде уникальных для Украины специалистов по валютным операциям. Из-за особенностей советской экономики такие специалисты были только в филиалах Внешэкономбанка, и все они оказались нашими сотрудниками», – говорит Яременко.
И добавляет: «Для объединения филиалов в новый банк я установил жесткую диктатуру, что позволило перевести управление процессами на Киев».
До 1991 года все корреспондентские операции с иностранными банками шли через Москву. А после иностранные банки начали устанавливать корреспондентские счета с Украиной.
«В начале 1990-х Укрэксимбанк дал возможность финансовой системе, без длительного периода застоя, стартовать с операциями за рубежом. Сразу после получения Украиной независимости этот банк получил аккредитацию в крупнейших EXIM-банках и агентствах по страхованию экспорта в Европе и Северной Америке», – делится член Совета НБУ Виталий Шапран.
Свой первый иностранный корсчет «Укрэксим» открыл в Dresdner Bank. На конец первого года работы были установлены корреспондентские связи со 102 ведущими банками зарубежных стран. «По поручению Правительства банк стал вести счета Кабинета Министров Украины, Государственного валютного фонда, валютные счета министерств и ведомств. Кроме того, что банк фактически стал самым большим специализированным учреждением по обслуживанию участников внешнеэкономической деятельности, на него были возложены функции агента Правительства Украины по привлечению и обслуживанию межгосударственных кредитных линий», – говорят в Укрэксимбанке.
По словам Виталия Шапрана, на заре становления банковской системы Укрэксимбанк был мостиком, который не позволил оборвать операции по торговому финансированию. И, по сути, более 10 лет, пока на украинский рынок не вышли иностранные финучреждения, почти никто из украинских банков не делал ничего подобного.
В «Укрэксиме» вспоминают, что количество клиентов только за первый год выросло более чем в 1,5 раза и составило почти 5500. В течение первого года работы банк активно развивал сеть – были открыты филиалы в Николаеве, Кривом Роге и Харькове.
Опасные связи с властью
На экспертизе «Укрэксима» в начале 1990-х строились корреспондентские отношения с иностранными банками для молодой банковской системы Украины. Но этот удачный старт в последующие годы часто не оправдывал себя из-за опасной приближенности к власти в коррумпированной стране, ориентации на крупные государственные заказы и закрытости.
По принципу «тише едешь – дальше будешь», Укрэксимбанк использовался своим «админресурсом» для реализации собственных целей. Это привело к тому, что банк, ставший основой международных отношений всей банковской системы Украины в начале 1990-х, постепенно превратился в кладезь «плохих» кредитов. А в списке проблемных заемщиков звучали имена Павла Лазаренко, Юрия Иванющенко, и т.д.
К 2020 году безнадежные займы бизнеса в портфеле «Укрэксима» превысили 72 млрд грн.
«И по опыту работы подобных банков в других странах, и по задумке украинской власти, Укрэксимбанк должен был взаимодействовать с Экспортно-кредитным агентством (ЭКА), создавать программы развития экспортеров. Но в реальности наши экспортеры поддерживаются слабо», – рассказывает финансовый аналитик Анатолий Дробязко.
По его словам, кредитование экспорта – очень опасная тема для банков. На прыжках валютного курса компании могут понести ощутимые убытки, из-за чего растет портфель негативно классифицированных кредитов.
Проблемное сегодня
Каждая из властных команд власть стремилась привести в Укрэксимбанк свое руководство и свой набсовет, которые выдавали кредиты «своим» людям. И никакой ответственности за это никто фактически не нес.
«С 2008 года «Укрэксим» сделали по сути обычным коммерческим банком. У него образовался огромный портфель негативно классифицированных активов. Они пытались работать с розницей, но не очень успешно. А списание убытков банка происходило за счет постоянной докапитализации со стороны государства», – говорит Анатолий Дробязко.
По данным Укрэксимбанка, с начала 2021 года проведена реструктуризация кредитной задолженности ряда крупных проектов, среди которых – группа «Первая частная пивоварня», «Международно-деловой центр» (застройщик, владелец активов и операционная компания по обслуживанию гостинично-офисного комплекса с жилыми апартаментами и пятизвездочной гостиницы под руководством международного оператора Hilton Worldwide), один из крупнейших виноградарско-винодельческих предприятий и производителей полного цикла крепких алкогольных напитков АО ДМК «Таврия» и т. д. Идет реструктуризация долгов ООО «Теркурий-2» из Тернополя, владельца крупнейшего ТРЦ «Подоляне».
В марте 2020-го главой правления Укрэксимбанка стал Евгений Мецгер, которого связывают с орбитой Президента Владимира Зеленского. Команда, возглавляемая Евгением Мецгером, постаралась сфокусироваться на очищении портфеля банка . С 1 августа 2020 года по 1 августа 2021 года доля NPL в портфеле «Укрэксима» сократилась с 57,33% до 53,15%. В этом же периоде доля безнадежных кредитов уменьшилась до 52,7 млрд грн.
Подобная работа над сокращением портфеля «плохих» долгов с 2014 года проходила и в государственном Ощадбанке.
Туманное будущее
«Обновленная стратегия Укрэксимбанка отвечает принципам, заложенным в стратегию реформирования банков государственного сектора. В соответствии с ней банк остается основным финансовым учреждением для проведения экспортно-импортных операций, поддержки украинского экспорта и развития инфраструктуры внутри страны», – подчеркивают в «Укрэксиме».
Однако Сергей Яременко уже не склонен считать «Укрэксим» учреждением, способствующем продвижению экспортной продукции. «У банка нет для этого особого статуса, который определяется в других странах отдельным законом. «Укрэксим» – это такой же банк, как и все остальные», – поясняет он.
По словам Яременко, если экспортно-импортный банк выполняет общие правила, то ни в коем случае не может выполнять специализированные экспортно-импортные операции, так как они имеют специфические риски, требующие особых правил игры и нормативов отличных от других банков. В таком случае на подобный банк возлагаются специфические функции по развитию экспорта. «Но Украина идет путем упрощения финансового сектора, либеральной экономики, предполагая, что специализированные учреждения не нужны», – резюмирует он.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].