Воины света: зачем Украине энергетический омбудсмен

Воины света: зачем Украине энергетический омбудсмен

Как появление этого органа изменит отношения производителей с потребителями энергии и поможет в решении энергетических споров

Цей текст також доступний українською
Воины света: зачем Украине энергетический омбудсмен
Фото: Shutterstock

Споры в сфере энергетики могут возникать как на уровне государств и предприятий, так и на уровне потребителей. В зависимости от участников энергетических споров возможны различные методы их решения. Так, споры между государствами, предприятиями или инвесторами могут решаться с помощью Центра по разрешению споров и переговоров Энергетического сообщества. А жалобы потребителей могут решаться с помощью энергетического омбудсмена. Все эти методы достаточно новые для Украины, однако уже начинают внедряться соответствующие положения законодательства для их применения. Подробнее об этом специально для Mind рассказывает Марина Грицишина, юрист, менеджер департамента правового обеспечения компании «Винд Пауэр».

Что представляет из себя энергетический омбудсмен? Это независимый орган для внесудебного урегулирования споров между потребителями и энергопоставщиками. Энергетический омбудсмен рассматривает вопросы, касающиеся заключения договоров с энергопоставщиками, расчетов за электроэнергию и теплоснабжение, качества предоставления услуг и т. п.

Важность создания такого института закреплена в директивах ЕС. В частности, в Директиве 2009/72 /ЕС об общих правилах на внутреннем рынке электрической энергии устанавливается обязательное внедрение «защитника гражданских прав в сфере энергетики», а также простых и недорогих процедур для рассмотрения жалоб потребителей. Кроме того, защита прав потребителей является важным условием для внедрения нового рынка электрической энергии в Украине в соответствии с Третьим энергетическим пакетом.

Пригодится ли он в Украине? В настоящее время в Украине жалобы потребителей рассматриваются энергопоставщиками, информационно-консультационными центрами, созданными энергопоставщиками, и НКРЭКУ. В 2016 году энергопоставщиками было рассмотрено 247 000 жалоб, информационно-консультационными центрами – 143 000 обращений, и НКРЭКУ – 6 000 жалоб. Учитывая такое количество жалоб сложно представить возможность их эффективного и быстрого решения судами.

Однако при рассмотрении обращений потребителей энергопоставщиками и информационно-консультационными центрами всегда не хватает определенной независимости и беспристрастности. Поэтому для защиты прав потребителей законом Украины «О рынке электрической энергии» был введен институт энергетического омбудсмена.

Правовой статус и условия его деятельности должны определяться законом. Поэтому в сентябре 2017 года в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона «Об энергетическом омбудсмене». Проект еще не прошел первое чтение в Верховной Раде, однако дает возможность ознакомиться с предложенным порядком обращения к энергоомбудсмену.

Как работают энергоомбудсмены в Евросоюзе? В странах ЕС рассмотрение жалоб потребителей энергетическим омбудсменом уже является достаточно распространенной практикой. Примером эффективного разрешения споров энергетическим омбудсменом может быть сеть национальных энергетических омбудсменов (NEON), созданная с участием таких стран, как Великобритания, Франция, Бельгия, Испания, Италия и Ирландия. Деятельность NEON охватывает около 213 млн человек и по результатам 2016 года NEON было решено 103 835 споров. Однако, несмотря на достаточное распространение такой практики разрешения споров потребителей в ЕС, для Украины это достаточно новый способ.

Условия обращения. Согласно общей практике стран ЕС, потребитель может подать жалобу энергопоставщику по правилам, предоставленным этой компанией. Если жалоба потребителя не была удовлетворена энергопоставщиком, потребитель имеет право обратиться к энергетическому омбудсмену. Отметим, такой же подход предложен в вышеупомянутом законопроекте «Об энергетическом омбудсмене» с условием, что потребитель может обратиться к омбудсмену только через 30 дней после обращения к энергопоставщику.

Стоимость. Услуги энергетического омбудсмена в странах ЕС предоставляются потребителям бесплатно. Аналогичный принцип бесплатности рассмотрения дел предусмотрен украинским законопроектом «Об энергетическом омбудсмене». В отличие от энергетического омбудсмена, суды не могут предложить потребителям электроэнергии бесплатное рассмотрение дел.

Сроки. Сроки рассмотрения жалоб энергетическим омбудсменом во всех странах ЕС разные и зависят от фактической нагрузки энергетического омбудсмена. Так, в Великобритании срок рассмотрения жалобы потребителя составляет 10 рабочих дней, а в Италии – не должен превышать 90 дней. В Украине, согласно законопроекту, предложен 30-дневный срок для рассмотрения жалобы энергетическим омбудсменом.

Как сформировать обращения в Центр разрешения споров Энергетического сообщества? О возможности обращения в Центр по разрешению споров и переговоров Секретариата Энергетического сообщества (Центр разрешения споров ЭС) прежде всего узнали производители электроэнергии из возобновляемых источников (ВИЭ). С целью создания благоприятных условий развития альтернативной энергетики в сентябре 2017 года были внесены изменения в Примерный договор купли-продажи электроэнергии (Примерный договор) между ГП «Энергорынок» и производителями ВИЭ.

Проект изменений в Примерный договор был разработан при участии Европейского банка реконструкции и развития и Корпорации частных иностранных инвесторов (OPIC). Изменениями в Примерный договор установлена ​​возможность разрешения споров в Центре по разрешению споров ЭС или арбитраже Международной арбитражной палаты (ICC) или Хозяйственном суде Украины. Если разрешение споров в арбитраже и суде является достаточно привычным способом, то обращение в Центр по разрешению споров ЭС – новшество для Украины.

Центр разрешения споров ЭС был создан при Секретариате Энергетического сообщества в октябре 2016 года в связи с тем, что существующие альтернативы для решения споров не соответствовали потребностям органов власти, предприятий и потребителей.

Условия обращения. Важно понимать, что по условиям Примерного договора обращение в Центр разрешения споров ЭС – это право, а не обязанность для производителей электроэнергии из возобновляемых источников. Поэтому отказ от обращения в центр не исключает обращения в арбитраж или в суд.

Процедура начала рассмотрения спора в Центре разрешения споров ЭС достаточно проста. Для рассмотрения спора необходимо:

  • предоставить письменное обращение заинтересованной стороне с описанием спора; и
  • после регистрации обращения подписать меморандум взаимопонимания и процедурное расписание.

Стоимость. Услуги Центра разрешения споров ЭС бесплатные и обращение в центр не требует специальной платы. Например, для обращения в арбитраж Международной арбитражной палаты (ICC) необходимо оплатить регистрационный сбор в размере $5000 и другие расходы на арбитраж, а обращение в Хозяйственный суд возможно только после уплаты судебного сбора в размере от 1600 грн до 240 000 грн.

Сроки. По информации Центра разрешения споров ЭС, срок разрешения споров составляет три месяца. Однако, как показывает практика центра, возможно и более быстрое разрешение споров. Так, 27 июля 2017 года центром была проведена медиация по обращению двух тепловых электростанций к государству Босния и Герцеговина о несоответствии двух экологических разрешений требованиям права Энергетического сообщества. Медиация была проведена всего за один день и закончилась подписанием соглашения о разрешении спора в тот же день. В отличие от центра срок разрешения споров в арбитраже и суде может быть достаточно долгим.

Главные особенности разрешения споров с помощью энергетического омбудсмена и Центра разрешения споров ЭС – это:

  • внедрение быстрого, доступного и мирного способа урегулирования споров потребителей и предприятий или инвесторов;
  • применение таких альтернативных методов разрешения споров в сфере энергетики, как медиация и переговоры; 
  • отсутствие ограничений для обращения в суд или арбитраж.

Для эффективного применения новых методов решения энергетических споров потребуется значительная работа по информированию, создание условий для разрешения споров и развития соответствующей практики. Однако очень важно, что процесс внедрения новых методов начат, а значит, будет и возможность их применять.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно