Военно-техническое сотрудничество Украины с Беларусью
Отношения России и Беларуси в последние годы были весьма непростыми. Все свое президентство Лукашенко торгуется с Москвой, то спекулируя на чувстве «братских народов», то доходя до идеологической конфронтации. Поэтому вряд ли можно считать Лукашенко верноподданным вассалом Путина. Особенно ярко это проявляется в «украинском вопросе». Стоит сказать, что события «русской весны» 2014 года изрядно напугали как Беларусь, так и Казахстан. По всей видимости, первым порывом Минска было оказать реальную помощь Киеву. И в условиях, когда западные страны раздумывали, помогать ли новым постмайданным властям в их борьбе с Россией, Лукашенко предпринял определенные шаги.
Это стало крайне неприятным сюрпризом для Кремля. Стоит отметить, что негодовать Путину было из-за чего. Взять хотя бы такой стратегически важный компонент обороноспособности страны, как авиационное топливо. До 2014 года украинская армия снабжалась авиатопливом, которое экспортировалось из РФ. Доля Кременчугского нефтеперерабатывающего завода была чересчур мала. Естественно, что в 2014-м российские поставки прекратились, их место оперативно заняли белорусы, которые за несколько недель наладили бесперебойные поставки топлива марки РТ, которого ранее не было в ассортименте. В тяжелейшие 2014–2015 годы белорусское топливо занимало более 50% рынка. При этом Минск охотно шел навстречу Киеву в вопросах отсрочки платежа, когда денег в казне не было «совсем».
Второй крайне важный для Украины компонент – автомобили и автомобильные комплектующие. Всем известна ахиллесова пята украинского автомобилестроения – отсутствие производства автодвигателей, в том числе для военной техники. Не стоит забывать, что именно отсутствие разрешения на поставку подобной продукции двойного назначения из Европы привело к тому, что КрАЗ не завалил армию своими машинами – российские поставки ярославских двигателей прекратились почти полностью. В этих условиях Беларусь быстро и охотно организовала поставки двигателей российского производства, правда, не в таких масштабах, как до войны, но все же. И еще – все прекрасно помнят рассказы волонтеров и военных о практически полном отсутствии аккумуляторов на военной технике в марте 2014 года, когда ее понадобилось выгонять из ангаров. А потом раз – и они появились в больших объемах. Откуда? В том числе и из Беларуси.
Только в 2014 году в Украину продано электродвигателей и электросиловых установок на сумму $2,19 млн (рост по сравнению с предыдущим годом колоссальный – изначально это было $16 000). Для тех, кто не в курсе, – речь идет о механизме, который вращает башню БТР и танка.
То есть можно смело утверждать, что значительная часть техники, которую усиленными темпами снимали и снимают с долговременного хранения по всей Украине, имеет внутри «белорусский пламенный мотор». В том числе и известные всем «Пионы», шасси для которых в состоянии производить только одно предприятие – Минский завод колесных тягачей. Этот же флагман белорусского машиностроения поставляет, помимо прочего, в Украину, например, шасси МЗКТ-6922 для перспективного ЗРК «Стилет».
Интересен и вопрос прямых поставок автомобильной техники. Начиная с июля 2014 года, Минский автомобильный завод активно продает грузовики и прицепы для транспортировки бронетехники Нацгвардии Украины. Мало того, в конце 2015-го было заключено соглашение о поставках в 2016 году 120 произведенных в Минске грузовиков МАЗ-6317 для нужд украинской армии. В дальнейшем в Черкассах на мощностях корпорации «Богдан» развернулось лицензионное производство этих военных грузовиков из белорусских комплектующих.
А новый бронеавтомобиль для Нацгвардии «Варта» очень напоминает дальнейшее развитие Volat V-1 от минского МЗКТ. Тут у сторон обоюдный интерес: Украина быстро получила свой броневик, в котором использовали пару белорусских перспективных разработок, а Беларусь получила возможность оценить инженерные решения в процессе эксплуатации в условиях «гибридной войны».
Однако действительно большую долю в военном экспорте Беларуси в Украину занимают оптика и системы наведения, где страна традиционно является лидером на всем постсоветском пространстве (и не только – многие страны НАТО имеют на вооружении коллиматорные прицелы, сделанные в белорусском городке Волковыск). Хотя государственное объединение «БелОМО» официально отрицает какие-либо поставки в воюющее государства, есть фирма Yukon Advanced Optics Worldwide, зарегистрированная в Литве, которая на фоне стремительного роста продаж даже открыла представительство в Киеве.
Масштабы поражают. Так, за 2014 год только по официальным каналам Украина купила в Беларуси биноклей, монокуляров и тепловизоров на $1,7 млн. Еще на миллион докупила прицелов и на более чем $1,1 млн – дальномеров и устройств на жидких кристаллах (это мониторы той же «Стугны», экраны прицельных устройств в БТР-4 и т. д.). И это без учета разных «волонтерских тропок», которых тоже было немало.
С 2015 года начались поставки еще по одному направлению – специальные ткани и материалы как для пошива военной формы, так и для различных изделий двойного назначения. Рост поставок – от 120 до 200% в зависимости от типа.
Крайне важно для Украины сотрудничество с Беларусью в создании противотанкового ракетного комплекса. Еще до войны был разработан проект «Стугна» – «Скиф»: ракета украинская, система наведения белорусская. После начала войны киевское КБ «Луч» вдруг «нашло» техническую документацию по системе и начало развивать «Стугну» дальше. Более того – запустило в серию. В итоге у нас более тысячи противотанковых тандемных тяжелых ракет с дальностью полета до 5 км, а у белорусов так же «внезапно» нашлись документы по ракете РК-2 и свой собственный комплекс «Шершень».
А есть еще сотрудничество в сфере беспилотной авиации, РЛС, ремонта авиатехники (не забываем, что Оршанский авиаремонтный завод наполовину принадлежит запорожскому «Мотор Сич»), авиационного вооружения, сведения о чем по понятным причинам почти не попадают в открытые источники.
Так что, пока западные союзники Украины в раздумьях, стоит ли вооружать Киев в войне с Россией, «ближайший союзник» России в течение трех лет помогал и помогает нашей стране в борьбе с «гибридной угрозой» на Донбассе. Причем суммы этой помощи измеряются внушительными сотнями миллионов долларов.
С другой стороны, наша во многом вынужденная ориентация на военную промышленность Беларуси не так уж проста по своей сути. Да, сейчас у нас война, и выбирать не приходится, однако после ее окончания такие законченные технологические циклы с использованием технологий и комплектующих соседней страны могут оказаться тормозом для развития нашей оборонки.
Фактически есть шанс, что мы снова окажемся в замкнутом круге: если в Беларуси кардинально поменяется власть, то получится, что наши ракеты не летают, а БТРы не ездят. Да и с натовскими стандартами не так все просто, так как развитие военно-промышленного сотрудничества между Беларусью и Западом невозможно ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе. Западные интересы в Беларуси касаются исключительно расследования нелегальной торговли оружием со «странами, вызывающими обеспокоенность», и попыток остановить российскую экспансию с территории Беларуси на соседние страны.
Таким образом, можно говорить, что от решения «Укроборонпромом» вопроса ориентации на «белорусские технологии» будет понятно, движемся ли мы дальше – к европейским стандартам производства вооружения – или по-прежнему будем цепляться за старых совковых партнеров, потому что так проще.
Экспорт товаров из Республики Беларусь в Украину, $ млн
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего |
23 015,3 |
21 107,5 |
14 076,2 |
14 647,7 |
Украина |
4 195,8 |
4 063,7 |
2 514,9 |
2 845,7 |
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.