Коронавирус vs бизнес: как переживает карантин транспортная сфера

Коронавирус vs бизнес: как переживает карантин транспортная сфера

Как карантин повлиял на объемы перевозок и занятость в этой сфере

Цей матеріал також доступний українською
Коронавирус vs бизнес: как переживает карантин транспортная сфера

По состоянию на начало мая в Украине зарегистрировано на 48% безработных больше, чем в мае 2019 года. Такие данные обнародовала на днях Государственная служба занятости.

Как изменились показатели занятости в транспортной сфере за период карантина и объемы грузоперевозок, рассказал Mind глава логистического направления ОО «Бизнес-Варта» Валерий Ткачев.

Автомобильные перевозки

Грузовые перевозки

Около 30% внутренних грузоперевозок находится в тени – вне зоны официального налогообложения. Поскольку в этом сегменте очень много самозанятых сотрудников, ФОПов, то здесь сложно просчитать или спрогнозировать рост безработицы.

В то же время по объемам перевозок ожидаются уменьшение. Так, международные перевозки сократятся на 30–40% из-за карантинных ограничений и падения промышленного производства.

Внутренние перевозки ожидает падение на 15–20% от общего объема грузоперевозок. По итогам года общее падение грузоперевозок составит около 10–15%. Здесь поддержку автотранспорту составят объемы, которые были перенесены с железной дороги.

Напомню, что в 2019 году автотранспортом было перевезено около 190 млн тонн груза.
В целом автоперевозчики недополучат около 3,8-4 млрд грн.

Пассажирские автоперевозки

Этот вид перевозок остановлен на 2–3 месяца карантина (предварительно). В сегменте пассажирских перевозок планируется падение на 45–50%.

В 2019 году официально было перевезено 1804 млн пассажиров. При этом рынок автоперевозок находиться в тени на 60–80%. Лицензированные автоперевозчики, которые участвуют в конкурсах на маршруты, не превышают 30% от общего числа автоперевозчиков.

Железнодорожный транспорт

Грузовые перевозки

Падение объемов перевозки грузов АО УЗ в первом полугодии 2020 года может составить 5–7%, или около 10 млн тонн груза. По итогам первого полугодия 2020 года АО УЗ ориентировочно перевезет 146 млн тонн. В 2019 году за аналогичный период «Укрзализныця» перевезла 156,8 млн тонн.

Наибольшее падение грузоперевозок ожидается в первом полугодии 2020 года по следующим грузам:

  • каменный уголь (20%) – 3,5-4 млн тонн;
  • кокс (15%) – 0,33 млн тонн;
  • нефтепродукты (5%) – 0,05 млн тонн;
  • цемент (5%) – 0,05 млн тонн;
  • грузы 2-го и 3-го тарифного класса.

Положительная динамика грузоперевозок возможна в первом полугодии только в перевозке зерна, металлолома, руды и контейнеров.

В денежном выражении АО «Укрзализныця» за указанный период не дополучит около 3–3,5 млрд грн Динамика второго полугодия пока не ясна. Сценарий развития ситуации будет зависеть от:

  • продолжительности карантинных мероприятий в Украине, их жесткости;
  • мировой конъюнктуры на сырьевые товары из Украины (зерно, руда, метал);
  • состояния промышленного производства в Украине; 
  • от периода восстановления мировой экономики;
  • действий АО УЗ по обеспечению бесперебойной перевозки грузов.

Пассажирские перевозки

Полностью остановлены с 11 марта 2020 года. Ожидаем частичного возобновления во второй половине мая.

В 2019 году «Укрзализныця» перевезла около 154 млн человек. Из-за карантина объем пассажирских перевозок сократится до 110–115 млн человек в год.

Кроме того, ожидается уменьшение операционных доходов от перевозки пассажиров на 2,8 млрд грн.

При этом в целом пассажирские перевозки генерируют около 12,6 млрд грн операционных убытков в течение года, но они покрывают часть постоянных расходов на содержание ж/д инфраструктуры.

Авиация

Самый пострадавший вид транспорта. По предварительным расчетам, авиаперевозки уменьшатся на 40%.

В 2019 году общий размер авиаперевозок составил около 24 млн человек. В 2020 году, согласно оптимистичным прогнозам, это будет 14–15 млн человек при восстановлении перелетов в июне – июле 2020 года.

При этом «Аэрорух» фиксирует почти полную остановку авиатрафика над нашей страной (падение 97%).

Потери отрасли составят около 10–15 млрд грн.

Авиакомпании имеют запас прочности не более чем на три месяца. Дальнейший простой чреват банкротством малых и средних авиакомпаний. Имеется большой риск безработицы в этой сфере.

Так, один самолет под простоем – это 4–5 экипажей, или 36–50 человек. Большинство отечественных компаний отправит персонал в неоплачиваемый отпуск. Выход из кризиса авиаторам не стоит ожидать ранее 2021–2022 годов.

Речной транспорт

По итогам года это направление покажет прирост. В 2019 году объем грузов, перевезенных водным транспортом, составил около 12 млн тонн. В текущем году планируется около 13,5–14 млн тонн (или плюс 10–15%), за счет аграрных и строительных грузов. При этом в 2020 году впервые объемы аграрных грузов могут превысить объемы строительных грузов в структуре перевозок.

Также прирост ожидается и в портовой отрасли. Прирост перевалки возрастет на 10%, до 176 млн тонн, в основном за счет аграрных грузов и руды.

Кому понадобится поддержка

Поддерживать срочно необходимо самые критичные направления – авиационную отрасль и «Укрзализныцю».

УЗ – это основа транспортной системы Украины (65% грузов и 35% пассажиров). Из-за профицита вагонов на рынке УЗ лишилась дохода от аренды вагонов общего парка (потеря вагонной составляющей ж/д тарифа).

Теперь груз в основном перевозиться в частных вагонах. При этом инфраструктурная составляющая ж/д тарифа не покрывает текущие расходы УЗ.

Очень остро встал вопрос повышения именно инфраструктурной составляющей тарифа и сближения тарифных классов (разрыв в 2,7 раза между стоимостью транспортировки различных тарифных классов).

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно