Осторожно, мошенники: что нужно знать о внутренних правонарушениях в компании
И как в современных условиях выявлять и предупреждать мошенничества в компании

«Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут» – это одно из известных высказываний В.И. Ленина, которого журнал Time включил в сотню выдающихся людей ХХ века в категории «Лидеры и революционеры».
И зерно правды в такой формулировке есть. Мы можем отбирать для компании кадры из других городов, регионов, государств, но… люди – это не логично рассуждающие существа, а эмоциональные, исполненные предрассудков создания, движимые в своих поступках гордыней и тщеславием.
Поэтому рассчитывать на то, что в компании не будет мошенничества, воровства, коррупции, стоит, наверное, лишь в том случае, если производство и администрирование будут полностью автоматизированы.
Собственник и служба безопасности компании «по умолчанию» должны быть готовы к совершению правонарушений персоналом.
Что говорит статистика? Британская аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young проводила несколько исследований, по результатам которых получены следующие выводы:
- ежегодно компании теряют до 5% своей выручки от прибыли;
- около 50% случаев мошенничества определяется благодаря сообщениям сотрудников и третьих лиц;
- с момента начала совершения преступления и до момента его выявления проходит в среднем 1,5 года.
Как предупредить мошенничество в компании? О том, каким образом проводить внутрикорпоративные служебные расследования, какова очередность действий и приоритетность задач при разбирательстве, уже много сказано. Поэтому предлагаем обсудить видение того, как в современных условиях находить решения по выявлению и предупреждению мошенничества в компании.
Есть два варианта – составление карты рисков и переход к автоматизации процессов.
Рассмотрим подробнее. Карта рисков, кроме того, что наглядно предоставляет идентифицируемые риски с содержанием их характеристик и описания, является инструментом прогнозирования событий для компании. И не только тех, которые связанны с мошенничеством.
Чтобы составить качественную карту рисков, необходимо провести анализ предыдущей деятельности компании не менее чем трехгодичной давности. При этом во время составления карты нужно «брать поправку» на текущие изменения в законодательстве, экономической среде и тенденции в отрасли.
Что нужно знать об автоматизации процессов? Многие компании – ведущие производители программного обеспечения предлагают свои решения, такие как усовершенствованные современные ERP-системы и системы Fraud Management. Так, грамотное использование ERP-систем дает возможность высвободить оборотные средства, оптимизировать загрузки основных производственных мощностей, а также снизить нормативы запасов готовой продукции и основного производственного сырья. Улучшение указанных параметров существенно повышает уровень контроля над процессами и сводит к минимуму возможность мошеннических операций.
Если говорить о решении Fraud Management, то оно предоставляет возможность обнаруживать мошенничество на начальных этапах и таким образом снижать показатели финансовых потерь. В основе Fraud Management заложен принцип действия «больших данных».
Что важно? Подобные проекты очень сложные и есть масса примеров, когда их внедрение потерпело фиаско. Равно, как и другое: если слишком увлечься запуском информационных технологий, то система процессов настолько усложняется, что не принесет ожидаемого результата, при этом затраты на закупку и реализацию проекта будут весьма ощутимые. Поэтому важен баланс, ведь ключевые проблемы при внедрении – за человеческим фактором.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.