Возобновляемая энергетика: есть ли перспективы для инвестирования
Какие механизмы нужно ввести Украине для аккумулирования э/э из ВИЭ

Украина с 2014 года получила 3,3 млрд евро инвестиций в сферу возобновляемой энергетики (ВИЭ). В то же время для выполнения Энергетической стратегии нам необходимо привлечь до 2035 года еще 30 млрд евро.
Между тем с 1 июля 2019 года в Украине стартовал второй этап перехода на новый рынок электроэнергии. Согласно новой модели, электричество, произведенное «зелеными» электростанциями, будет выкупать созданная государственная компания под условным названием «Гарантированный покупатель». При этом платить за произведенную из альтернативных источников энергию будут по «зеленому» тарифу, который в Украине является одним из самых высоких в Европе.
В то же время на днях директор Energy и Utilities IT-компании Luxoft Дмитрий Вильчинский заявил, что закон о «зеленом» тарифе, хоть и интенсифицировал поступление инвестиций в энергетику, является если не «исключительно коррупционной схемой», то «очень непрозрачной».
О том, выгодно ли вкладывать средства в производство электроэнергии из ВИЭ, и есть ли шанс у Украины выполнить собственные амбициозные планы по объему инвестиций в эту сферу, рассказали Mind эксперты KPMG Law Ukraine – советник Ярослав Чекер и юрист Виктория Кулинич.
За последние годы в мире наблюдается быстрый и постоянный рост производства электроэнергии (э/э) из возобновляемых источников энергии. Такая же тенденция имеет место и в Украине. Например, только за 2018 год общая мощность объектов ВИЭ увеличилась более чем на 10% – до 1,5 ГВт (без учета временно оккупированной территории АР Крым). Учитывая быстрые темпы развития, ожидается, что тенденция к увеличению мощностей из ВИЭ будет сохраняться и в дальнейшем.
С увеличением мощностей ВИЭ растет и потребность в соответствующих мероприятиях по диспетчеризации объединенной энергетической системы (ОЭС) для сбалансирования спроса и предложения на рынке электроэнергии и ее стабильной работы. Решить эту проблему можно путем обеспечения системы достаточными резервными, маневровыми мощностями и системами аккумулирования энергии.
Аккумулирование энергии широко используется для масштабного хранения э/э непосредственными производителями, в то числе производителями из ВИЭ. Кроме того, производители предоставляют необходимую мощность и дополнительные вспомогательные услуги, в частности, по регулированию частот, мощностей, осуществлению аварийных запусков и предоставлению резервного питания и т. д. Также их могут использовать не только субъекты хозяйствования, но и обычные потребители – физические лица.
Преимущества аккумулирования электроэнергии
Сейчас существуют самые разные виды систем аккумулирования энергии – от различного вида батарей или маховиков до систем сжатого воздуха или гидроаккумулирующих систем. Выбор зависит от масштабов, целесообразности их установления на определенной территории и проблем, которые необходимо решать.
В первую очередь системы аккумулирования энергии имеют существенное значение для производителей электроэнергии из ВИЭ, поскольку могут помочь им:
- нивелировать пики производства и потребления э/э. Избыток в наименее нужное для потребителей время будет аккумулироваться в системе. Распределение будет происходить, когда спрос начнет превышать объемы производимой в это время энергии. Таким образом, у производителя есть возможность перераспределять и продавать э/э по лучшей для себя цене;
- избежать финансовой ответственности за небалансы. Небаланс э/э – разница между фактическими объемами отпуска или потребления, импорта, экспорта э/э стороной, ответственной за баланс и объемами купленной и проданной э/э зарегистрированными производителями. Согласно последним изменениям в Закон Украины «О рынке электрической энергии», производители обязаны нести финансовую ответственность за небаланс э/э в случае невыполнения ими почасовых графиков ее передачи;
- повысить безопасность поставок э/э. Если оборудование, связанное с производством э/э из ВИЭ, выйдет из строя на время или производитель не сможет временно производить э/э, системы аккумулирования э/э смогут обеспечить ее бесперебойную поставку в достаточный промежуток времени.
Системы аккумулирования энергии имеют свои преимущества и для потребителей, ведь они так же позволяют:
- уменьшать расходы на э/э. Накапливать, когда она продается по самой низкой цене, а использовать – когда цена на нее самая высокая;
- быть автономными. В случае возникновения сбоев в работе сети будет обеспечено бесперебойное потребление э/э. Также в последнее время все большую популярность набирают так называемые энергонезависимые дома, которые могут с помощью собственных интегрированных солнечных панелей использовать и хранить произведенную домашней электростанцией электроэнергию. Такие проекты достаточно распространены за рубежом и уже имеют аналоги в Украине.
О правилах игры с новыми технологиями
В то время как технологии ушли намного вперед, правовое регулирование аккумулирующих мощностей только набирает обороты. В Европейском союзе недавно были приняты Директива об общих правилах для внутреннего рынка электроэнергии 2019/944 (Common rules for the internal market for electricity Directive) от 5 июня 2019 года и Регламент о внутреннем рынке электроэнергии 2019/943 (Regulation on the internal market for electricity ) от 5 июня 2019 года, направленные на регулирование энергоаккумулирования.
