Невозможное возможно: как Украине обойтись без МВФ

Невозможное возможно: как Украине обойтись без МВФ

И выплатить $11 млрд по долгам в 2020 году

Цей текст також доступний українською
Невозможное возможно: как Украине обойтись без МВФ
Фото: DR

Украине в 2020 году необходимо выплатить около $11 млрд в валюте по обязательствам на внутреннем и внешних рынках. Согласно мнению большинства финансовых экспертов, без новых траншей от Международного валютного фонда (МВФ) это – непосильная ноша для отечественной экономики. Однако возможен и альтернативный сценарий. Какой именно – специально для Mind объясняет экономист Даниил Монин.

Вопрос внешних государственных долгов, по созданной властью за последние несколько лет традиции, – крайне политизирован. Есть очень распространенная точка зрения, что финансирование МВФ – необходимость, без которой Украина не сможет существовать.

В то же время, если внимательно посмотреть на баланс взаимоотношений страны с фондом за три года, становится очевидным, что с 2016-го он отрицательный. То есть Украина получила от МВФ денег меньше, чем отдала ему. И, когда брала новые кредиты, просто переносила сроки выплаты долгов на более поздний срок.

Невозможное возможно: как Украине обойтись без МВФ

Возможно, многим это покажется странным, но сейчас так работает весь мир. Государственные долги практически никогда не платятся – государства постоянно их замещают.

Чтобы отдать любой долг, стране необходимо выпустить новые долговые бумаги с более поздним сроком погашения, привлечь деньги, и именно этими деньгами погасить текущие обязательства. Таким образом, вопрос отдачи старых долгов заменяется на вопрос источников финансирования и формирования нового пула долгов на более поздний срок. По-простому это звучит так: чтобы отдать $11 млрд – надо привлечь $11 млрд, организуя постоянный кругооборот долгов.

С другой стороны график долговых выплат – это постоянно изменяемый во времени параметр, поскольку государство все время берет новые долги.

Автором составлен помесячный график валютных выплат и заимствований, необходимых, чтобы покрыть потребности государства до конца 2020 года, отталкиваясь от состояния на 13 июня 2019-го по разным направлениям выплат. Он стал результатом анализа открытых данных Минфина, НБУ, МВФ, а также части закрытых инсайдов – и проведенного балансирования ряда необходимых показателей.

Невозможное возможно: как Украине обойтись без МВФ

Итого в 2019 году Украине еще предстоит погасить $5 млрд ($2,4 млрд внутренних валютных долгов и $2,6 млрд внешних). А в 2020 году выплаты составят $11 млрд – около $4 млрд на внутреннем рынке ОВГЗ и почти $7 млрд внешних, из которых $1,7–1,8 млрд – это проценты на обслуживание.

До конца текущего года вероятность получения финансирования от МВФ совсем невелика. Так почему государство совсем не переживает по поводу 2019-го, а переживает за 2020 год, когда на выплату необходимы сравнимые средства в полугодичном режиме? Предложенная таблица требует пояснений. Более детально пройдемся по ее основам.

Государственный долг и его состояние в 2019 году

Государственные долги Украины в целом состоят из трех компонентов

  1. Внешний государственный долг –  внешние долги страны в валюте кредиторам (международным финансовым организациям и правительствам, а также и взятые евробонды);
  2. Внутренний государственный долг – внутренние обязательства по ОВГЗ;
  3. Гарантированный долг – заем, который погасит Минфин, если государственное предприятие или Национальный банк не выполнит свои обязательства самостоятельно.

В 2019 году уровень государственного долга вместе с гарантированным оценивается в почти $80 млрд.

Невозможное возможно: как Украине обойтись без МВФ

Внутренний долг номинирован не только в гривне. Часть его (около $4–5 млрд, или 15%) – в долларах и евро.

Невозможное возможно: как Украине обойтись без МВФ

Несмотря на то что внутреннего долга существенно меньше, чем внешнего, – обходится он намного дороже. Для сравнения: в этом году обслуживание внешних долгов Украине будет стоить 45–50 млрд грн (средняя ставка 4% годовых); а обслуживание внутренних – 75–80 млрд грн (средняя ставка – около 10%).

Таким образом, для финансовой стабильности государства намного опаснее не евробонды, привлекаемые по ставке 7–9% годовых при девальвации 2–5% в год, а очень дорогие гривневые ресурсы, которые из-за высокой ставки НБУ стоят Минфину 16–20% годовых.

Работа Минфина на внутреннем рынке

На внутреннем рынке оборачивается большое количество облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ). Минфин проводит аукционы по их привлечению каждую неделю. При этом он решает две задачи. Основная – возвращение тела кредитов, срок оплаты которых подошел. И вспомогательная – финансирование дефицита бюджета. Но в первом случае, как уже говорилось выше, происходит просто замещение одних долгов другими.

Основная часть гривен – это длинные деньги под не очень высокие проценты (около 10%). Поскольку НБУ сейчас держит высокую ставку, то Минфин берет гривну на минимальный срок, в основном – чтобы погасить тело прошлых дорогих кредитов.

Валютные ОВГЗ берутся по ставкам 5–7% в долларах и 4–5% в евро – и это намного дешевле евробондов, привлекаемых под 7–9%. Все валютные ОВГЗ – это очень короткие деньги (90% из них – сроком до одного года). Поэтому кругооборот валютных ОВГЗ на внутреннем рынке – огромен.

Так, за первое полугодие Минфин погасит 3,2 млрд долларов/евро тела кредитов. Но на самом деле это – просто работа по постоянному замещению долгов. Ведомство легко может привлекать на внутреннем рынке по $400–500 млн каждый месяц.

Невозможное возможно: как Украине обойтись без МВФ

В информационном пространстве постоянно муссируется мнение, что обслуживание долгов в Украине составляет 30% бюджета. Эту фразу даже повторил президент на встрече с бизнесом 20 июня.

Но это не так: за четыре месяца нынешнего года Украина имеет профицитный Сводный бюджет,  а объем заимствований, сделанных на внутреннем рынке, составил 132 млрд грн, но почти все они пошли на замещение старых долгов.

Покрытие дефицита бюджета обычно осуществляется Минфином в IV квартале каждого года. Итого государство тратит на обслуживание долгов только 7–8% бюджетных средств (с ниспадающим трендом). Например, в 2018-м на эти цели ушло 3,2% ВВП.

Невозможное возможно: как Украине обойтись без МВФ

В целом, чтобы покрыть свои потребности на внутреннем рынке, Минфин должен выпускать новые валютные ОВГЗ на примерно $400 млн в месяц (кроме марта и сентября – пика внешних выплат). Это он сейчас и так делает на регулярной основе.

Невозможное возможно: как Украине обойтись без МВФ

Соответственно Минфин легко закрывает потребность в $2,4 млрд в этом году и около $4 млрд в 2020-м самостоятельно.

НБУ

Национальный банк является основным держателем гарантированного долга Украины (почти 75%) на сумму $7,5 млрд. Единственным кредитором у НБУ выступает МВФ.

Во второй половине нынешнего года Украина начинает возврат кредита на $5 млрд, взятого 13 марта 2015-го. Выплаты разбиты на 12 частей по $416 млн каждые полгода. Первую предстоит совершить 13 сентября 2019-го, а в 2020 году – 13 марта и 11 сентября. Получателями кредита в Украине выступили совместно НБУ и Минфин, поэтому и возвращать его будут оба ведомства. Кроме того, НБУ платит проценты (около $60 млн раз в квартал).

Итого потребность Нацбанка в валюте оценивается в сумму около $900 млн за год. При этом в 2018 году чистый выкуп валюты у НБУ на межбанке составил более $1,3 млрд. А в этом году такую же (и даже большую) сумму валюты НБУ выкупил на межбанке уже до 13 июня.

Автор составил примерный график интервенции Нацбанка на валютном рынке до конца 2020 года. Красным отмечены сглаживания пика спроса (продажа валюты), а синим – выкуп валюты в резервы. Можно сделать вывод, что НБУ может проводить возврат тела кредитов МВФ без новых заимствований самостоятельно.

Здесь также нужно заметить, что по текущей программе с МВФ, подписанной в декабре 2018 года, кредиты фонда отправляются на баланс НБУ и не передаются Минфину. Они просто идут в резервы и фактически не используются для выплат. Основная их цель – повышение уровня международных резервов за счет новых долгов.

Итак, в 2019–2020 годах НБУ, проводя текущие политики, может выполнить свои обязательства самостоятельно – за счет средств привлекаемых на межбанковском рынке, без внешнего финансирования.

Минфин и гарантированный долг

На вторую половину 2019 года у Минфина числится к погашению на внешнем рынке около $1,4 млрд тела кредитов и $750 млн процентов. Основные выплаты, предстоящие в сентябре, – около $1,7 млрд (тело + проценты). А в 2020 году – около $4,5 млрд тела кредитов и около $1,5 млрд процентов.

Невозможное возможно: как Украине обойтись без МВФ

При этом основные выплаты тела кредитов в 2020 году разбиты на март, май и сентябрь, а проценты в основном платятся в марте и сентябре. Наиболее обременительным месяцем станет сентябрь, когда необходимо будет погасить почти $3 млрд: $1,4 млрд тела кредита согласно «реструктуризации от Наталии Яресько», около $600 млн по соглашению от 22 мая 2015 года с Европейским союзом и плюс проценты по обязательствам перед МВФ и по евробондам.

В целом за полтора года у Минфина насчитывается обязательств к погашению на сумму немногим более $8 млрд,  что требует взятие внешних займов примерно по $2 млрд каждые четыре месяца. Автор составил примерный график возможного взятия займов, необходимых для покрытия потребности Минфина в валюте.

Невозможное возможно: как Украине обойтись без МВФ

Кроме официальных выплат Минфина есть еще гарантированный государством долг на уровне $10 млрд, 75%  которого – долг НБУ перед МВФ, который уже учтен в разделе, посвященном Нацбанку, а также долг Китаю в размере $1,3 млрд. Его Украина выплачивает по $150 млн в год – двумя равными траншами в январе и июле.

Невозможное возможно: как Украине обойтись без МВФ

По остальным долгам (около $1,2 млрд) субъекты хозяйствования проводят выплаты самостоятельно. 

Таким образом, потребность Минфина на 2020 года в валюте оценивается на уровне $6 млрд, которые необходимо привлечь на внешнем рынке.

Источники финансирования без МВФ

Как мы выяснили ранее, МВФ на самом деле не помогает решать потребности Минфина в финансировании, если транши идут на баланс НБУ. Если бы в декабре 2018 года государство взяло заем на Минфин, то уже сейчас страна бы имела гарантированно закрытые обязательства по 2019 году. Но транш МВФ пошел в резервы НБУ и Минфин не может на него рассчитывать: деньги фактически используются только для выплат тела кредита тому же МВФ и позволяют улучшать платежный баланс страны.

В то же время у государства имеется большой спектр альтернативных заменителей деньгам фонда, который оно может использовать:

  1. Администрация Трампа. US Aid 1 млрд в год. Президент Петр Порошенко получал 1 млрд на пять лет в течение 2014, 2015, 2016 годов под 1,84%, 1,85% и 1,47% годовых в USD соответственно. Для их получения нужны переговоры с Администрацией президента США.
  2. Китайские кредиты под проекты сотрудничества (инфраструктурные – с китайскими компаниями или совместные предприятия с бизнесом из КНР; суммы ограничены проектами). Обычно ставки таких кредитов колеблются в пределах 3–5%. Чтобы получать такие деньги, Украине необходимо привлечь крупные китайские госкорпорации, стать участником Инфраструктурного банка.
  3. Евробонды. 13 июня Украина привлекла 1 млрд евро по ставке 6,75%. Это может развеять миф о том, что Украине, кроме МВФ, денег никто не даст. Спрос превышал предложение в шесть раз. Так можно покрыть потребность страны в валюте даже из одного этого источника. 
  4.  Валютные ОВГЗ на украинском рынке – для выплат на внешнем рынке. Ставка 4–5% в евро, 5–7,5% в долларах. Для минимизации девальвационного эффекта следует привлекать не более $0,5–1 млрд в год. Но если поток частных иностранных инвестиций увеличится с $2 до $5–7 млрд в год (что реально и над чем необходимо работать), то этот инструмент может быть расширен до $1–2 млрд в год без девальвационного эффекта.
  5. Кредитные ноты у населения. Владимир Зеленский может попросить население поддержать государство, выпустив кредитные ноты. Например по ставке 5–6% в валюте. Возможно привлечение нескольких млрд долларов – на том уровне доверия, который сейчас имеется у нового президента.
  6. Сокращение расходов госбюджета. Резервов много. Мягкий вариант – сдерживание роста государственных расходов ниже роста ВВП. Это позволяет не только проводить либерализацию экономики, но и уменьшать дефицит бюджета вместе с потребностью его финансировать.

Итак, Украина имеет все возможности самостоятельно пройти пик выплат в 2020 году. Но для этого их необходимо сполна использовать, сосредоточившись на стратегии ускоренного экономического роста, а не на стратегии выживания.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно