Выход есть: как разработать антикризисный бизнес-план

Выход есть: как разработать антикризисный бизнес-план

И как удержаться на плаву во время карантина

Цей текст також доступний українською
Выход есть: как разработать антикризисный бизнес-план

Локдаун в Украине пока продлится до 24 января. Для многих коммерческих компаний это снова вызов и необходимость держать удар. А значит, план «Б» пригодится любому бизнесу. Как его создать и на что обращать внимание в кризисный период, рассказала Mind управляющий партнер Pro Capital Investment, директор Business Clinic KNEU The Next Антонина Кутовая.

Если сегодня вы хотите остаться на плаву, у вашей компании должен быть план «Б». Наш спасательный круг – это антикризисный бизнес-план, который предусматривает стратегические и тактические действия в условиях турбулентности экономики и резкого падения спроса. И пока мы не понимаем, как долго продлится спад и начнется восстановление, нужно принять эффективные меры по защите своего бизнеса.

Что вам даст антикризисный бизнес-план?

  • Вы увидите общее состояние бизнеса.
  • Сможете определить основные финансовые риски, оптимизировать налогообложение и стратегию финансирования.
  • Это поможет сократить задолженности и расходы основной деятельности.
  • Оценить устойчивость и ликвидность бизнеса.
  • Сейчас – это главный инструмент для руководителей предприятий и владельцев бизнеса для принятия эффективных и профессиональных решений, которые помогут вывести предприятие из кризиса.
  • Антикризисный бизнес-план всесторонне показывает как организационно-производственную, так и финансовую сторону предприятия.

С чего начать?

Прежде всего с диагностики, которая покажет реальную картину в компании. После этого, должен быть составлен отчет, где изложены основные факты и тенденции, которых будет достаточно для постановки целей и выработки стратегии выхода предприятия из кризиса и разработки оперативных решений для менеджмента.

Эффективность результата будет зависеть от того, насколько четко и вовремя будут сформированы цели. Важно помнить, что они должны быть реальными и достижимыми.

Главная особенность антикризисного бизнес-планирования – его краткосрочность. Это не означает, что антикризисное бизнес-планирование не может быть долгосрочным, просто его придется пересматривать чаще.

Поэтому я рекомендую составлять план на минимальный период, ежемесячно анализировать достигнутые цели и корректировать задачи исходя из результатов и состояния рынка. При этом реализация общей стратегии распределяется на несколько этапов, но остается постоянной, а промежуточные планы и цели корректируются.

Часто в дискуссиях, обсуждается целесообразность бизнес-планирования в условиях неустойчивой украинской экономики и меняющихся условиях бизнес-среды. Но именно в такое время необходимо грамотно планировать свой бизнес.

Главное достоинство антикризисного планирования заключается в возможности регулирования и корректировки действий для удержания компании на заданном стратегическом и плановом курсе. Сравнивая фактические показатели с запланированными, мы видим сигналы отклонения, которые помогают диагностировать текущие проблемы.

Сформулировав стратегические и оперативные цели, выявив болезненные точки, можно составлять антикризисный бизнес-план.

Структура плана

Такой бизнес-план должен иметь следующую структуру и основные пункты.

  • Резюме. Основные положения плана в обобщенном виде: описание причин, повлекших кризисную ситуацию, описание антикризисных мер, а также основные предложения по выводу предприятия из кризиса с обоснованием перспективности действий. Этот пункт важен для акционеров и руководства компании для понимания целесообразности принимаемых мер.
  • Цели. Это всегда результаты, которых должна достичь компания, чтобы выйти из кризисного положения. Такими целями могут быть: модернизация производства, диверсификация самого бизнеса, продажа отдельного направления с целью развития оставшихся направлений, реорганизация операционных направлений и организационной структуры, вывод нового продукта на рынок. Прописывая цели, следует отталкиваться от возможностей и ресурсов предприятия, которые позволят добиться намеченных планов. Определив стратегическую цель, обозначьте оперативные цели по направлениям: менеджмент, финансы, производство, маркетинг.
  • Позиция на рынке. Здесь необходим анализ рынка, его описание и тенденции развития. Важны такие показатели, как емкость рынка, описание основных игроков, их преимущества и слабые позиции относительно самого предприятия. Стоит описать перспективы развития и планируемую долю на рынке, дав характеристику предлагаемой услуги или производимого товара. Также в этом разделе стоит прописать действующее законодательство, которое распространяется на деятельность компании.
  • Организационный план и работа менеджмента. В этой части обозначаются предложения по оптимизации структуры управления компанией, распределение ролей между управленческой командой, план взаимодействия друг с другом, обязанности топ-менеджеров.
  • Персонал. Один из важных пунктов, в котором представлены вопросы изменения штатного расписания, оценки персонала, мотивация персонала, порядок найма и увольнения сотрудников и принципы оплаты труда. Порядок найма новых сотрудников в основном связан с антикризисными менеджерами высшего звена или высокопрофессиональными специалистами узкого профиля.
  • Финансирование. В этом разделе следует представить расчет основных финансовых показателей, анализ запланированных денежных потоков, финансовая устойчивость, приводится анализ платежеспособности предприятия. Все эти данные помогают сформировать финансовый прогноз с разными вариантами сценария – оптимистичный, реальный и худший. Это дает возможность менеджерам и руководству принять решение о целесообразности привлечения инвестиций или кредитов, просчитать расходы и доходы.
  • Оценка и анализ рисков. Информация в этом разделе должна содержать максимально полную информацию о возможных рисках, связанных с намеченной стратегией, а также возможные пути решения и устранения негативных последствий.

Готовый антикризисный бизнес-план помогает найти правильный вектор развития предприятия и с минимальными рисками пройти период кризиса.

Кризис – это всегда вызов для компании и собственников. Такое время требует  осуществления постоянного мониторинга ситуации бизнес-процессов и быстрого реагирования. Введение антикризисных инструментов управления поможет сосредоточиться на главном – сохранении компании как бизнеса. Не надейтесь на авось, составляйте эффективный план действий для спасения своего бизнеса.

Must have по оптимизации бизнес-процессов для любого предприятия

1. Сокращение издержек

Сократите расходы на оплату аренды: перевезите компанию в офис меньшего размера или дальше от центра. Организуйте для сотрудников работу на дому, если это возможно. Если у вас есть инвестиционные программы, пересмотрите их условия или приостановите. Это касается программ, эффективность от которых ожидается не ранее, чем через год.

2. Бизнес-процессы 

Можно сократить издержки каждого отдела и каждого процесса, но разумнее подумать, от чего вы сегодня можете полностью отказаться.

Сегодня время нестандартных решений, будьте гибкими. Боритесь со своими страхами. Не бойтесь, что сотрудники решат, что у компании дела совсем плохи, если вы оптимизируете процессы. Стоит доходчиво и честно объяснить, что вы делаете и почему.

3. Безопасность

Переведите счета в надежные банки. Исходите из предположения, что любой ваш поставщик может в любой момент обанкротиться и вас вряд ли предупредят заранее. У вас должен быть альтернативный вариант.

Помните, что ваши клиенты тоже могут испытывать затруднения. Не занимайте слишком жесткую позицию в отношении оплаты. В кризис ваши клиенты пойдут искать того, кто предложит более мягкие условия, и тут вы можете проиграть.

Ваш коллектив – это ваш золотой запас, который поможет выстоять в трудные времена. Проверяйте атмосферу в коллективе, разговаривайте, спрашивайте, примите меры по сохранению ключевых сотрудников.

4. Клиенты

Если ваш рынок В2В, созвонитесь с  клиентами. Договоритесь о встрече и пообщайтесь, спросите, что для них важно сегодня. Что они думают о вашем товаре или услуге, есть ли у них предложения или замечания.

Если ваш рынок В2С, попробуйте поработать продавцом в магазине, продающим ваш товар. Вы узнаете своих покупателей так, как вам никто не расскажет. И вам не потребуются месяцы на проведение исследований, чтобы понять, что происходит и почему меняется поведение покупателей в отношении вашего товара или услуги. Вы узнаете первым и сумеете быстро отреагировать.

5. Ценность объединения

Вступайте в сотрудничество. Особенно эффективны альянсы с компаниями, у которых переменные издержки на клиента малы по сравнению с полными издержками. Подумайте, с какими компаниями и в чем вы можете объединиться, чтобы уменьшить общие издержки и создать большую ценность для клиентов.

6. Услуги и продукты и услуги

Кризис – это время снижения покупательской способности. Одной из основных ваших целей должно быть сохранение доступности товара для покупателей в условиях снижения их доходов.

Если вы предоставляете услуги, попробуйте разбить их на части или этапы так, чтобы общую стоимость разделить на несколько сумм, каждая из которых невелика.

Допустим, в вашем коммерческом предложении стоит финальная большая сумма. В условиях кризиса, любая крупная сумма плохо действует на клиента. Предложите несколько отдельных услуг, в которых распределите стоимость общей услуги.

7. Продажи

Спрос на рынке может падать и падать, но ваша задача – чтобы продажи не упали именно у вашей компании. И единственный путь – лучше продавать.

Успешные инвесторы умеют покупать, когда все продают, и продавать, когда все покупают. В бизнесе умение просчитывать и осваивать нестандартные бизнес модели будут преимуществом. Допустим, все сокращают рекламные расходы, вы же их увеличиваете. Таким образом получаете преимущество перед конкурентами. Для клиентов и потребителей тоже важно, что вы на плаву.

Выход есть! Будьте оптимистами, даже если вы пока не видите для этого какого-либо повода. Людям нужна надежда, особенно сейчас. Дайте ее своим сотрудникам, коллегам, клиентам. Стоит помнить, что экономика циклична и за любым кризисом рано или поздно будет подъем.

                 

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно