Космические гонки: зачем России новый военный спутник

Космические гонки: зачем России новый военный спутник

Как изменилась обороноспособность Единой космической системы РФ

Цей текст також доступний українською
Космические гонки: зачем России новый военный спутник
Фото: pixabay

На днях российское военное ведомство отчиталось о том, что выведенный на околоземную орбиту с ракетой-носителем «Союз-2.1в» с космодрома «Плесецк» военный спутник принят на управление. Как стало известно из неофициальных источников, это спутник типа «Тундра», который входит в состав Единой космической системы Министерства обороны России.

Как повлияет этот запуск на возможности российской космической системы и чего стоит ожидать в ближайшем будущем, рассказал Mind военный эксперт Михаил Жирохов.

Зачем на орбите военные спутники

Таким образом россияне планируют усилить космическую составляющую своей системы раннего предупреждения о ракетном нападении. Это должно увеличить устойчивость всей российской системы противоракетной обороны, однако вряд ли кардинально поможет системе, которая дышит на ладан.

Для обороноспособности любой ядерной державы, а тем более такой большой, как Россия, важным элементом являются не только средства доставки ядерного оружия, но и система предупреждения о ракетном нападении. Последняя позволяет заблаговременно оповещать военных об такой угрозе. Система позволяет отслеживать пуски ракет вскоре после их старта на разгонном участке.

Как правило, она состоит из двух компонентов – наземной и космической, о которой и пойдет речь далее. 

Какое наследство досталось России от СССР

Сама система предупреждения досталась Российской Федерации от Советского Союза. И носила она незамысловатое название «Око». До 2014 года это были четыре спутника: три («Космос-2422», «Космос-2430» и «Космос -2440») – на высокой эллиптической орбите и один («Космос-2379») на геостационарной орбите. Однако срок службы даже такой надежной техники, как советская, не резиновый, и в начале 2014 года перестал работать «Космос-2379», а через пять лет сошел с орбиты и сгорел в атмосфере над Тихим океаном «Космос-2430».

Остальные два тоже находятся в критическом состоянии. По оценке западных специалистов, их ресурс исчерпан, и ныне они могут работать в лучшем случае несколько часов в сутки, а все остальное время находятся в «спящем режиме».

Военно-политическое руководство России, конечно, понимает всю важность проблемы. С середины 1990-х годов была реанимирована советская замена старых спутников системы «Око», которая получила название «Око-1». До 2012 года были запущены восемь аппаратов, но сегодня из-за выработки ресурса и ряда сбоев они выведены с боевого дежурства. Проблемы оказались настолько масштабными, что российские военные полностью отказались от производства аппаратов этого типа.

Как изменился «основной состав» на орбите

Только в середине нулевых Министерство обороны России для замены этой советской системы начало разработку и внедрение Единой космической системы. По первоначальному замыслу, основой ее должны быть спутники типа «Тундра».

Созданные в совершенно других технологических условиях при использовании западных комплектующих эти аппараты должны были стать универсальными. Они должны были не только обнаруживать инфракрасное излучение пусков как наземных, так и морских баллистических ракет, но и рассчитывать траекторию их полета. Предполагалось, что эти аппараты напрямую будут взаимодействовать также с наземными системами противоракетной обороны. Мало того, они должны были работать как на эллиптических, так и на геостационарных орбитах

Советские аппараты могли в лучшем случае обнаружить пуск ракеты, а все остальное выполнял наземный эшелон обороны. А в условиях, когда большая часть наземных комплексов фактически была потеряна (осталась на территории независимых государств, в том числе Украины), россияне были вынуждены основной упор делать на космическую составляющую.

До 2017 года удалось вывести на высокую эллиптическую орбиту с апогеем чуть более 39 000 км два спутника типа «Тайга» – «Космос-2510» и «Космос-2518». Вместе с недавно запущенным аппаратом (наверняка какой-нибудь условный «Космос-2519») российская группировка эшелона предупреждения о ядерном ударе составляет ровно три штуки.

И это половина от минимальных потребностей. По расчетам военных специалистов для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень обеспечения безопасности государства, их должно быть как минимум шесть. Недостаточное количество спутников может привести к тому, что информации будет явно недостаточно для принятия решения об ответном ядерном ударе (как это прописано в стратегических планах обороны государства).

А если сюда добавить и традиционное отставание советско-российской электроники, то картина получается плачевная. Чего стоит, например, ложное срабатывание всей системы – в 1983, 1985 и 1995 годах. И это при том, что функционировал весь парк спутников и вся наземная структура. Что уже говорить о нынешнем состоянии?!

Как восполнить недостаток спутников и реально ли это

Все вышесказанное касается специализированных спутников, «заточенных» для фиксирования пусков. Однако время от времени российские генералы заявляют о своих планах ввести в состав Единой космической системы многочисленные аппараты, которые уже есть на орбите и используются различными государственными структурами для других целей. Например, спутники Минобороны РФ системы «Лиана», задачей которых является навигационное и связное обеспечение российского флота в мировом океане, в том числе и дежурных стратегических подводных ракетоносцев – носителей ядерного оружия. Есть еще аппараты радиолокационной, оптико-электронной и геодезической разведки.

Правда, насколько их аппаратура будет способна засечь пуск баллистической межконтинентальной ракеты, вопрос остается открытым. Так, наличный парк спутников Единой космической системы вряд ли способен обеспечивать приемлемый уровень круглосуточного наблюдения за точками потенциального запуска баллистических ракет.

Этот недостаток отчасти компенсируется развертыванием радиолокационными станциями наземного эшелона системы нового образца. Однако после того, как условная линия фронта придвинулась фактически к границам РФ, то о действительно раннем предупреждении ракетного нападения говорить не приходится.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно