Вадим Васильев: «В космос полетят десятки флибустьеров, выживут единицы, обогатятся лишь немногие из них»

Вадим Васильев: «В космос полетят десятки флибустьеров, выживут единицы, обогатятся лишь немногие из них»

Директор Ассоциации высокотехнологичных предприятий «Космос» – о развитии космической индустрии в Украине и участии нашей страны в мировых космических программах

Этот материал также доступен на украинском
Вадим Васильев: «В космос полетят десятки флибустьеров, выживут единицы, обогатятся лишь немногие из них»
Вадим Васильев
Фото: Ассоциация «Космос»

Космическая отрасль может стать одной из ключевых для развития и выхода на новую ступень всей экономики Украины, поскольку это самый перспективный тренд мирового прогресса. До сих пор жизнь этой сферы в стране теплилась только благодаря достижениям советских времен, хотя многие политики и пиарились на ней. В последнее время ситуация начала меняться, поскольку прежде всего сами представители отрасли почувствовали, что они – мощная промышленная сила. Это касается как известных государственных, так и совершенно новых небольших фирм, увидевших перспективы именно в области космоса.

Mind внимательно отслеживает все инициативы в космической отрасли Украины, последней из которых является требование негосударственных компаний законодательно закрепить право частного сектора изготавливать и проводить запуски ракет-носителей. На самом деле подобную инициативу поддерживает и весь «старый» государственный сектор, вот только, кроме получения законодательного согласия Верховной Рады, предстоит решить еще много проблем. Ведущие страны мира уже прошли этот путь. Украине придется его повторить.

В конце 2018 года в стране была создана отраслевая Ассоциация высокотехнологичных предприятий «Космос», которая взялась собрать и проанализировать все насущные вопросы для предприятий космической отрасли Украины. О вызовах, проблемах, перспективах и новой мировой реальности «украинского космоса» Mind поговорил с директором Ассоциации «Космос» Вадимом Васильевым.

Космос нужно осваивать вместе

 Что стало толчком для создания Ассоциации «Космос»?

– Я бы назвал две основные предпосылки: первая – это разрыв  кооперационных связей с Россией; вторая – космос перестал быть только государственным.

В СССР космическая деятельность была замкнутой и самодостаточной, и украинские космические предприятия сотрудничали со всеми предприятиями Союза, но в основном с российскими. Потеря этого рынка высветила перед нашей космической отраслью большую проблему: куда нам двигаться, как и с кем работать дальше?

Кроме того, за прошедшие 28 лет многие предприятия в Украине изменили форму собственности, появились полностью частные компании, которые занимаются разработкой и изготовлением приборов для космоса, двигателей, систем зондирования. К сожалению, эти предприятия оказались как бы за периметром космической деятельности, потому что у нас она сфокусирована на госпредприятиях. Но нам всем нужна была площадка для обмена мыслями, достижениями, проблемами.

 Кто был инициатором – представители государственных или частных компаний?

– Мы все друг друга знаем, поэтому назвать кого-то одного инициатором будет несправедливо. Сама идея вызревала года два-три, мы обсуждали ее, когда пересекались на коллегиях в Национальном космическом агентстве Украины (НКАУ). Сегодня в ассоциацию входит 43 предприятия, из них 16 – частные компании; у нас есть как государственные гиганты, так и маленькие стартапы.

В Европе каждая страна имеет свою космическую ассоциацию. Например, в Италии и Франции они существуют более 50 лет.

 У вас уже есть понимание того, как ассоциация должна работать?

– Летом, на выставке в Ле Бурже я, как директор ассоциации, провел встречи с представителями шести европейских ассоциаций. Мы-то зеленые, всего год назад созданы, а люди работают десятки лет, и было важно узнать их инструментарий, методы, видение, понимание.

На Западе у отраслевых ассоциаций институциональная роль, они выступают мостиками между государственными органами и бизнесом. Ну не будет же каждый основатель «малыша»-стартапа из пяти человек бегать по ведомствам и писать письма премьер-министру. Зато ассоциация имеет определенный функционал и полномочия, которые признаются государством, и она активно работает на поддержку бизнеса.

Мы будем выстраивать такие же отношения с украинскими властями и помогать нашим компаниям в том числе стать узнаваемыми на Западе. Необходимо запустить процесс интеграции наших космических предприятий в новые рынки. Но прежде надо понять: видят нас там или не видят, хотят нас там или не хотят, если хотят, то чего именно? Это коллективная работа, как раз для ассоциации.

 А хотят ли нас в «космической Европе»?

– Правильнее было бы ответить так: нас там хотят, но если мы умеем делать что-то лучше, чем они. Поверьте, они не будут тратить деньги на украинцев, которые делают то же самое, что французы или британцы.

 А мы умеем делать что-то лучше?

– Умеем не просто лучше, а уникально, и все наши компании активно над этим работают. Задача ассоциации – выстроить контакты, при которых вот это «умеем» раскроется. Наши предприятия, за редким исключением, никогда не работали на внешних рынках. И теперь надо перестраивать мозги.

Прежде всего надо менять стандарты работы, которые у нас все еще советские. На предприятиях надо начинать сложный процесс перехода и освоения новых стандартов, которые ориентированы на Европу. Вот в чем интеграция – не абстрактность, а действие.

 А можно эти стандарты сравнить: какие лучше, какие – хуже?

– Проводить прямолинейное сравнение нельзя. Возьмем нашу ракету «Зенит» и западную ракету «Антарес» – понятно, что оба аппарата прекрасной конструкции, с хорошими летными свойствами. Европейские стандарты не лучше/хуже, они просто другие, там иные технические подходы, регламенты.

И, если мы хотим сделать утюг для Европы, мы должны сделать к нему ручку такую, как принято в Европе, и по правилам, которые приняты в Европе. Поэтому для ассоциации очень важен вопрос стандартизации.

– Вы уже начали работать над внедрением новых стандартов?

– Мы у себя на сайте сделали специальный раздел, который дает возможность любой, даже маленькой компании, обратиться к каталогу стандартов – и посмотреть, какие же требования к определенному изделию выставляются.  

 В СССР все, что было связано с космосом и высокими технологиями, было засекречено и закрыто. Сейчас в открытом доступе огромное количество информации…

– Космос рождался в первую очередь для решения оборонных задач. А сегодня мы говорим о «мирном космосе», который стал просто территорией бизнеса. И обыватель воспринимает запуск ракеты как обычное транспортное сообщение – она выводит спутники, везет грузы на МКС, доставляет туристов.

Космос начинает осваиваться, как любая среда, в которой живут люди. Человек в свое время покорил водную и подводную стихии, построил соответствующие аппараты; освоил небо – и начал летать. Сегодня идет освоение околоземного пространства, возобновились призывы вернуться на Луну. Украина должна занять достойное место в этом тренде.

Об унификации космических стандартов и законодательства

– Каким образом вы собираетесь «занять место» в тренде?

– Ассоциация как раз и пробует дать ответ на этот вопрос. Разрабатываем «Космическое видение» Украины – это документ, в котором эксперты отрасли будут определять место страны в космосе. Как говорил один мой товарищ: надо определиться, если летим – то куда летим, на чем летим, почем летим?

Если нет ответов на эти вопросы, остается непонятным: зачем вообще куда-то лететь. Сейчас у нас идет много споров, есть разные позиции, разные подходы, но мы постараемся до конца года закончить формирование базового документа – Дорожной карты, и вынесем ее на обсуждение участников ассоциации.

К тому же это европейский подход – прежде всего определить, что космос может дать людям, стране, обществу, цивилизации, прогрессу. Это не программа, где перечислено, что делаем 20 ракет и 50 спутников – это тоже важно, но для начала нужно ответить на вопрос – для чего делаем? Через такие дорожные карты и лоббируются интересы участников: когда ты знаешь, куда идти, то можно понять, как помогать людям, которые хотят туда идти.

 И как им можно помочь?

– Для начала путем переосмысления космического  законодательства. В Украине законы, которыми регулируется космическая деятельность, были приняты 20–25 лет назад. Но мир вокруг изменился, и Украина тоже.

А мы до сих пор очень часто ведем себя по-советски, причем не только внутри страны, но и в Европе. Приходят наши чиновники или бизнесмены и говорят потенциальным партнерам: «Дайте нам денег, и мы сделаем что угодно!» Это не то, что вчерашний, это позавчерашний день. Так работу сегодня в космосе выстраивать нельзя, необходимо искать новые инструменты. Даже если хотим «клянчить» деньги у государства на какой-то проект, то должны сделать такое предложение, от которого невозможно отказаться.  

– То есть государство все-таки остается потенциальным заказчиком?

– Космической промышленности нужна государственная поддержка, но и страна должна определить для себя «отдачу», и это не прибыль. Это решение серьезных общенациональных проблем. Например, экологии – мы должны мониторить лес, воду, состояние земель, промышленные территории. Контроль – это функция государства.

Кроме того, ответственность за всю космическую деятельность, которая осуществляется на территории страны, несет государство, таковы требования космического права. А поскольку сегодня многие предприятия начали заниматься космической темой, государство должно как-то реагировать. Но оно уже не может управлять этими предприятиями, оно должно регулировать – это совсем другая функция и другие инструменты. Поэтому, законодательство требует серьезных изменений, подготовкой которых занимается наш первый комитет.

 А какими «плюшками» заинтересовать потенциальных партнеров?

– Этим занимается наш комитет по новой кооперации, которая к тому же тесно связана с программой импортозамещения. Мы сегодня покупаем очень много чужого: делаем спутник, а почти все компоненты приобретаем на Западе, потом везем их сюда. Платим деньги западным компаниям, оплачиваем перевозку, отчисляем налоги государству.

Очевидно, что наш спутник будет дороже, чем собранный на Западе из тех же деталей и компонентов. И мы попадаем в неконкурентную среду. Разве что это будет сверхгениальный спутник, который сможет решать сверхзадачи.

Поэтому через особые программы мы стараемся увязать наших участников, создать кооперацию внутри страны.

 Каким образом?

– У нас на сайте есть закрытый раздел, в котором описаны технологические  возможности предприятий-участников. Любой участник может зайти посмотреть, выбрать агрегат или прибор и связаться с производителями. Если компания не может просто купить, мы совместно ищем варианты. Приглашаем участников к себе и говорим: «Коллеги, договаривайтесь на какие-то другие формы, аренды или лизинга, сегодня по-другому нельзя».

Мы превращаем наш сайт в коммуникационный портал – кому что надо, и кто что может предложить именно по космическому направлению. Год прошел, раздел потихоньку наполняется, начинают выстраиваться взаимоотношения. А ассоциация – как дополнительный гарант, который следит за этикой поведения. Если уж вы встретились благодаря ассоциации, то не «кидайте» друг друга, а ведите себя цивилизованно. Это тоже непростая задача.

 Какие-то перспективы для отрасли готовите?

– Наш третий комитет – проектный. Члены ассоциации готовят проекты и вносят на рассмотрение. Если проект принимается, мы передаем его на экспертизу. Затем выносим на совет ассоциации и смотрим, чем можем проекту помочь, как продвинуть. И финансовая компонента не всегда приоритетна.

Даже если проект не принят, но мы провели экспертизу и указали заявителю на определенные недочеты, это тоже помощь. Если же он принят, и речь идет о маленьком стартапе, можем попросить то же КБ «Южное», заводы «Киевприбор» или «Хартрон», разместить стартап у себя, предоставить им помещение и оборудование. В условиях стартапа такая помощь может быть решающей.

Стартапов, которые дожили от мечты до воплощения, в космической отрасли, не так много, а нам бы хотелось, чтобы было «много». Потому что мы все уже дедушки, и наша задача – подготовить смену, сделать так, чтобы это было интересно большому количеству ребят.

У нас талантливая молодежь, но они уезжают за рубеж, потому что мы не даем им серьезных задач, престижной работы. Конечно, они там хорошо зарабатывают. Но это нужно сделать в Украине, и есть приоритеты, которые мы можем развивать.

 То есть – будущее за молодежью?

– Когда Сергей Королев возглавил КБ, к нему пришли молодые ребята после вузов. Им сказали сделать ракету – они сели и сделали. У нас тоже есть одна компания, которая сделала макет ракеты, и ее уже пробовали пускать. Это счастье, что у нас есть люди, которые занимаются именно техническими аспектами – соединением железа и двигателей, систем управления, навигацией и еще массой нюансов.

Когда ты молодой – тебе всего хочется. И мы чувствуем ответственность. Молодой человек должен приходить на работу и иметь достойную зарплату. Это проблема не только наша. Она есть у всех технарей. Вы посмотрите, на какие факультеты поступает молодежь – технарей единицы, математиков – единицы, почему это происходит?

 У нас очень мало промотируют технические специальности…

– Это отдельное направление работы ассоциации, со временем мы хотели бы создать маленькую промоушен-студию. Технические специалисты очень важны, но если ты ничего не рассказываешь человеку о космосе, о том, чем занимаются люди здесь в Украине, то и имеем, что имеем.

Поэтому сейчас так важна работа проектного комитета. На рассмотрении уже есть с десяток проектов, мы ищем экспертов, которые помогли бы нам провести оценку. У некоторых есть в душе какие-то сомнения, что за странная ассоциация, придумали там что-то себе. Надеюсь, это пройдет, когда будут конкретные результаты, а они не за горами. Проделано много организационной работы, она не видна, но очень важна.

Освоили Землю – освоим и космос

 Каким образом вы собираетесь выводить наши предприятия на зарубежные рынки?

– Попасть на космические выставки в Ле Бурже или Фарнборо, на Илла в Берлине, куда-то в Азию или Эмираты, достаточно сложно. Особенно для небольших предприятий, если они изготавливают какой-то один прибор или часть прибора.

Мы делаем стенд ассоциации и готовы брать все информационные буклеты предприятий. Если можно вывезти образцы – повезем образцы, и  все участники будут так или иначе представлены, это обойдется дешевле. Ребята, которые сегодня работают в космосе, считают каждую копейку.

Развитие международных отношений – это непростая аналитическая работа. Во многих случаях наши стартаперы не понимают, как туда заходить. Ассоциация дает им «точки входа»: налаживает бюрократическую работу и каналы связи, понимание – к кому идти, к кому не идти; кому интересно и что интересно.

Недавно была встреча между Космическим агентством Украины и Агентством Нидерландов, мы принимали участие. От них уже есть конкретные предложения, думаю, потихоньку найдем общие проекты.

 Является ли факт отсутствия у Украины собственного космодрома сдерживающим для развития космической отрасли?

– Безусловно, да. Но это не предмет публичной дискуссии, только профессионалы должны провести расчеты и сказать, насколько это актуально для Украины. На сегодня я знаю как минимум трех инициаторов, которые хотят строить в Украине космодром в разных местах.

Сегодня весь мир продает не железо, а услуги, например, «пусковые». Но только когда спутники уже стоят на орбите, услуга считается предоставленной.

Если бизнес хочет строить космодром в Украине и может технически доказать его целесообразность, пожалуйста. Если надо строить за государственные деньги – то государству надо доказать, что это действительно крайне необходимо для него. Потому что у бизнеса свои задачи, а у государства – свои.

 В мире есть пусковые площадки, которые предоставляют такие услуги?

– Да, их достаточно много. Франция с острова Куру запускает легкие ракеты Vega, там и наши участвуют. В США два космодрома, у китайцев три космодрома, индусы запускают свой космодром. И это не считая России.

Конечно, свой космодром – это независимость, потому что тогда можно «оказывать услугу». Если у меня космодрома нет – я продаю ракету, а ракету купят – не купят, сложно сказать, это рынок. К тому же ракета должна быть приспособлена к космодрому. Космодром – это не абстрактная площадка, он строится под определенный тип ракеты и частоту запусков. А если ты только продаешь ракету – то это совсем другой маркетинг и условия.

Государство должно определить свои приоритеты, важен космодром ему или нет. На сегодня я не могу ответить на этот вопрос.

 Но разместить пусковые установки для ракеты «Зенит» нам негде…

– Да, придется покупать остров в Тихом океане, и там строить космодром. Но, надо быть реалистами: например, в прошлом году космическую отрасль профинансировали на 60 млн грн, а построить космодром это $3–5 млрд. Но есть очень интересные проекты, альтернатива стационарному космодрому – «Воздушный старт». Это частная инициатива, которая сейчас рассматривается в Украине. Бизнес активно думает, что может быть дешевле и эффективнее.

 Сколько предприятий, которые работали в космической отрасли при СССР, дожили до нашего времени?

– Точная статистика есть в Космическом агентстве. Если не ошибаюсь, там значатся 25 компаний, которые имеют отношение к космосу. Знаете, раньше у нас была группа предприятий, которые работали только на космическую отрасль и на 100% были загружены под решение этих задач. Сегодня в Украине такого нет. Думаю, сейчас только завод «Южмаш» на 100% работает на космос. Хотя и там выпускают тракторы, троллейбусы.

Если посмотреть на современные «космические предприятия», то у них космос занимает 20%, а 80% – это другие задачи, другие отрасли, что-то для обороны, что-то для гражданского сектора. Те, кто вовремя диверсифицировался, выжили. Те, кто не почувствовали, что будет плохо, не выжили. Их немного, но такие были.

 Технарь – это призвание…

– У человека должна быть мечта. Когда он реализует свою мечту, то параллельно двигает и технологии.

Космические технологии – это широкий пласт научно-технических проблем, которые там решаются и при этом могут быть использованы в народном хозяйстве. Они спускаются из космоса на землю, под землю, под воду. Люди почему-то не замечают таких вещей.

Например, такой прибор как гироскоп раньше стоял только в ракетах, сегодня – это платформа, которая позволяет кинооператору снимать с любой позиции, и камера держит картинку стабильной. И таких вещей очень много.

 Космос стал вызовом для современной цивилизации?

– Общество меняется – это главный цивилизационный процесс, но он  длительный. Космос становится более открытым и заслуживает повышенного внимания. Важно не упустить этот аспект жизни человечества.

Есть такой бизнесмен Рик Тумлинсон (Rick N. Tumlinson), один из основателей компании Deep Space Industries, которая занимается разработкой технологий добычи полезных ископаемых на астероидах. Он когда-то высказал интересную мысль: «Что вы хотите, ребята, от космоса? Когда в США была золотая лихорадка, туда хлынули миллионы, заработали сотни, обогатились единицы. Но был освоен целый край, туда пришли люди, построили дороги, дома, появилась инфраструктура. Человек освоил это пространство. То же самое будет и с космосом».

Полетят десятки флибустьеров, выживут единицы, обогатятся лишь немногие из них. Но так идет развитие человечества, так будет освоен космос.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате