»нфраструктурный Ђпрорывї: станут ли планы  абмина до 2025 года реальностью

»нфраструктурный Ђпрорывї: станут ли планы  абмина до 2025 года реальностью

ќ трезвости в экономических расчетах и при чем тут гуманизм

Ётот материал также доступен на украинском
»нфраструктурный Ђпрорывї: станут ли планы  абмина до 2025 года реальностью

4 окт€бр€ 2019 года ¬ерховна –ада утвердила ѕрограмму де€тельности  абинета ћинистров ”краины до 2025 года. Ётот документ показывает, какие основные цели и задачи ставит перед собой новый  абмин и премьер-министр јлексей √ончарук.

—реди прочего, отдельный раздел программы посв€щен изменени€м инфраструктуры. ќ том, насколько реальны поставленные цели и о каких насущных проблемах «забыл» упом€нуть  абмин, рассказал Mind член экспертного совета при ћининфраструктуры (ћ»”), глава логистического направлени€ ќќ «Ѕизнес-¬арта» ¬алерий “качев.

јкцент программы на гуманизм, но трезвого экономического расчета не хватает

¬ целом этот документ можно назвать гуманоцентричным. ¬о главу угла ставитс€ благососто€ние и качество жизни простого украинца и решение его насущных проблем.

–оль государства определ€етс€ сервисной функцией – решение существующих проблем граждан и предотвращение потенциальных угроз дл€ них. ¬ экономике планируетс€ уменьшение вли€ни€ государства и повышение эффективности использовани€ бюджетных средств (государственный бюджет – это деньги налогоплательщиков).                                                                                                             

ќсновна€ задекларированна€ цель программы де€тельности  абмина – вернуть доверие общества к государству и правительству, построение конкурентоспособной и привлекательной страны с прозрачными услови€ми ведени€ бизнеса, высокими социальными стандартами и сервис-ориентированной государственной службой.

 ак видим, новый  абинет ћинистров ставит перед собой благородные цели и задачи. Ќо давайте проанализируем экономическую составл€ющую программы, реальность поставленных целей и правильность расстановки приоритетов де€тельности дл€ отдельных отраслей экономики ”краины, в частности дл€ сферы инфраструктуры.

»так, инфраструктура страны €вл€етс€ основным звеном, обеспечивающим функционирование экономики страны в целом и при грамотном подходе может обеспечить значительный экономический рост.

„его ожидает  абмин от ћинистерства инфраструктуры ”краины 

÷ели и задачи, поставленные перед ћинистерством инфраструктуры (ћ»”), описаны в разделе є8 ѕрограммы де€тельности  абмина.

∆елезнодорожный транспорт ”краины. ѕланы.

—огласно цели 8.1 программы, «украинские пассажиры и грузоотправители должны получить доступ к высококачественной, безопасной железной дороге.

ѕоказатели эффективности: 

  • рост средней безопасной скорости движени€ поездов не менее 10%;
  • сокращение числа чрезвычайных ситуаций и инцидентов на 30%».  

ѕрограмму де€тельности ћ»” в части железнодорожного транспорта можно очертить следующими цел€ми и задачами:

  1. ”величение скорости движени€ составов по ж/д сети, уменьшение времени в пути дл€ пассажиров и грузов.
  2. —оздание открытого конкурентного рынка железнодорожных перевозок путем разделени€ јќ «”крзализниц€» на три оператора (пассажирские перевозки, грузовые перевозки, оператор инфраструктуры). јќ «”крзализниц€» станет публичным (будет осуществлено первичное публичное размещенные акций украинских железнодорожных компаний на международных биржах).
  3. ƒл€ повышени€ комфорта пассажиров будет внедрена система контрол€ качества перевозок пассажиров и мониторинг их выполнени€ в соответствии со стандартами ≈—.
  4. ћодернизаци€ и обновление ж/д инфраструктуры: за 5 лет планируетс€ обновить 200 единиц т€гового подвижного состава, 800 пассажирских вагонов, 10 электропоездов «»нтерсити», отремонтировать и обновить 5000 км железнодорожной инфраструктуры. 
  5. ”лучшение состо€ни€ ÷ентрального вокзала  иева и вокзалов Ќиколаева и «апорожь€ (с использованием механизмов государственно-частного партнерства).                                                                                                              

ѕрактические вопросы к реализации данной программы. –еальность.

ƒл€ начала ћ»” необходимо вернуть контроль за де€тельностью јќ «”крзализниц€», в данный момент ”« подчинена ћЁ–“/ ћ”. ‘актически ћ»” только опосредованно может вли€ть на де€тельность ”«.

ѕочему скорость движени€ составов по ж/д сети через 5 лет должна увеличитьс€ всего на 10%?

¬ данный момент примерно 70% всех грузов доставл€етс€ јќ «”крзализниц€» с нарушением нормативных сроков.

ѕри нормативной скорости доставки грузов 200 км в сутки (повагонна€ отправка) и 320 км в сутки дл€  маршрутных отправок фактическа€ средн€€ скорость доставки грузов  ”« составл€ет от 70 до 120 км в сутки (например, дл€ зерновозов это 86,4 км в сутки). Ћогично было бы, если бы  абмин поставил задачу перед ћ»” и јќ «”крзализница» в ближайшие 5 лет довести скорость доставки грузов до нормативных показателей (200/320 км в сутки), установленных ѕравилами перевозки грузов ж/д транспортом.

”величение скорости доставки пассажиров ж/д транспортом

’очетс€ акцентировать внимание на том, что в ”краине смешанное ж/д сообщение – по одной ж/д сети транспортируютс€ пассажиры и грузы. ѕри этом грузовые перевозки ежегодно принос€т ”« около 81% операционного дохода и около 16 млрд грн прибыли, а пассажирское движение – около 10% операционного дохода и около 10–12 млрд грн убытка.                                                                             

ѕоэтому увеличение скорости движени€ пассажирских составов потребует кардинальной модернизации ж/д инфраструктуры и, возможно, приведет к автоматическому уменьшению скорости движени€ грузовых составов.

ѕри этом на сегодн€ у нас нормативно зафиксирован приоритет движени€ пассажирских составов перед грузовыми, а инвестиции в пассажирские перевозки никогда не окуп€тс€.

» в этом контексте, возможно, ћ»” необходимо задуматьс€ о постепенном уменьшении перевозок пассажиров ж/д транспортом, переориентировав их на автомобильный, авиа и речной транспорт. ѕри этом ж/д инфраструктуру необходимо максимально загрузить перевозкой грузов. ¬едь на прот€жении 7 последних лет наблюдаетс€ устойчива€ динамика падени€ перевозок грузов ж/д транспортом: за этот период оно составило около 150 млн тонн, или более 30%.

ќ разделении «”крзализницы» на три оператора

ћногие специалисты считают, что разделение ”« на несколько операторов приведет к полному упадку ж/д отрасли, нарушению технологического процесса перевозки и потери ж/д инфраструктуры страны.

Ћиберализаци€ грузовых перевозок (допуск частной магистральной т€ги) приведет к тому, что ”« потер€ет основных грузоотправителей (√ћ , строительна€ отрасль, аграрный сектор), которые начнут самосто€тельно транспортировать собственные грузы. ј «”крзализниц€» лишитс€ своей основной части доходов и останетс€ наедине с убыточными пассажирскими перевозками и изношенной инфраструктурой. 

ƒл€ запуска полноценного конкурентного рынка необходим заход на рынок ”краины нескольких крупных операторов частной локомотивной т€ги (без собственной грузовой базы); решение со стороны государства проблемы с финансированием убыточных пассажирских перевозок; решение вопроса модернизации изношенной ж/д инфраструктуры (за счет государственного бюджета или иностранных инвестиций), внедрение компенсаторных механизмов дл€ текущего содержани€ ж/д инфраструктуры за счет операторов т€ги, решение технических и организационных вопросов по управлению движением и распределению пропускной способности ж/д сети.

ќ модернизации ж/д инфраструктуры (200 локомотивов, 5000 км путей, 800 пассажирских вагонов)

«”крзализниц€» располагает примерно 2250 локомотивами, из которых 950 – магистральные и 1300 – маневровые. »знос локомотивного парка ”« составл€ет 92–98%; дефицит в пиковый период – 150–300 локомотивов. ќбновление в течение 5 лет всего 200 локомотивов при такой ситуации €вл€етс€ недостаточной мерой. Ќеобходимо купить минимум 150–200 новых локомотивов и провести ремонт и обновлени€ еще 300–500 локомотивов.

“акже непон€тно, каким образом ћ»” планирует осуществить ремонт примерно 5000 км ж/д полотна, если ежегодно ”« ремонтирует всего 200–350 км. ¬ыполнение этой задачи потребует увеличить объемы ремонтных работ в 5 раз и существенно увеличить объемы финансировани€.

ќ чем «забыл» упом€нуть  абмин в программе

  • »зменение общей тарифной системы јќ «”крзализниц€», сближение стоимости перевозки грузов различных тарифных классов (разница в стоимости транспортировки грузов отличаетс€ в 3 раза, при примерно равной себестоимости услуги); унификаци€ стоимости перевозки порожнего парка вагонов (разница в стоимости в более чем 2,5 раза). ’роническое недофинансирование ”« из-за устаревшей тарифной системы привело к нынешнему состо€нию ж/д инфраструктуры.
  •  роме того, не озвучены варианты компенсации убытков ”« от пассажирских перевозок (-12,6 млрд грн).
  • Ќе запланировано снижение земельного налога дл€ ”« (-4,2 млрд грн).
  • Ќе €сна стратеги€ ћ»” по оптимизации малоде€тельной ж/д инфраструктуры. ѕланирует ли государство сохран€ть примерно 20 000 км ж/д сети или будет уменьшать ее размер?  акое количество ж\д станций собираетс€ оставить ”« дл€ грузовых операций (сегодн€ примерно 302 ж/д станции квалифицированы как малоде€тельные и фактически на них парализована грузова€ работа).
  • “акже не прописаны меры по стимулированию локомотивостроени€ и вагоностроени€.

ѕримечание: к большому сожалению ответы на эти вопросы отсутствуют и в Ќациональной транспортной стратегии Drive Ukraine 2030. ¬ ѕрограмме де€тельности  ћ” в части инфраструктуры акцентировано внимание прежде всего на перевозке пассажиров. ¬ целом ж/д отрасль ”краины находитс€ сегодн€ в плачевном состо€нии и требует особого внимани€ со стороны  ћ” и профильного министерства.

ѕо остальным инфраструктурным объектам  абмин также упустил некоторые существенные нюансы, краткий анализ которых предлагаю вашему вниманию.

јвтомобильный транспорт и дороги.

«÷ель 8.2. ”краинцы трат€т меньше времени на дорогу в автомобильном транспорте и имеют меньше рисков попасть в ƒ“ѕ.

ѕоказатели эффективности:

  • ”меньшение средних потерь времени  на дорогу дл€ пассажиров и грузов на 10%
  • ”меньшение уровн€ аварийности на 30%».


ƒополнительно запланировано:

  1. ремонт около 24 000 км дорог общегосударственного значени€ за 5 лет;
  2. внедрение эффективной системы контрол€ за качеством строительства дорог и их безопасности на базе лучших европейских практик;
  3. внедрение интеллектуальных транспортных систем в дорожное хоз€йство и инфраструктуру;
  4. дл€ предотвращени€ разрушени€ дорог внедрение систем WIM (Weigh-in-Motion) – взвешивание в движении;
  5. дл€ повышени€ безопасности движени€ запланировано усовершенствование системы управлени€ предотвращени€ ƒ“ѕ, повышение безопасности перевозок грузов и пассажиров, повышение безопасности транспортных средств;
  6. внедрение автоматической фиксации нарушений ѕƒƒ;
  7. реализаци€ проектов по строительству платных, концессионных дорог.

¬ программе не запланировано:

  • увеличение доли строительства цементо-бетонных дорог;
  • не озвучены планы по ремонту и развитию дорог местного значени€.                                                                        

¬одный транспорт

«÷ель 8.3. ”краинский пассажир и бизнес имеют свободный доступ к водному транспорту (перевозкам по реке и морю).

ѕоказатели эффективности:

  • ”величение объема перевозки пассажиров водным транспортом в 2 раза (с 19 100 до 38 000 человек). 
  • ”величение объема перевозки грузов: морем на 10% (с 135 млн тонн до 148,5 млн тонн в год); внутренними водными пут€ми в 2 раза (с 10 млн тонн до 20 млн тонн)».


ƒополнительно запланировано:

  1. строительство и модернизаци€ 15 глубоководных причалов (глубина до 15 м); капитальна€ модернизаци€ шлюзов;
  2. создание конкурентного и эффективного рынка портовых услуг (операторов, судовладельцев, стивидоров и т. д.);
  3. повышение уровн€ безопасности мореплавани€, установление единых национальных правил и требований к торговому и рыболовному флоту; 
  4. стимулирование украинского судостроени€ (увеличение доли до 30%); 
  5. особое внимание – экологическому аспекту де€тельности; внедрение эффективной системы контрол€ за загр€знением морских вод и системой реагировани€ на загр€знени€;
  6. грузоотправители сэконом€т примерно 50 млн грн от переориентации грузов на водный транспорт.

¬ программе не запланировано:

  • реформирование государственных органов, служб с целью дерегул€ции де€тельности в морских портах; желательно уменьшить количество государственных органов, убрать дублирующие функции јћѕ” и ћорской администрации;
  • не запланированы меропри€ти€ по уменьшению коррупции в портовой отрасли;
  • не озвучены планы по пересмотру портовых и иных сборов с целью повышени€ конкурентности украинских портов.

јвиационный транспорт. јэропорты

«÷ель 8.4. ”краинцы чаще и дешевле пользуютс€ авиатранспортом.                                                                          

ѕоказатели эффективности:

  • ѕриближение средней стоимости авиабилета к среднеевропейским показател€м.
  • –ост пассажиропотока на 60% (с 20 млн до 32 млн человек в год);
  • –ост грузопотока на 20% (с 94 000 тонн до 112 000 тонн);
  • ”величение аэромобильности населени€ на 10% (с 5% до 15%)».

ƒополнительно запланировано:

  1. модернизаци€ региональных аэропортов, введение новых внутренних и международных рейсов, упрощение доступа к наземным услугам;
  2. расширение авиасообщени€ по модели low-cost (рост доли low-cost с 38% до 63%);
  3. увеличение безопасности полетов, реализаци€ государственной программы безопасности полетов;
  4. открыть представительство ICAO, обеспечить членство ”краины в EASA.

¬ целом программа де€тельности в авиасообщении выгл€дит реалистично при условии полноценного открыти€ рынка авиауслуг и модернизации региональных аэропортов.

ѕочтовые услуги

«÷ель 8.5. ”краинцы имеют доступ к качественным почтовым услугам.                                                                         
ѕоказатели эффективности:

  • ѕовышение уровн€ доступности к объектам почтовой св€зи на 20% (с 20 000 до 24 000 точек присутстви€ почтовых операторов) с фокусом на малые и удаленные населенные пункты.
  • ѕовышение индекса ло€льности клиентов (NPS) на 30% (c 14% до 44%)».

ƒополнительно запланировано:

  1. установить единые правила и услови€ регулировани€ доступа к услугам почтовой св€зи;
  2. внедрение стандартов качества услуг почтовой св€зи и системы контрол€ за их соблюдением;
  3. увеличение мобильных почтовых отделений в 3,5 раза (с 130 до 500 единиц);
  4. национальный почтовый оператор будет привлечен к оказанию финансовых услуг населению в удаленных населенных пунктах.

¬ программе не запланировано:

  • –ешение вопроса повышени€ до экономически обоснованного уровн€ платы дл€ √ѕ «”крпошта» за доставку пенсий населению.
  • ѕриведение до рыночного уровн€ стоимости услуг √ѕ «”крпошта» – доставка корреспонденции, писем, посылок.
  • ѕроведение реформы по общей дерегул€ции тарифообразовани€ и де€тельности √ѕ «”крпошта».

Ѕез решени€ описанных вопросов √ѕ «”крпошта» не сможет обеспечить повышени€ уровн€ доступности почтовой св€зи дл€ населени€  и качества своих услуг.

ѕовышение уровн€ доступности почтовой св€зи в удаленных населенных пунктах потребует от национального почтового оператора существенного увеличени€ операционных расходов.

ќтмечу, что в по€снительной записке к проекту ѕостановлени€ ¬–” (п.6–9) указано, что данный документ не проходил общественного обсуждени€, при его формировании не проводились консультации с заинтересованными сторонами, не прогнозировалось вли€ние и не проводилось стратегическа€ экологическа€ оценка. ƒанный документ готовилс€ на основании предложений членов  абинета ћинистров ”краины.

¬ целом мен€, как гражданина ”краины, радует декларируемое  ћ” смещение акцентов в программе де€тельности на решение проблем граждан ”краины и повышение качества жизни. ¬месте с тем хотелось увидеть более профессионально подготовленную программу де€тельности  ћ” и профильных министерств (с четкими экономическими расчетами и правильно расставленными приоритетами).

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате