»мпортозамещение дл€ јЌ-124 Ђ–усланї: сможет ли –осси€ обойтись без украинских комплектующих

»мпортозамещение дл€ јЌ-124 Ђ–усланї: сможет ли –осси€ обойтись без украинских комплектующих

 ак –‘ пытаетс€ продолжить конкурентную борьбу и при чем тут Ђ—лонї

Ётот материал также доступен на украинском
»мпортозамещение дл€ јЌ-124 Ђ–усланї: сможет ли –осси€ обойтись без украинских комплектующих
Ћ≥так јЌ-124 Ђ–усланї

Ќа дн€х –осси€ за€вила, что будет самосто€тельно ремонтировать двигатели ƒ-18 дл€ транспортников јн-124 «–услан». ѕо словам вице-премьер-министра –‘ ёри€ Ѕорисова в интервью «»нтерфаксу», первые отремонтированные двигатели уже получены.¬  –‘ надеютс€ выйти на возможности ремонта не менее 12 двигателей в год, то есть дл€ трех самолетов. ¬ то же врем€ в прошлом году –осси€ за€вл€ла, что не планирует возобновл€ть производство «–усланов», но существующий парк самолетов будет модернизирован.

”краина в свою очередь неоднократно за€вл€ла о желании собирать «–усланы» без российских комплектующих, но желани€м пока не суждено превратитьс€ в планы. ѕрезидент ƒѕ «јнтонов» јлександр ƒонец весной опроверг эту идею, отметив, что строить новые самолеты јн-124 «–услан» не имеет смысла. ѕо его словам, рынку достаточно тех бортов, которые наход€тс€ в эксплуатации. ј поскольку их ресурс еще не выработан, то в ближайшие 20 лет новых украинских «–усланов» ожидать не стоит.

ƒействительно ли у –‘ есть возможности дл€ проведени€ ремонта двигателей дл€ «–усланов» без украинских комплектующих и какие перспективы у этой инициативы, по€снил Mind военный эксперт ћихаил ∆ирохов.

„то и кому досталось после развала ———–?

‘ормирование авиационной промышленности —оветского —оюза осуществл€лось исход€ из человеческого ресурса каждой республики и логистических проблем. ѕоэтому нет ничего удивительного в том, что больша€ часть предпри€тий были построены в ”краинской ——– и –—‘—–. ¬ остальных республиках предпри€тий было крайне мало, и производили они отдельные узлы и агрегаты.

“аким образом, после распада ———– именно –оссийска€ ‘едераци€ и ”краина получили возможности дл€ организации собственного авиационного производства. ќднако, как оказалось практически сразу, самосто€тельно ни одна из стран не может выдавать готовый продукт. Ќапример, ¬ ”краине нет замкнутого цикла производства боевой авиации, а в –оссии отсутствуют производства авиационных двигателей. » €ркий пример – стратегический военно-транспортный самолет јн-124 «–услан».

Ќа момент распада ———– по заказу военных было построено 38 серийных «–усланов», из которых –оссии достались 33, ”краине – 5. ќчень быстро вы€снилось, что такой грузовой потенциал ¬¬— –оссии просто не нужен – и в первой половине 1990-х большую часть принадлежавших военным «–усланов» сдали на хранение.

Ќо среди авиационного руководства уже зрело понимание того, что у самолета есть международные коммерческие перспективы. ¬ августе 1990 года было создано јќ «¬олга-ƒнепр», акционерами которого стали ”ль€новский авиационно-промышленный комплекс им. ƒ. ‘. ”стинова («јќ «јвиастар-—ѕ»), запорожское машиностроительное  Ѕ «ѕрогресс» (√ѕ «»вченко-ѕрогресс») и киевский јЌ“  им. ќ.  . јнтонова. 17 сент€бр€ 1991 года, после получени€ первого јн-124, в ¬еликобритании было зарегистрировано совместное предпри€тие HeavyLift-VolgaDnepr, которое зан€лось продвижением услуг по перевозке грузов самолетом јн-124-100 «–услан» на международном рынке перевозок.

Ѕыстрый переход к гражданской эксплуатации военно-транспортного самолета был бы невозможен без участи€ в проекте серийного завода и  Ѕ јнтонова. Ѕлагодар€ слаженной работе по€вилась гражданска€ модификаци€ «–услана» – јн-124-100, котора€ была очень быстро сертифицирована и выведена на регул€рный рынок грузовых перевозок.

 ак ”краина получила независимость в авиастроении?

Ќиша, которую на этом рынке предсто€ло зан€ть, была уникальной – коммерческими воздушными перевозками негабаритных грузов на регул€рной основе до этого в мире никто не занималс€. ¬ ”краине эксплуатацией јн-124 и единственного построенного самолета јн-225 «ћри€» зан€лись «јвиалинии јнтонова».

ƒостаточно успешна€ эксплуатаци€ «–усланов» привела к «выбиванию» летного ресурса, и в середине 2000-х в –оссии и в ”краине заговорили о возможном возобновлении серийного производства «–усланов»: мировой рынок авиаперевозок рос, основные эксплуатанты ожидали активизации спроса. –оссийские ¬¬— задумались о расширении собственного парка. Ётим планам, однако, не суждено было сбытьс€. ¬ тот момент, посчитав финансы, росси€не пошли по пути капитального ремонта машин из числа выведенных на хранение в 1990-х годах. Ќа тот момент это было дешево и практично.

ќкончательный крах программы –‘ по поддержанию в летном состо€нии «–усланов» произошел в 2014 году, когда из-за аннексии  рыма были разорваны св€зи российского и украинского военно-промышленных комплексов. „то касаетс€ росси€н, то тут основной проблемой стало обслуживание двигателей дл€ «–усланов» и в целом обща€ поддержка со стороны «јнтонова». ƒл€ украинцев проблема заключалась в отсутствии целого р€да запчастей и агрегатов, которые производ€тс€ в –оссии.

¬ ”краине один из јн-124 вывели из эксплуатации и начали отработку использовани€ запчастей западного и китайского производства – речь идет прежде всего о новых шинах, тормозах и авионике. ќ ходе летных испытаний на сегодн€шний день информации в открытой печати нет, но, по неофициальным данным, они идут достаточно интенсивно.

—тоит отметить, что года два-три лет после 2014-го росси€не не испытывали особых проблем: фирменное обслуживание какое-то врем€ шло по накатанному пути (в счет ранее заключенных контрактов), запчасти дл€ двигателей шли по «серому» пути закупок через третьи страны.

 ак по€вилс€ «—лон» в российской лавке?

ќднако было понимание, что так будет не всегда, а в услови€х тотального противосто€ни€ с Ќј“ќ и началом интервенции в —ирии «–усланы» становились все больше востребованными. ѕоэтому начались серьезные движени€.

—начала планировалось возобновить производство јн-124 на ”ль€новском авиазаводе под другим названием. ќднако, посчитав все риски и проблемы от этой идеи, росси€не отказались.

“огда примерно с 2016 года начались попытки организации серийного производства сверхт€желого транспортного самолета дл€ замены парка «–усланов». ’от€ это и св€зано с колоссальными капитальными затратами, однако полностью гарантировало независимость от украинских комплектующих. –азработка нового самолета была даже внесена в госпрограмму вооружений, рассчитанную до 2027 года.

» как только программа попала в госзакупки, началс€ неофициальный конкурс проектов. “ак, в ходе ћосковского авиационно-космического салона ћј —-2017 ÷ентральный аэрогидродинамический институт имени профессора Ќ. ≈. ∆уковского (÷ј√») представил проект перспективного т€желого дальнего транспортного самолета «—лон».

»мпортозамещение дл€ јЌ-124 Ђ–усланї: сможет ли –осси€ обойтись без украинских комплектующих
“ранспортный самолет –‘ «—лон»

ѕредполагалось, что самолет предназначен дл€ перевозки грузов массой до 150 тонн на дальность более 7000 км при скорости 850 км/ч и при базировании на ¬ѕѕ длиной 3000 м. ≈го максимальна€ нагрузка составл€ет 180 тонн.

¬ итоге, суд€ по сообщени€м российской прессы, в 2018 году контракт на выполнение научно-исследовательской работы был заключен с компанией «»льюшин».  омпани€ не нашла ничего лучшего, чем подн€ть из архивов проект советских времен – »л-106. —амолет в свое врем€ прорабатывали параллельно с «–усланом», но после 1992 года проект закрыли из-за недостатка средств.

»мпортозамещение дл€ јЌ-124 Ђ–усланї: сможет ли –осси€ обойтись без украинских комплектующих
—равнение двух моделей самолетов

—уд€ по прорисовкам, грузова€ кабина »л-106 будет такого же размера, как и јн-124 «–услан». ќднако перевозить грузов он будет меньше.

ј что же двигатель?

ќсновной проблемой как проекта «—лон», так и »л-106 €вл€ютс€ двигатели. ¬се они стро€тс€ вокруг ѕƒ-35, которые создаютс€ только пермским јќ «јвиадвигатель» и рыбинским Ќѕќ «—атурн». ѕричем с очень не€сными перспективами. ѕредполагаетс€ вложить в проект двигател€ за шесть лет 180 млрд рублей, однако не факт, что все получитс€.

 ак ни странно, это понимает и политическое руководство –оссии. “ак, весной 2019 года глава ћинпромторга ƒенис ћантуров за€вил о том, что «вопрос производства замены јн-124 будет детально прорабатыватьс€ примерно до конца 2040-х годов». “о есть, суд€ по всему, раньше этого времени никакого реального продвижени€ по »л-106 или любому другому проекту замены «–услана» не будет. » под большим вопросом, смогут ли до этого времени јн-124 подниматьс€ в воздух без помощи украинских «мозгов» и комплектующих…

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате