ГФС против биткойнов: стоит ли бизнесу ждать визитов правоохранителей
Почему фискалы против и какие санкции могут быть применены к «нарушителям»

«Криптовалюты не могут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве средства платежа на территории Украины», – недавно заявила ГФС, отвечая на запрос информагентства «Укринформ». Между тем в нашей стране уже немало компаний, которые предлагают своим клиентам возможность оплатить их услуги и товары виртуальной валютой. Новые технологии осваивают предприятия из таких сфер, как веб-дизайн и программирование, рекламно-полиграфические услуги, флористика, кафе и кондитерские, продавцы экопродуктов, отопительной аппаратуры и т. п.
Как бизнесу стоит расценивать такое заявление ГФС? Какие санкции ведомство может применять к «нарушителям»? Стоит ли новаторам ожидать визитов правоохранителей? На эти вопросы с юмором ответил CEO юридической компании Axon Partners Дмитрий Гадомский.
Уже неделя как украинские компании живут без прекрасного инструмента для анонимного финансирования терроризма – криптовалют. Многомиллионные смарт-контракты расторгнуты, бухгалтеры уточняют ранее поданные налоговые декларации в эфире и ломают голову над тем, что делать с возмещенным в биткойнах НДС.
Как всегда, панику на украинских криптовалютных площадках спровоцировал ряд случайных событий и людей.
Итак, случайный журналист решил, что хватит Государственной фискальной службе преступно отмалчиваться по поводу биткойнов. Поэтому решительно обратился за разъяснением.
Случайный старший специалист условного отдела методически-правового обеспечения криптовалютных транзакций ГФС, получив этот запрос, не растерялся и даже нашел силы допить смузи. Дело-то несложное и привычное: просто берем и копируем в случайном порядке наиболее подходящие статьи отовсюду; дата, подпись – и все.
«Конституция, Гражданский кодекс, постановления НБУ, что там у нас еще есть?» – риторически спросил он у Google. «Так вот же, – отвечает ему Google. – Разъяснение относительно правомерности использования в Украине «виртуальной валюты/криптовалюты» из-под пера самого Национального банка Украины от 10.11.2014.
Вдохновленный позицией целого НБУ, наш случайный старший специалист скопировал сначала статью 99 Конституции о том, что денежной единицей Украины является гривна. Затем статью 192 Гражданского кодекса о том, что гривна является законным платежным средством и обязательна к приему по номинальной стоимости на всей территории Украины. А для авторитетности еще процитировал статью 40 закона о НБУ, которая предоставляет Национальному банку первоочередное и монопольное право говорить глупости о криптовалютах. И в конце добавил избранные цитаты из разъяснения НБУ.
Начальство посмотрело на текст, подчистило прилагательные, переставило абзацы в обратном порядке. «Чтобы в тексте не читалось даже намека на мысли», – сказало оно назидательно с реверберацией опытного чиновника более молодому коллеге. И размашисто расписалось.
«ГФС запретила биткойны», – разлетелось в интернете. НБУ в очередной раз покраснел за «денежный суррогат». ГФС так и не поняла, как их набор случайных цитат мог вообще что-то запретить или разрешить. Трое народных депутатов одновременно сказали: «Тю, мы же говорили» – и кивнули в сторону своих деклараций, в которых они предусмотрительно «впихнули» биткойны именно в раздел «движимое имущество».
Никто особо не понял, что именно журналист спрашивал у ГФС, и никто не видел текста ответа. Однако всем вдруг стало страшно. Не за себя, потому что никто в здравом уме на общей, а особенно на упрощенной системе налогообложения не использует криптовалюту как средство платежа. Вменяемые и творческие люди принимают биткойны через дисконтные программы с продажей за 1 копейку, даже и близко не показывая налоговому инспектору криптовалюту в документах.
Но испугались друг за друга. Ведь раньше как было: СБУ могло прийти с обыском и автоматами всего лишь на основании трехсот статей Уголовного кодекса, которые одинаково с натяжкой можно применить к любому человеку. Но после письма ГФС риски существенно выросли в части суррогата. Итак, единственная здравая в данной ситуации рекомендация адвоката – это закрыть бизнес и уехать из страны.
Справка для невыездных: в Уголовном кодексе Украины нет ни одной статьи, которая хотя бы намекала на запрет майнинга или покупки/продажи криптовалют. Поэтому держитесь и майните на здоровье.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.