Директива впервые определила срок хранения э/э как «откладывание конечного использования электроэнергии на более поздний момент, чем тот, когда она была создана, или преобразование электрической энергии в другую форму энергии, которую можно хранить, хранение этой энергии и дальнейшее преобразование этой энергии обратно в электрическую энергию или использование в качестве другого энергоносителя».
Основной принцип – правовое регулирование на балансирующих рынках должно быть технологически нейтральным, способствовать инновациям и дать возможность разнообразным технологиям конкурировать на равных. Также директива предусматривает, что государства-члены должны обеспечивать, что субъекты, которые обладают установками аккумулирования энергии:
- имеют право на подключение к электросети в течение разумных сроков после запроса, если все необходимые условия, такие как ответственность за балансировку и надлежащий учет, выполняются;
- не подлежат никаким двойным начислениям, включая плату за пользование сетью, сохраненную э/э, оставшуюся в установке, или при предоставлении услуг по маневрированию нагрузкой операторам системы;
- не подлежат непропорциональным требованиям к лицензированию или сборам;
- могут одновременно оказывать несколько услуг, если это технически возможно.
Предусматриваются в директиве и правила отделения. В частности, операторы сети (оператор системы передачи и операторы системы распределения) не могут одновременно осуществлять иную деятельность, отличную от работы сети, и не могут осуществлять энергоаккумулирование.
Однако существуют исключения. Государства-члены могут отступить от этого правила, если установки хранения э/э являются полностью интегрированными компонентами сети, а регулирующий орган дал свое согласие. Также нельзя не соблюдать правила, если выполняются следующие условия:
- другие стороны, после открытой, прозрачной и недискриминационной процедуры закупки, подлежащей рассмотрению и утверждению регулирующим органом, не получили права владеть, разрабатывать, управлять и эксплуатировать такие объекты или не смогли оказывать эти услуги своевременно и по разумной цене;
- такие установки (или нечастотные вспомогательные услуги) необходимы операторам систем распределения/передачи для выполнения их обязательств для эффективного, надежного и безопасного функционирования этих систем, а установки не используются для покупки или продажи э/э на рынках электроэнергии;
- регулирующий орган оценил необходимость такого отступления и провел оценку процедуры торгов, включая условия процедуры торгов, и одобрил его.
При этом регулирующие органы через регулярные промежутки времени или по меньшей мере каждые пять лет должны проводить публичные консультации по функционированию установок хранения энергии для оценки потенциальной доступности, а также заинтересованности в инвестировании в такие объекты другими субъектами. То есть, если заинтересованность будет, гарантируется, что деятельность операторов систем в этой сфере прекращается в течение 18 месяцев.
Что предусматривает украинское законодательство в этой сфере
На сегодня действующая нормативно-правовая база Украины не содержит определения таких систем и не предусматривает детального регулирования правового режима систем аккумулирования э/э.
Однако в соответствии с Законом Украины «О рынке электрической энергии» государственная политика в электроэнергетике направлена на содействие производству э/э из альтернативных источников энергии и развития распределенной генерации и оборудования для аккумулирования энергии.
Также уже сейчас в Законе Украины «Об альтернативных источниках энергии» в части надбавки к «зеленому» тарифу, аукционной цены предполагается надбавка за использование на объектах электроэнергетики, в том числе на электрических станциях (пусковых комплексах), которые производят э/э из энергии солнечного излучения, систем аккумулирования энергии украинского производства.
А недавно принятым Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы об обеспечении конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии» от 25 апреля 2019 года на Кабинет министров возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в силу разработать и подать в Верховную Раду законопроект о введении стимулирующих механизмов установки на электростанциях мощностей для аккумулирования э/э.
Работа в этом направлении только начинается, поэтому правительство может выбрать различные способы стимулирования, начиная от освобождения от налогообложения импорта оборудования для сооружения таких объектов и заканчивая «зеленым» тарифом для энергии, которую они будут продавать.
Например, можно предусмотреть на законодательном уровне следующие механизмы:
- механизм налогового стимулирования для развития энергоаккумулирующих систем. Вариант – инвестиционный налоговый кредит, который позволит инвесторам и производителям отсрочить уплату налога на прибыль и использовать эти средства для установки энергоаккумулирующих систем. Отсроченные суммы будут компенсированы инвесторами и производителями благодаря росту прибыли, полученной в результате установления этих систем. Другой вариант – освобождение от налогообложения импортного оборудования для этих систем;
- механизм частичной или полной компенсации процентов за пользование кредитами промышленными компаниями и индивидуальными хозяйствами для установления энергоаккумулирующих систем;
- механизм освобождения от налогообложения импортируемого оборудования для энергоаккумулирующих систем и т. д.
Также следует осуществить транспозицию положений директивы, касающихся гарантий для установок аккумулирования энергии по срокам подключения, во избежание двойных начислений, возможности предоставления нескольких услуг и т. д. для создания благоприятных условий инвестирования в такие установки.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.