Инновационное строительство: готова ли отрасль к работе с государственной электронной системой

Инновационное строительство: готова ли отрасль к работе с государственной электронной системой

Чего ожидать от внедрения Единой государственной электронной системы в строительстве

Цей текст також доступний українською
Инновационное строительство: готова ли отрасль к работе с государственной электронной системой
Фото: pixabay

Верховная Рада 17 октября 2019 года приняла законопроект №1081которым предусмотрено создания единой государственной электронной системы в сфере строительства, подача документов в электронной форме для получения всех административных и других услуг в этой сфере, а также получение таких услуг исключительно в электронной форме 24 часа 7 дней в неделю.

Как будет работать новая система и готова ли к ней строительная отрасль, рассказал Mind адвокат, старший юрист юридической фирмы TOTUM Сергей Радченко.

Все мы помним задекларированный новой президентской командой принцип «государство в смартфоне». Внедряя его в жизнь, Верховная Рада Украины приняла во втором чтении законопроект №1081 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании порядка предоставления административных услуг в сфере строительства и создании Единой государственной электронной системы в сфере строительства», который определен президентом Украины как неотложный .

О Единой государственной электронной системе в строительстве

Эта законодательная инициатива, по замыслу разработчиков, направлена в первую очередь на качественное предоставление административных услуг в сфере строительства и снижение коррупционных рисков при их предоставлении, обеспечение публичности предоставления таких услуг.

Основной новеллой закона является внедрение открытой Единой государственной электронной системы в сфере строительства, как единой информационно-телекоммуникационной системы в составе градостроительного кадастра. Это должно упростить создание, просмотр, отправку, принятие, сбор, внесение, накопление, обработку, использование, рассмотрение, хранение, защиту, учет и предоставление информации в сфере строительства, а также электронное взаимодействие между физическими и юридическими лицами, государственными органами, органами местного самоуправления, центрами предоставления административных услуг в сфере строительства.

Предполагается, что е-система будет состоять из трех подсистем, которые охватят весь круг взаимоотношений между субъектами строительной деятельности.

  1. Ядром системы станет Реестр строительной деятельности, в котором планируется создание, сбор, накопление, обработка, защита, учет информации и документов в сфере строительства и создания соответствующих е-документов. Проще говоря, именно в этом реестре будет осуществляться ведение всей документации по строительству.
  2. Для доступа субъектов строительной деятельности к е-системе и получения услуг от государственных органов, органов местного самоуправления, центров предоставления административных услуг, предлагается использование электронного кабинета пользователя электронной системы.
  3. Для доступа к сведениям и документам Реестра строительной деятельности в режиме реального времени физических и юридических лиц предусматривается создание портала электронной системы.

Планируется, что е-система, в отличие от баз градостроительного кадастра, будет находиться в государственной собственности, а администрированием займется определенное отдельно Кабинетом Министров Украины государственное унитарное предприятие, которое будет относиться к сфере управления центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере информатизации, е -управления, формирования и использования национальных е-информационных ресурсов, развития информационного общества.

По замыслу авторов, е-система должна быть создана с использованием программного обеспечения (ПО), которое предусматривает электронное информационное взаимодействие в режиме реального времени с другими электронными информационными системами и сетями, составляющими информационный ресурс государства, в частности, с:

  • Государственным земельным кадастром,
  • Государственным реестром прав на недвижимое имущество,
  • Единственным государственным реестром юридических лиц, физических лиц –  предпринимателей и общественных формирований,
  • Единым реестром по оценке воздействия на окружающую среду,
  • Единственным государственным реестром судебных решений,
  • Единственным государственным реестром исполнительных документов,
  • Государственным реестром недвижимых памятников Украины,
  • Государственным реестром общеобязательного государственного социального страхования, интегрированной автоматизированной системой государственного надзора (контроля).

О других аспектах, урегулированных законом

  • Представление документов в электронной форме для получения всех административных и других услуг в сфере строительства, а также получение таких услуг в электронной форме в режиме 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
  • Сокращение перечня документов, предоставляемых для получения административных услуг в сфере строительства.
  • Введение е-взаимодействия между государственными электронными информационными ресурсами, субъектами предоставления административных услуг в сфере строительства для получения административных услуг по принципу «единого окна».
  • Введение получения результатов предоставления административных услуг в электронной форме, получение бумажного экземпляра только по желанию.
  • Оплата административных услуг в сфере строительства, штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности с помощью электронной системы.
  • Введение идентификатора объекта строительства и завершенного строительством объекта, который будет неизменным на протяжении жизненного цикла объекта.
  • Включение в электронную систему контрольных экземпляров строительных норм, обязательных для выполнения национальных стандартов, других нормативных документов технического характера, которые являются обязательными для выполнения в соответствии с законом.
  • Введение открытого доступа к информации, содержащейся в электронной системе (кроме персональных данных), через соответствующий е-портал.
  • Введение единого порядка присвоения и изменения адресов объектам недвижимого имущества.

Если закон будет подписан президентом Украины, в чем мы даже не сомневаемся, он вступит в силу с 1 декабря 2019 года, кроме ряда положений, применение которых начнется в диапазоне трех последующих лет.

Будут ли работать нововведения на практике

Безусловно, принятие закона открывает новую эру во взаимоотношениях между государством – субъектами строительства – третьими лицами в сфере строительства. Внедрение электронного взаимодействия между застройщиками и субъектами предоставления административных услуг является положительным и долгожданным шагом, а урегулирование многих «болевых» вопросов, таких как введение ответственности за безосновательные отказы субъектов разрешительной деятельности, ограничение рекламы объектов строительства в определенных случаях, введение института инженеров-консультантов, необходимость учета ограничений, связанных с существованием приаэродромной территории, в градостроительной документации и других актуальны и своевременны.

Основная проблема этого закона – наличие человеческого фактора, то есть неготовность субъектов строительной отрасли для выполнения многих аспектов.

Например, возможны сложности с открытым ведением Реестра строительной деятельности, предусматривающим осуществление в нем даже таких узкоспециализированных действий, как ведение журналов авторского и технического надзора.

Есть и чисто технические проблемы, например, заявленная Единая государственная электронная система в сфере строительства должна быть интегрирована с существующими городскими базами градостроительного кадастра, которые, как известно, в основном по стране органы местного самоуправления вообще не создали...

Исходя из этого, можно предположить следующие последствия введения закона. В долгосрочной перспективе это, конечно, позитивный шаг, но в краткосрочной – внедрение новелл закона может привести к коллапсу в строительной сфере. По крайней мере, именно так было после принятия последнего «революционного» Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», обработка новелл которого в свое время заняла не менее двух лет.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно