Цена неудач: почему потеря данных может обойтись в семизначную сумму

Цена неудач: почему потеря данных может обойтись в семизначную сумму

И почему растет число компаний, инвестирующих в монетизацию новой цифровой «валюты»

Этот материал также доступен на украинском
Цена неудач: почему потеря данных может обойтись в семизначную сумму
Фото: pixabay

Современные компании обладают огромными массивами данных о своих клиентах. Для одних предприятий информация становится «валютой», помогающей увеличить доходы, а для других – балластом, выкачивающим деньги на ее защиту и хранение. По данным недавнего исследования Global Data Protection Index (GDPI), уже 75% респондентовIТ-руководителей нашли инструменты для монетизации данных. Этот опрос провела компания Vanson Bourne по заказу Dell EMC в 18 странах. Респондентами были 2200 IТ-руководителей из 11 разных отраслей.

Ирина Волк, генеральный менеджер Dell EMC в кластере стран, в который входят Украина, Беларусь, Азербайджан, Молдова, Армения и Грузия, специально для Mind проанализировала итоги исследования.

Возможности и угрозы. Сегодня данные называют основным активом, топливом цифрового бизнеса. В частном и государственном секторах развитых стран мира осознают это и готовы инвестировать в инструменты, которые позволят извлекать пользу и монетизировать собираемые данные. Исследование GDPI показало, что 92% респондентов осознают потенциальную ценность данных. Без преувеличения, персонализация и сбор данных сегодня составляют основу интернет-технологий.

Но ценность данных остро ставит вопрос об их безопасности. А обеспечить ее на должном уровне становится все сложнее. Во-первых, потому что стремительно растет объем самих данных: с 2016 по 2018 год рост был почти семикратным – с 1,45 до 9,7 ПБ.

Цена неудач: ущерб от потери данных может исчисляться цифрами с шестью нулями

Во-вторых, увеличивается стоимость хранения резервных копий и усложняется управление инфраструктурой для защиты. На этом фоне острее ощущается нехватка решений, которые соответствовали бы не только нынешним запросам, но и будущим, например таким, которые позволили бы шире внедрять искусственный интеллект, машинное обучение, интернет вещей.

Цена неудач: ущерб от потери данных может исчисляться цифрами с шестью нулями

В-третьих, ужесточается контроль над использованием и работой с данными. Одним из наиболее ярких примеров, который в прошлом году взбодрил IT-отрасль, стало внедрение GDPR (общего регламента Евросоюза о защите данных). В двух из трех компаний нет уверенности в том, что их инфраструктура и процессы защиты данных соответствуют всем региональным нормативным актам, о чем свидетельствует исследование GDPI. При этом 12% респондентов, у которых были сбои и/или простои, уже столкнулись со штрафными санкциями за то, что не сумели обеспечить безопасность данных.

Цена утечки информации. Речь идет не только о том, чтобы извлечь пользу из собираемых данных, а и о том, чтобы не понести убытки за ненадлежащее обращение с ними. Цена сбоев и потери данных может исчисляться цифрами с пятью или даже шестью нулями.

Цена неудач: ущерб от потери данных может исчисляться цифрами с шестью нулями

Недополученная прибыль и репутационные потери – это не только о деньгах. Это о пошатнувшемся доверии к бренду, необходимости начинать заново, причем не с нулевой, а с «минусовой» отметки. Не хочется нагнетать, но с течением времени увеличивается и цена неудач.

Цена неудач: ущерб от потери данных может исчисляться цифрами с шестью нулями

Технологии, как и любое другое явление в нашем мире, имеют обратную сторону, и на той стороне – кибератаки, угрозы, вымогатели, сбои, форс-мажоры… Чем ценнее данные для компании, тем большему риску они подвергаются, тем активнее за ними охотятся и тем выше цена сбоя или потери.

По результатам опроса, который лег в основу GDPI, IТ-руководителей-респондентов распределили на четыре группы, в зависимости от уровня зрелости систем защиты, внедренных в их компаниях: отстающие, оценивающие, внедряющие и лидирующие.

Цена неудач: ущерб от потери данных может исчисляться цифрами с шестью нулями

Для того чтобы проиллюстрировать масштаб различий между двумя крайними категориями, отмечу, что лидеры оперируют в 18 раз большим объемом данных, чем отстающие: 21,4 против 1,18 ТБ. При этом как бы высоко лидеры не оценивали свои решения для защиты данных, сбои все же случаются. И для лидеров цена сбоев в 12 раз выше, чем для отстающих. В среднем потери прибыли могут достигать 40%.

Инвестиции в монетизацию. Казалось бы, такой уровень потерь дает повод усомниться в ценности данных, ведь надо не просто собирать, но и обрабатывать и защищать. Однако в ведущих компаниях мира таких сомнений нет, за исключением разве что тех 2% «отстающих». Почти две трети (69%) уже инвестируют в инструменты для монетизации данных. Более того, увеличивается число тех, кто в нашем исследовании назван «адептами» или «внедряющими». По сравнению с 2016 годом, таковых стало почти в 1,5 раза больше.

Цена неудач: ущерб от потери данных может исчисляться цифрами с шестью нулями

Есть основания полагать, что их количество будет расти в будущем. По мере роста использования искусственного интеллекта и интернета вещей (появление 5G значительно расширяет применение концепции IoT, а в 2019 году ожидается массовый коммерческий запуск 5G-сетей, будут происходить цифровые преобразования как бизнеса, так и государственного сектора. Для всех этих технологий данные имеют критическое значение, повторюсь, это топливо для цифрового бизнеса.

Примеры монетизации. Ими могут служить поведенческие и предиктивные модели, позволяющие предугадывать действия заказчиков и, как следствие, улучшить коммуникацию и предотвращать отток клиентов; решения для повышения эффективности рекламы, в том числе и в соцсетях; сенсоры, собирающие информацию и подключаемые к интернету вещей; финтех-инструменты.

До внедрения цифровой трансформации физическая валюта в хранилище банка составляла наиболее ценный актив, а сегодня данные столь же ценны, о чем говорят в самих банках. Также трудно недооценить значимость данных в медицине. Даже малый бизнес, не располагающий бюджетом уровня корпораций, может воспользоваться Google Analytics, например, и это тоже будет элементом бизнес-аналитики данных. То есть вопрос монетизации актуален независимо от размера компании. Так, одним из самых ценных и популярных источников данных служат рабочие приложения, в частности, Office 365.

Цена неудач: ущерб от потери данных может исчисляться цифрами с шестью нулями

А что же Украина? Мы не попали в фокус внимания данного исследования, однако нельзя сказать, что находимся в отрыве от мировых тенденций и вне контекста цифровых преобразований. Уже рассматривается перспектива внедрения 5G в Украине, недавно мобильные операторы заявили о запуске своих сетей NB-IoT в Украине. Но пока не так уж много успешных историй.

Рискну предположить, что если бы в данном исследовании участвовали отечественные компании, то они попали бы в число «оценивающих». Мы пока отстаем от стран, более продвинутых в цифровом плане. Однако если взглянуть на результаты исследования в разрезе географии, то видно, что развивающиеся страны преодолевают отрыв и выходят на ведущие позиции в плане защиты данных. Наиболее яркий пример – Индия, поднявшаяся на 8 позиций. В то же время Франция опустилась на 16, Сингапур – на 11, а Германия – на 10 позиций.

Цена неудач: ущерб от потери данных может исчисляться цифрами с шестью нулями

Для Украины, как и для других стран, нет альтернатив диджитализации, просто потому что мы уже находимся в цифровом мире. Разница в том, насколько мы эффективны и успешны в этом мире. Это зависит, в том числе, от того, насколько хорошо поставлена работа с данными. Сейчас в Украине проходит избирательная кампания. Думаю, все мы хотели бы, чтобы данные о наших голосах обрабатывались корректно и были надежно защищены, просто потому что цена сбоя может оказаться очень высокой.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате