Надежный щит или дырявое корыто: в каком состоянии украинская система ПВО

Надежный щит или дырявое корыто: в каком состоянии украинская система ПВО

Почему С-300 – не панацея, а попытки восстановления С-125 – явная коррупция

Цей текст також доступний українською
Надежный щит или дырявое корыто: в каком состоянии украинская система ПВО

В начале апреля «Укроборонпром» сообщил о том, что передал ВСУ очередной отремонтированный комплекс противовоздушной обороны С-300ПС. Ресурс техники был продлен на очередные 7 лет. Работы выполняло входящее в концерн предприятие «Укроборонсервис», всего за 2016-2017 года было отремонтировано 5 таких комплексов. Это один из ряда заказов «Укроборонпрому» в рамках стратегии «Украинский щит», которая «предусматривает переход на высокотехнологичное производство, международные стандарты НАТО и оснащение ВСУ современными образцами вооружений», говорится в сообщение концерна. Mind спросил у военного эксперта Михаила Жирохова, что на самом деле из себя представляет «украинский щит» в части систем противовоздушной обороны.

Комплексы из прошлого века. Буквально на днях «Укроборонпром» отрапортовал, что за последние два года для Воздушных Сил Украины были отремонтированы пять комплексов С-300.  Стоит напомнить, что эти комплексы предназначены для борьбы с самолетами стратегической, тактической авиации, крылатыми и оперативно-тактическими ракетами на высотах от 25 метров до 27 км на расстояниях до 100 км.

Однако насколько эффективными эти комплексы окажутся в случае возможной крупномасштабной войны с Россией – достаточно дискуссионный вопрос. С одной стороны, это достаточно мобильная противовоздушная система. На момент начала серийного производства (начало 1980-х годов) комплекс имел рекордные 5 минут разворачивания в боевое положение. С другой – за 30 лет системы обнаружения и создания радиопомех пошли далеко вперед, а электроника комплекса фактически осталась на месте.

И еще – до 2014 года Украина располагала ракетным полигоном «Чауда» в Крыму, однако но после 2010 года тут не было проведено ни одних практических тактических учений с боевой стрельбой.

Боевые стрельбы наши ракетчики начали только в конце 2016 года, когда наконец смогли создать полигон в Херсонской области. Однако такие учения буквально штучные и не могут в полной мере поддерживать боеготовность всех зенитно-ракетных частей.

Сокращение арсенала. Вообще после распада Советского Союза наша страна унаследовала достаточно серьезную систему ПВО – 132 зенитно-ракетных дивизиона. Столько же было в России по состоянию на 2015 год. Однако наша ПВО имела одну достаточно серьезную проблему – по советским уставам, позиции зенитно-ракетных комплексов были преимущественно стационарные и прикрывали  в основном стратегически важные промышленные и административные центры – Киев, Днепропетровск (ныне – Днепр), Харьков, Николаев, Одессу, Крым.

Понятно, что для этих целей вполне годились и довольно старые комплексы – как, например, С-125 или С-75 времен войны во Вьетнаме. Независимому государству, не имеющему так много врагов, как СССР, такое их количество было просто не нужно. Поэтому очень скоро после получения независимости Украина была вынуждена начать значительное сокращение. Так, первыми были сняты с вооружения ЗРК средней дальности С-75, затем в начале 2000-х годов – маловысотные С-125. Пока позволял ресурс, эксплуатировали дальнобойные ЗРК С-200В и С-200Д, но и их сняли с боевого дежурства в 2013 году.

Основным комплексом стал С-300 двух модификаций – С-300ПТ и С-300ПС (По состоянию на 2010 год в подразделениях ПВО имелось 16 дивизионов С-300ПТ и 11 С-300ПС). При этом произошла и серьезная географическая рокировка – первыми расформировывались дивизионы, которые базировались на Донбассе и на приграничных с Россией территориях, акцент делался на центральные и западные области. С большой долей вероятности можно говорить о том, что делалось это сознательно.

Проблемы с поставками запасных частей из РФ и невозможность продления сроков хранения зенитных ракет привели к тому, что к 2014 году в систему ПВО страны были включены даже армейские ЗРК средней дальности «Бук-М1». При этом делались попытки освоить капитальный ремонт комплексов – наибольших успехов удалось достичь именно по С-300. Так, в 2012 году наши оружейники рапортовали о том, что был проведен капитально-восстановительный ремонт двух дивизионов С-300ПС, при этом часть элементной базы была отечественного производства.

Надежный щит или дырявое корыто: в каком состоянии украинская система ПВО
ЗРС «С-300ПС»
Фото: «Укроборонсервис»

После аннексии Крыма наши Воздушные силы лишились пяти дивизионов С-300 и трех дивизионов «Бук-М1», что крайне отрицательно сказалось на боеготовности и фактически сделало брешь в ПВО на южном направлении.

Военное время. Первый период войны на Донбассе на ПВО мало кто обращал внимание – основные усилия были направлены преимущественно на поддержание боеготовности имеющих частей сухопутных войск.

Только начиная с 2015 года начались плановые работы по усилению зенитно-ракетных частей с упором на заводской ремонт и продление сроков эксплуатации зенитных ракет. Так как рабочие моменты были отработаны только по С-300, то их и стали массово восстанавливать и ремонтировать. В итоге за два года удалось «протянуть» через заводской ремонт разной степени 65% имеющегося состава зенитно-ракетных комплексов С-300П. Кроме того, был освоен ремонт ракет к ним. Еще одним направлением стал ремонт и модернизация ЗРК «Бук-М1» – тут результаты не менее впечатляющие.

Одновременно начались попытки усилить нашу противовоздушную оборону не только количественно, но и качественно. Именно в этом направлении стоит рассматривать принятие на вооружение таких достаточно уникальных комплексов как С-300В1 и «Тор».

Надежный щит или дырявое корыто: в каком состоянии украинская система ПВО
ЗРК «ОСА-АК»
Фото: «Укроборонсервис»

В то же время не все так уж благополучно – как видится, увеличение количества тех же С-300 не является панацеей в случае начала большой войны. Ведь, несмотря на мобильность, комплексы все-таки имеют стационарные позиции, которые достаточно легко будут поражены уже в первые часы агрессии разнообразными «Калибрами» и «Искандерами». Тут речь может идти о процентах выживших и о том, какой они ущерб смогут нанести противнику в дальнейшем. Поэтому основным противником российских «воздушно-космических сил» станут армейские «Бук-М1» и «Оса», возможности которых крайне ограничены. Вот тут, как видится, будет очень важна численность и подготовка расчетов.

Перспективные наработки. Уже достаточно долго ведутся дискуссии по поводу создания дешевого зенитно-ракетного комплекса на базе отечественных разработок. В этой связи крайне интересна судьба системы ПВО малой дальности на базе авиационной ракеты класса «воздух-воздух», которая производится ГАХК "Артем" (Киев).

Такая система предлагалась полякам на конкурс Narew под условным названием R-27 ADS, и после тяжелой конкурентной борьбы была выбрана для поставок в польскую армию. Сейчас наши специалисты совместно с поляками ведут интенсивные работы по этому комплексу. Уже этим летом планируется его предварительный показ, а осенью – стрельбы.

Использование авиационной ракеты хотя и выглядит неким эрзац-решением, тем не менее, вполне жизнеспособно. Достаточно вспомнить израильский комплекс «Спайдер» с ракетами Руtоn-5, который вполне успешно применялся против российской штурмовой авиации в войне 2008 года. Или вообще иранские эксперименты с Р-27Т, которые крайне удачно применяются против современных машин ВВС Саудовской Аравии и ОАЭ.

Таким образом, за счет относительной дешевизны возможно будет за очень короткое время создать эдакий мобильный «ракетный забор», преодоление которого для возможного противника будет связано с серьезными потерями техники и, самое главное, летного состава. Причем даже просто наличие таких комплексов в достаточном количестве будет важным сдерживающим фактором.

Нерациональные затраты. Если рассматривать ситуацию с этой точки зрения, то явным анахронизмом выглядит, например, продвигаемый некоторыми военными и частными компаниями проект восстановления на вооружении стационарных комплексов С-125. Даже с новой головкой самонаведения и улучшенной помехоустойчивостью он будет не мобильным и, значит, уничтоженным еще до того, как успеет сделать первый залп. Стоит ли тратить драгоценные ресурсы и время на такие откровенно коррупционные проекты, да еще и в воюющей стране – огромный вопрос.

В целом же можно говорить, что на данный момент все еще не сформирована внятная концепция развития системы противовоздушной обороны страны. Ведь вполне очевидно, что до бесконечно поддерживать в боеготовом состоянии советские системы 30-40-ка летней давности не получится, и уже очень скоро встанет вопрос об их замене. А даже разговоров о выборе каких-нибудь комплексов западного производства сейчас не ведется. Причины в принципе понятны – нехватка финансирования, откровенное сопротивление части высшего генералитета. Однако как бы потом не оказалось поздно, и в один «прекрасный» момент мы бы не остались у «дырявого корыта».

Надежный щит или дырявое корыто: в каком состоянии украинская система ПВО
БМ «Тор»
Фото: «Укроборонсервис»

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно