Финт ушами: на самом ли деле Путин ушел из Сирии
И какова примерная сумма расходов российского бюджета на эту войну

Российская политика на ближневосточном направлении в последние годы перетерпела целый ряд серьезных трансформаций – от полного игнорирования до попытки играть в «супердержаву» и прямого участия, по сути, в гражданской войне в Сирии, попыток создания устойчивой коалиции государств и группировок. Дошло до того, что, идя по стопам почившего в бозе СССР, Кремль ввел на территорию Сирии «ограниченный контингент».
И вот в первую декаду декабря 2017 года Владимир Путин, находясь на российской авиабазе Хмеймим, объявил о «значительном» сокращении российской группировки в Сирии. Его заявление западные СМИ сразу же окрестили «выводом войск». Этому, кстати, способствовали сделанные ранее заявления министра обороны России Сергей Шойгу и других официальных лиц, что главный противник – террористы ИГИЛ, с которым якобы воевали российские войска в Сирии, побежден. Так ли это, разбирался для Mind военный эксперт Михаил Жирохов.
О чем докладывают российские военные? По словам командующего российской группировкой в Сирии генерал-полковника Сергея Суровикина, Сирию покинут 23 российских самолета и два вертолета Ка-52. Кроме того, на родину отправятся два из трех батальонов военной полиции, а также батальон 71-го полка 42-й мотострелковой дивизии.
Российские СМИ наперебой начали писать о результатах сирийской войны: так, количество боевых вылетов авиации определяется в 30 000, количество авиаударов – в 92 000 (разумеется, сколько из них было нанесено по гражданской инфраструктуре, умалчивается). Приводятся фантастические цифры уничтоженных объектов и самих боевиков (32 000), однако проверить названные цифры нет никакой возможности. Зато скромно говорится о 43 погибших с сентября 2015-го военнослужащих, при этом начисто забывают о потерях частных военных компаний, которые, по самым скромным подсчетам, составляют около 500 человек.

Вертолет Ка-52
Сколько это стоило российскому бюджету? Любая военная операция, кроме геополитической нагрузки, несет в себе и финансовую составляющую. Естественно, что в условиях российского режима все цифры строго засекречены для СМИ, вполне возможно, что расходы разбросаны сразу по нескольким ведомствам.
Однако общие цифры вполне можно найти в открытых источниках. Итак, Путин в марте 2016 года заявил, что расходы на операцию в Сирии составили 33 млрд рублей. Фактически это сумма содержания группировки за семь месяцев, а если экстраполировать на 26 месяцев, примерная сумма расходов российского бюджета на войну в Сирию составит около 122,5 млрд рублей.
Сколько раз РФ «выводила» войска из Сирии? Как-то быстро все забыли, что это уже третий по счету «вывод российских войск из Сирии». Впервые об этом было объявлено в марте 2016 года, когда благодаря массовому применению российской авиационной группировки, артиллерии и сил специальных операций вооруженным группировкам противников Асада было нанесено военное поражение, а их лидеры вынуждены были сесть за стол переговоров. При этом против ИГИЛ (напомним, якобы именно для борьбы с ними россияне и пришли в страну) боевые действия фактически не велись. Казалось бы, задача поддержки режима Асада была решена полностью, однако уже через несколько месяцев ситуация в стране взорвалась – боевые действия начались с новой силой. В ответ Кремль был вынужден не только забыть о выводе войск, но даже значительно усилить группировку. Неимоверными усилиями и потерями была одержана чисто символическая медийная победа – был отбит у боевиков старинный город Пальмира.
Второе сокращение российской группировки датировано декабрем 2016 года, когда взятие стратегически важного города Алеппо фактически ознаменовало коренной перелом в ходе войны и крушение надежд оппозиции на силовую смену режима. Еще одной причиной сокращения войск была эйфория от избрания президентом США Дональда Трампа, который, как считалось, будет проводить более миролюбивую политику в сирийском вопросе.
Однако почти сразу после объявления о выводе войск боевики ИГИЛ нанесли серьезную пощечину россиянам – вновь взяли Пальмиру. Кроме того, позиция администрации Трампа по Сирии в итоге оказалась даже более воинственной, чем позиция его предшественника в Белом Доме – первым шагом нового американского президента на ближневосточном направлении был ракетный удар в апреле 2017 года по военному аэродрому Шайрат, с которого, по мнению Пентагона, была осуществлена химическая атака. При этом российские средства ПВО, массово переброшенные в Сирию, оказались бессильными.
В ответ россияне значительно усилили правительственные войска, передав дополнительное количество боевой техники и направив большое количество военных советников самого высокого уровня. Так, ударным кулаком сирийской армии был 5-й корпус, которым командовал погибший генерал-лейтенант Валерий Асапов. Серьезно увеличено было и количество наемников в составе так называемой частной военной компании Вагнера. Все это вместе взятое позволило сломить «хребет» ИГИЛ и объявить о победе над ним.

Сирийский конфликт завершился? Нет, он все еще далек от полного разрешения. Так, по-прежнему весьма сильны противоречия по линии США – Иран. Иранцы напрямую и через своих «прокси» стремятся взять под контроль как можно больше территории Сирии, чтобы получить сухопутный коридор в Ливан с угрозой прямого столкновения с Израилем.
Нельзя сбрасывать со счетов и серьезные противоречия между Турцией и курдскими формированиями, которые в борьбе с ИГИЛ пользуются полной поддержкой США. Поэтому тот же Вашингтон не спешит выводить свои армейские части. Так, почти одновременно с выступлением российского президента американцы заявили о намерении сохранить присутствие американских войск в Сирии на неопределенный срок.
Вполне возможно, что клубок противоречий между различными группировками и их иностранными сторонниками может обернуться новым обострением ситуации, которое потребует нового ввода войск (а затем и очередного их вывода). Однако вполне вероятно, что Путин наложит табу на информацию из Сирии, по крайней мере до президентских выборов в марте следующего года.
Когда же миссия российского контингента в Сирии действительно будет полностью «выполнена» (и будет ли вообще) – неизвестно.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.