Слева направо: экс-министр финансов Александр Данилюк, экс-министр экономики Айварас Абромавичус и кандидат в президенты Украины Владимир Зеленский
Фото: официальная facebook-страница Владимира Зеленского
Mind продолжает публикацию редакционного анализа решений, которые предлагают (а чаще – не предлагают) по отдельным отраслям кандидаты в президенты Украины. С полным перечнем вопросов, на которые мы искали «ответ» у кандидатов, можно ознакомится здесь; все материалы специального проекта Mind «Кандидатская по экономике» – здесь.
Предвыборный штаб Владимира Зеленского не удосужился ответить на запрос Mind. Поэтому мы анализируем слова и действия как самого кандидата, так и персон, которые ассоциируются с его командой, опираясь на открытые источники.
Банковское регулирование
В интервью Дмитрию Гордону, декабрь 2018: Дуже багато моментів в різних країнах, які я хотів би Україні привити. Припустимо, мені дуже подобається рівень життя в Швейцарії… банківська система захищена, звичайно, офігенна у них…
Во время встречи с бизнес-сообществом, март 2019: У мене немає ніяких підписаних паперів з Коломойським, меморандумів телевізійних. ПриватБанк – державний банк, я нікому його не буду повертати. Допомагати олігархам я не збираюся.
Очередное силовое перераспределение активов и финансовых потоков в банковском секторе является одним из рисков выборов в Украине. Поэтому уверения кандидата в приверженности к поддержанию стабильности в банковском секторе можно лишь приветствовать.
Однако недостатком слишком широких обобщений является сохранение большого количества вопросов, ответы на которые могут радикально изменить оценку перспектив.
К примеру, является ли сохранение действующей управленческой команды в ключевых регуляторах частью стабильности?
Будет ли продолжаться продвижение по стратегическим направлениям, которые уже определены?
А если нет, то кто и что именно будет менять?
В целом, термин «офигенная» как таргет для развития финансового сектора для разных электоральных групп может содержать кардинально разный смысл. Сформированный туман неизвестности не способствует успокоению: попытки захеджироваться от возможных форс-мажоров уже в ближайшее время могут негативно повлиять на текущие тенденции.
Что касается отношений с олигархами, то в банковском секторе они до сих пор справлялись самостоятельно: сами брали кредиты, сами их не возвращали. И здесь позиция первого лица о возможных компромиссах или отказе от них имеет чрезвычайное значение.
Сумма неработающих кредитов на начало 2019 года составляла более 632 млрд грн, в том числе корпоративных – более 537 млрд грн.
Что касается радикального отказа от наличности, то в этом направлении уже много лет работает Нацбанк. Чтобы ознакомиться с достигнутыми результатами, можно просто поискать на сайте НБУ информацию по слову сashless.
Согласно последним планам, разрешенный дневной лимит наличных операций для физлица планируют снизить до 15 000 грн, что с учетом существующих темпов инфляции совсем немного.
Кстати, такое решение имеет не только светлые оттенки.
В частности, следует учитывать, что население не доверяет ни государственным органам, ни банкам – при сохранении неизменными других условий полный отказ от кеша станет неадекватно агрессивным шагом.
Кроме того, это потребует от бизнеса дополнительных расходов на срочное формирование инфраструктуры для обработки соответствующего массива платежей. И это на фоне недостаточной образовательной и технической готовности украинцев к таким изменениям.
Рынки капитала
В интервью Дмитрию Гордону, декабрь 2018: Ось ти кажеш – національна ідея. У принципі, це – офігенна, дуже ліберальна вільна країна. Я хочу, щоб тут були бабки в безпеці, щоб всі світові компанії приїжджали сюди і вкладали. Взагалі-то, це одна з альтернатив будь-якого військового союзу. Так загони сюди америкосів, китайців, дай їм ліцензію на видобуток газу – подивимося, хто прийде сюди нас підривати.
Комментарий Mind
Украинские реалии защиты прав инвесторов и достигнутый уровень развития фондового рынка неразрывно связаны с ситуацией с верховенством права и коррупцией, а также с экономическим положением страны. Позитивные сдвиги наблюдаются.
Стоит вспомнить приход в Украину международной депозитарной системы Clearstream. Однако основной вопрос – как ускорить развитие, чтобы изменения начали приносить ощутимые результаты как можно быстрее?
Одна из предпосылок для этого – обеспечение эффективного взаимодействия с парламентом для модернизации финансового законодательства.
Вот с этим могут быть существенные проблемы, поскольку построенный в стране непрозрачный и кептивный фондовый рынок имеет своих бенефециаров, которые, в свою очередь, до сих пор имели мощное представительство как в законодательном, так и других государственных органах.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].
У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]