Заболело в мире
114,461,199
Умерло в мире
2,539,880
Вылечилось в мире
64,675,787
Заболело в Украине
1,357,470
Умерло в Украине
26,212
Вылечилось в Украине
1,176,918
Транспортные вопросы: каковы перспективы развития отрасли

Транспортные вопросы: каковы перспективы развития отрасли

Как изменится структура перевозок в 2020 году и реальны ли планы Мининфраструктуры по ужесточению габаритно-весового контроля на автодорогах

Цей матеріал також доступний українською
Транспортные вопросы: каковы перспективы развития отрасли
Фото: pixabay

Мининфраструктуры планирует в 2020 году разгрузить автодороги за счет рек и железной дороги. В планах министерства – модернизация инфраструктуры припортовых железнодорожных станций, позволяющая увеличить перевозки по железной дороге экспортных грузов на 46 млн тонн.

Также модернизации требует и направление автоматического габаритно-весового контроля, которое, согласно планам Мининфраструктуры, в 2020 году должно начать полноценно функционировать.

Реальны ли такие планы министерства и какие выводы можно сделать по итогам работы транспортной отрасли в прошлом году, рассказал Mind глава логистического направления ОО «Бизнес-Варта» Валерий Ткачев.

1. Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы Украины, он перевозить около 55% всех грузов в стране.

При этом объем перевозки грузов АО «Укрзализныця» сокращается на протяжении 8 лет (с 2011 года). За 2011–2019 годы потеряно 155,5 млн тонн, или 33,2%. Например, в 2011 году объем перевозок грузов «Укрзализныцей» составлял 468,4 млн тонн. Ранее, в 2007 году, –  512,5 млн тонн.

По итогам 2019 года «Укрзализныця» перевезла 312,9 млн тонн грузов. Общее падение перевозок грузов УЗ за год составило -2,9%, или -9,4 млн тонн.

По данным перевозчика фиксируется рост объемов перевозки только трех видов грузов:

  • зерновых +21%, или +6,9 млн тонн (до 39,8 млн тонн);
  • химических и минеральных удобрений +31,5 %, или +1 млн тонн (до 4,4 тонн), 
  • железная руда и марганец +2,7%, или +1,8 млн тонн (до 68,3 млн тонн).

Остальные грузы без исключения показали падение объемов перевозки ж/д транспортом. Максимальное падение показали перевозки:

  • лесных грузов -58,2%, или -1,4 млн тонн (до 1 млн тонн);
  • минеральные стройматериалы -19,1% или -6,8 млн тонн (до 29,1 млн тонн);
  • металлолом черный -21,9%, или -0,6 тонн (до 2,4 млн тонн).

Негативное влияние на грузооборот железной дорогой оказывают действия АО «Укрзализныця» по ограничению отгрузок с малодеятельных ж/д станций.

В данный момент около 300 грузовых станций УЗ признаны малодеятельными, это примерно около 30% всех грузовых станций. УЗ ввела дополнительную плату за подачу-уборку вагонов на эти станции, что привело к резкому росту логистических затрат грузоотправителей и сокращению грузовой базы.

Перевозка грузов автомобильным транспортом

Основная проблема учета перевозки грузов автотранспортом – в отсутствии точных статистических данных по этому направлению. Так, около 30% перевозок грузов остается в тени, оплата за перевозку груза осуществляется за кеш.

Ориентировочно объем перевозки грузов автомобильным транспортом составил около 242,7 млн тонн. Прирост объема перевозки грузов за 2019 год составил +29,7%, или +55,5 млн тонн. Для сравнения: в 2018 году  автотранспортом перевезли 187,2 млн тонн. 

Основные тенденции в перевозки грузов автомобильным транспортом – это рост грузов строительной, пищевой и перерабатывающей отраслей. Кроме тог,о в 2019 году фиксируется рост контейнерных перевозок.

В целом рынок автоперевозок остается высококонкурентным – идет острая тарифная борьба за грузовую базу. В тоже время автоперевозчики слабо организованы, отсутствуют эффективные объединения и ассоциации автоперевозчиков (за исключением международных автоперевозчиков, объединенных в АСМАП).

Внутри рынка есть противоречия между участниками, связанные с габаритно-весовым контролем (ГВК) на автодорогах. Часть автоперевозчиков работает в рамках ГВК, но большинство не выполняет эти условия.

Наибольший объем перевозок грузов с нарушением ГВК фиксируется на аграрном рынке. Примерно 60–65% аграрной продукции автоперевозчики перевозят с нарушением ГВК.

В то же время усиливается тенденция к перераспределению грузов с ж/д транспорта на автотранспорт.

Габаритно-весовой контроль

Отдельно необходимо описать ситуацию вокруг работы Гострансбезпека (ГСБТ) и ГВК. Действия ГСБТ напрямую влияют на объемы и структуру перевозок грузов в стране. Служба контролирует ГВК на автодорогах, и в случае ужесточения контроля перегруза на дорогах это может существенно изменить структуру грузоперевозок.

В первую очередь приостановится рост объемов перевозки грузов автотранспортом с последующим повышением автотарифов на 20–25%. Последнее будет стимулировать рост объемов перевозки грузов железной дорогой и речным транспортом.

В то же время ужесточение ГВК на дорогах будет стимулировать автоперевозчиков перевозить грузы в рамках установленных весовых норм ( брутто – не более 40 тонн; для контейнеровозов – не более 44 тонн; параллельно будет контролироваться нагрузка на оси грузового автотранспорта). Такие меры позволят сохранить автодороги. Вместе с тем стоимость перевозки грузов автотранспортом существенно вырастет.

Насколько реалистичны эти планы Мининфраструктуры и ГСБТ, мы увидим в ближайшее время. Вместе с тем новое руководство ГСБТ сталкивается с рядом хронических проблем. 

  • отсутствие достаточного количества инспекторов ГСБТ (на все дороги Украины-165 000 км) имеется не более 200 инспекторов;
  • катастрофическая нехватка весовых комплексов, а находящиеся в наличии требуют ремонта;
  • большое количество весовых комплексов находится на балансе «Укравтодора» или ОГА, при этом не решается вопрос их передачи ГСБТ.

Вместе с тем планы нового руководителя ГСБТ Александра Погорелова внушают надежду, что ситуация изменится в лучшую сторону. Так, планируется значительно расширить штат инспекторов на дорогах, внедрить я систему автоматического взвешивания грузовиков в движении (WIM-комплексы), проводить четкую антикоррупционную политику внутри ГСБТ, обновить штата сотрудников ГСБТ.

Остается открытым вопрос выделения финансирования под эти планы.

Перевозка грузов речным транспортом

Перевозка грузов речным транспортом показывает положительную динамику. В 2019 году только по Днепру перевезено 11,794 млн тонн груза. Прирост объема составил 19,1%, или около 1,9 млн тонн.                                   

Структура перевозки грузов речным транспортом/динамика прироста или его снижения:

  • зерно – 4,852 млн тонн (+54,3%);
  • стройматериалы – 5,192 млн тонн (-3,9%);
  • металлопродукция  – 1,712 млн тонн (+32,9%);
  • нефтепродукты – 0,037 млн тонн (-45,9%).

Количество судозаходов (с/з) по Днепру снизилось на 26,9% (-4407 с/з), до 11 983 судозаходов. Это говорит о росте эффективности речных перевозок – больший объем грузов перевозиться меньшим количеством судозаходов.

Дополнительно необходимо учесть объем речных перевозок по реке Южный Буг в объеме около 0,65 млн тонн и около 6 млн тонн грузов по реке Дунай.

Общий объем грузов по рекам Украины составляет примерно 18-18,5 млн тонн.

В целом перевозка грузов речным транспортом прирастает примерно на 20% в год.

Рынок речных перевозок в Украине продолжает развиваться, а его участники ожидают принятия закона «О внутренних водных путях». Принятие данного закона позволит зайти на рынок Украины новым игрокам. Так, появятся понятные, четкие правила работы на реке и источники финансирования поддержания судоходства на реках Украины.

На сегодня рынок речных перевозок грузов остаётся достаточно закрытым, фактически перевозкой грузов занимается 5–7 компаний. Поддерживаемый Мининфраструктуры законопроект о ВВП призван стимулировать заход судовладельцев под иностранным флагом.

Вокруг этого процесса продолжается жаркая дискуссия, украинские судовладельцы требуют равные условия для работы украинских и иностранных компаний (сегодня украинские судовладельцы платят акциз на топливо, НДС, налоги на фонд оплаты труда и т. д).

Консультации по этому вопросу продолжаются как в рабочих группах ВРУ, так и МинИнфраструктуры.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате