Быть или не быть: что даст пилотный допуск частной тяги на рельсы «Укрзализныци»
Как Кабмин видит пилотный проект и что получат его участники и организаторы

Министр инфраструктуры Украины (МИУ) Владислав Криклий 4 декабря 2019 года сообщил о решении Кабинета Министров допустить частные локомотивы на магистральные пути АО «Укрзализныця». Пока речь идет о реализации пилотного проекта о допуске частной тяги на отдельные маршруты на путях общего пользования.
По состоянию на 8 декабря 2019 года на сайтах КМУ и МИУ отсутствует какой-либо текст данного постановления. Участники рынка грузоперевозок также мало осведомлены о происходящих процессах.
Что известно об участниках пилотного проекта, как он будет реализовываться, какие сложности могут возникнуть у АО «Укрзализныця» и участников проекта, рассказал Mind глава логистического направления ОО «Бизнес-Варта» Валерий Ткачев.
На заседании Кабинета Министров Украины 4 декабря 2019 года был рассмотрен проект постановления КМУ «О реализации пилотного проекта о допуске частных локомотивов для работы на отдельных маршрутах на железнодорожных путях общего пользования».
Проект был поддержан и проголосован членами Кабмина, но возникли вопросы и дополнения к самому тексту. Поскольку необходима его корректировка, документ пока не опубликован, но ожидается, что это произойдет в ближайшее время.
Какие условия допуска предусмотрел Кабмин
По имеющейся у меня информации проект документа предусматривает, что МИУ, сформировав специальную комиссию (примерно до 20 декабря 2019 года), утвердит временное Положение о порядке допуска частных локомотивов к работе на отдельных маршрутах на путях общего пользования УЗ.
Далее будет утвержден список участников проекта и определены участки ж/д путей для курсирования частных локомотивов. Также ежегодно, до 31 марта, министерство должно отчитываться перед КМУ о реализации данного проекта.
Кроме того, «Укрзализныця» и «Укртрансбезпека» (УТБ) будут обязаны оказывать содействие в его реализации. Также в проекте принимает участие BRDO – руководитель сектора «Транспорт и инфраструктура» BRDO Владислав Притоманов является основным драйвером продвижения проекта.
Установлено, что на период действия пилотного проекта, на его участников не распространяются отдельные нормы следующих документов:
- пункт 10 Технического регламента предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов (утвержден Постановлением КМУ №195 от 1 марта 2010 года);
- пункт 16 Технического регламента безопасности подвижного состава ж/д транспорта (утвержден постановлением КМУ № 1194 от 30 декабря 2015 года).
После утверждения временного порядка допуска частной тяги и других вышеуказанных моментов, предусмотрен непосредственный запуск проекта и мониторинг его функционирования. Завершающим этапом является оценка результатов и их презентация.
Об участниках проекта
Участие в пилотном проекте могут принять только компании – резиденты Украины.
Основными заинтересованными участниками процесса по допуску частной тяги являются компании, которые не удовлетворены текущей ситуацией с перевозкой грузов АО «Укрзализныця» и не могут полноценно осуществлять свою хоздеятельность. Это крупные игроки рынка с большой грузовой базой с собственным подвижным составом и ж/д инфраструктурой.
Предварительно желание участвовать в проекте изъявили следующие компании:
- «Ferrexpo», по маршруту от станции Золотнишино до Черноморская-ТИС (экспорт), которой проект позволит увеличить годовое производство окатыша почти в два раза.
- «Лемтранс», по маршруту станция Ароматная – Энергодар Приднепровской ЖД.
- «ДТЭК», по маршруту от Запорожской ТЭС до станции Таврическая.
- «Ивано-Франковск цемент».
- Kernel – станция Гречаны.
- «АрселорМиталл Кривой рог», по маршруту станция Снигиревка – Блакитное.
Заявки от грузоотправителей на участие в пилотном проекте будет принимать комиссия при МИУ до февраля 2020 года, а полный список участников будет сформирован в течение указанного месяца.
Предположительно, первые частные локомотивы смогут курсировать по магистралям общего пользования не ранее 1 мая 2020 года.
Цели и задачи пилотного проекта:
- отработка технических и технологических вопросов запуска частной тяги,
- проверка безопасности перевозок и механизмов координации,
- управление перевозочным процессом.
Результаты данного проекта будут учтены при имплементации нового закона о железнодорожном транспорте.
Основные риски и проблемы при реализации пилотного проекта
По мнению участников проекта, существует два спорных вопроса, вокруг которых ведется активная дискуссия.
-
Технические и организационные требования к участникам проекта, выписанные в проекте положения о порядке допуска частного локомотива на ж/д пути общего пользования. В частности, требование к локомотивному парку соответствовать системе безопасности движения, установленной УТБ. Проблема в том, что сама УТБ до конца не разработала данную систему и структурное подразделение УТБ, занимающееся этим вопросом, полноценно не действует.
По мнению участников проекта, по большинству технических требований к частному локомотивному парку даже сама «Укрзализныця» не смогла бы получить разрешение на допуск своих собственных локомотивов. - Тарификация перевозки грузов собственным локомотивным парком. Действующий способ тарификации не соответствует условиям пилотного проекта и не устраивает участников. Поэтому позиция бизнеса в этом вопросе однозначна – необходимы тарифы ниже существующих, поскольку бизнес берет на себя затраты по локомотивной составляющей ж/д тарифа.
В этом случае оптимальным является разработка индивидуального тарифа перевозки по каждому маршруту в рамках данного проекта.
При определении тарифа перевозки необходимо учесть:
- вид тяги – тепловоз, электровоз (на некоторых маршрутах будет смешанная тяга);
- четко вычленить отдельные составляющие ж/д тарифа – вагонная, локомотивная; инфраструктурная. По последней – четко протестировать, какие расходы должны туда войти: только расходы этого ж/д участки или средние расходы по содержанию всей ж/д сети УЗ из расчета на 1 км пути.
Вопросов к тарификации очень много, но проработав их на пилотном проекте АО УЗ и МИУ смогут наработать механизмы по изменению устаревшей тарифной системы АО «Укрзализныця».
Лично я поддерживаю реализацию пилотного проекта по допуску частных локомотивов на определенные участки ж/д путей общего пользования. Это позволит решить текущие проблемы с транспортировкой грузов некоторых крупных грузоотправителей, позволит частично снять нагрузки с УЗ и перераспределить ограниченные ресурсы госмонополиста на другие участки ж/д сети. Кроме того, проект позволит протестировать механизмы допуска частной тяги, разобраться с системой тарификации грузоперевозок.
Однако полноценный допуск частной тяги на всю сеть «Укрзализныци» (без ограничений по локации) возможен только после выполнения нижеприведенных условий.
- Решение вопроса компенсации частными операторами локомотивной тяги затрат на содержание ж/д инфраструктуры; разработка методологии определения справедливой инфраструктурной составляющей ж/д тариф на перевозку грузов.
- Разработка технических, технологических регламентов по допуску и эксплуатации частного локомотивного парка; разработка механизма недискриминационного порядка распределения ниток графика движения (равноправный доступ, без преференций УЗ).
- Создания НКРТ.
- Решение вопроса об источнике финансирования убыточного пассажирского движения (- 12,5 млрд грн в год).
- Заход в Украину крупных операторов частной тяги без собственной грузовой базы (для создания полноценной конкуренции между операторами тяги).
- Разработка комплексной программы модернизации ж/д инфраструктуры Украины за счет госбюджета.
Без решения озвученных выше вопросов, полноценный допуск частной тяги приведет к банкротству АО «Укрзализныця» и проблемам с перевозкой грузов по железной дороге.
В данный момент грузовые перевозки обеспечивают УЗ 81% всех операционных доходов (в 2018 году -67,5 млрд грн); грузовые перевозки единственная прибыльная деятельность УЗ (в 2018 году прибыль сегмента – +16,6 млрд грн), которая субсидирует остальную деятельность госкомпании.
На государственном уровне вопрос о допуске частной тяги уже решен. В 2014 году Украина подписала соглашение о ассоциации с Европейским союзом. Одним из экономических условий ассоциации является требование ЕС либерализовать рынок железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок.
Частной локомотивной тяге в Украине однозначно быть, необходимо только грамотно и взвешено провести этот процесс.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.