Заболело в мире
5,916,464
Умерло в мире
364,357
Вылечилось в мире
2,486,634
Заболело в Украине
22,811
Умерло в Украине
679
Вылечилось в Украине
8,934
Панический маркетинг: кто зарабатывает на страхе перед коронавирусом

Панический маркетинг: кто зарабатывает на страхе перед коронавирусом

И чем продавцы оправдывают повышение цен

Этот материал также доступен на украинском
Панический маркетинг: кто зарабатывает на страхе перед коронавирусом
Фото: УНІАН

Кабинет Министров 25 марта заявил о продлении карантина в Украине до 24 апреля. Он был введен 12 марта для снижения распространения COVID-19 – коронавирусной инфекции, в борьбе с которой многие государства вводят ограничительные меры, вплоть до полной изоляции людей, как это сделали в Индии. При этом в мире и Украине стремительно растет спрос на определенные товарные группы. Mind выяснял, какие это товары и кто на них зарабатывает.

Какие препараты панически скупались?

Панический маркетинг: кто зарабатывает на страхе перед коронавирусом
Фото: УНИАН

Лекарств, как и вакцин от COVID-19, еще нет, хотя их разработкой занимаются ученые разных стран. Несмотря на это, начиная с середины января – по мере глобального распространения вируса – украинцы на волне паники начали покупать препарат «Тамифлю», который в 2009 году правительство рекомендовало для ослабления действия другой вирусной инфекции – «свиного» гриппа (штамм H1N1). Если до этого препарат в среднем стоил 420 грн за упаковку в 10 капсул, то к первой неделе марта он продавался за 980 грн, сообщали ранее в онлайн-сервисе поиска и доставки лекарств Liki24. Сейчас же его в аптеках не найти. В интернет-магазинах Mind находил «Тамифлю» под заказ за 1980 грн.

Популярностью пользовался и «Арбидол» (производитель – российская «Отисифарм»). Ранее китайские власти включили этот препарат в предварительный план лечения коронавирусной инфекции. В Российской Федерации его активно рекламировали как «эффективный против COVID-19». Хотя потом Антимонопольная служба РФ признала такую рекламу недостоверной.

Активно скупали в украинских аптеках «Иммустат», выпускаемый отечественной фармкомпанией «Дарница». У него то же действующее вещество, что и у «Арбидола» – умифеновир. Сейчас этих лекарств в аптеках Украины не найти. Но «Дарница» уже наращивает объемы выпуска данного препарата, сообщили Mind в пресс-службе компании.

Топ-5 популярных среди украинцев противовирусных препаратов:

«Протефлазид» (производитель – «Экофарм»)

«Амиксин» (производитель – завод «Интерхим»)

«Новирин» (производитель – «Киевский витаминный завод»)

«Гропринозин» (производитель – Gedeon Richter)

«Тамифлю» (производитель – Roche)

За первую неделю с момента объявления карантина в аптеках продали в восемь раз больше противовирусных лекарств, чем за аналогичный период 2019 года (как в денежном, так и в натуральном выражении), подсчитала apteka.ua. 

Украинцы также скупали дезинфицирующие средства, что привело к их дефициту и стремительному подорожанию. А объемы продаж товаров этой группы, например, в сети строительных гипермаркетов «Эпицентр» выросли с 5 по 12 марта на 255% по сравнению с предыдущей неделей.

Инфракрасные термометры активно закупали предприятия в период с 11 до 17 марта. К 15 марта, по данным соучредителя киевской сети «Медтехника+» Алексея Давыденко, склады компании уже пустовали. Сторонние фирмы предлагали купить этот товар по оптовой цене 3000 грн/шт. (до ажиотажа цена составляла 500 грн/шт.). Сейчас термометры продаются на маркетплейсах по цене от 1600 грн за штуку.

Активным спросом стали пользоваться и кварцевые лампы: цена достигала 4000 грн/шт. против 900 грн до карантина.

Будут ли дорожать маски?

Панический маркетинг: кто зарабатывает на страхе перед коронавирусом
Фото: УНИАН

В Украине в сутки производится 460 000 медицинских масок, заявил премьер-министр Денис Шмыгаль. При этом, по данным компаний из фармотрасли, долгое время основная потребность в этом товаре покрывалась за счет импорта. Главный поставщик масок – Китай. Несмотря на распространения вирусной инфекции, в январе предприятия страны ушли на «каникулы» в связи с  новогодними праздниками.

К 11 февраля, как заявляло правительство КНР, производители медицинских масок работали на 76% от полной мощности, что усилило давление на цены в других странах. В Украине ситуация ухудшалась за счет открытого экспорта: правительство ввело запрет на вывоз масок, респираторов с фильтром и других защитных средств только 12 марта.

Если до эпидемии, по данным Liki24, одноразовые медицинские маски стоили в аптеках 0,7 грн за штуку, то уже в первой декаде февраля они продавались за 4 грн, в первой декаде марта – за 15 грн. «11 марта после заявления правительства о введении карантина объем продаж масок в аптеках вырос больше чем в 30 раз ( в деньгах)»,– отмечают в apteka.ua. По состоянию на 18 марта в розничных сетях маски продавались за 23–24 грн за штуку – такие цены были в столичных магазинах Novus и «Велика Кишеня». Затем их продажи начали снижаться из-за дефицита товара. Однако, по данным apteka.ua, после нового завоза в Украину спрос последние несколько дней превысил пиковый показатель 13 марта.

Сейчас, как писал Mind, на маркетплейсах и в интернет-магазинах одноразовые маски предлагаются по цене от 11 до 28 грн при минимальном заказе 30 штук.

Несмотря на запрет экспорта, предприимчивые украинцы не оставляют попыток продать маски за границу. В выходные, 13–14 марта, после вступления ограничений в силу нелегальный вывоз медицинских масок превысил по популярности вывоз сигарет, заявлял тогда глава таможни Максим Нефедов. К примеру, в Херсонском аэропорту конфисковали 21 000 респираторных масок с заявленной стоимостью более 1 млн грн, которые должны были поставить в Израиль. 23 марта Специализированная антикоррупционная прокуратура открыла уголовное производство в отношении экс-премьер министра Алексея Гончарука, по статье «Служебная халатность» после публикаций в СМИ о том, что он в свое время не ограничил экспорт медицинских масок, проигнорировав просьбу Совета нацбезопасности. 

Сейчас можно без проблем купить многоразовые маски в интернете по цене от 150 грн. Респираторные маски с фильтром производства 3М продаются от 350 грн/шт. Сервисы объявлений и маркетплейсы заявляют, что борются со спекулянтами и удаляют их предложения со своих площадок.

Какие продукты подорожали?

Панический маркетинг: кто зарабатывает на страхе перед коронавирусом

Фото: УНИАН

Антимонопольный комитет заявил, что с начала марта в некоторых регионах на полках ряда торговых сетей подорожали продукты. В частности, гречка поднялась в цене на 50%, пшенная крупа – на 24%, сахар – на 16%, картофель – на 60%, вдвое подорожали морковь и лук.

В крупнейшей украинской сети «АТБ-Маркет» оправдываются, что цены подняли поставщики.

В частности, «борщевой набор» (картофель, лук, морковь, капуста) подорожали на 35–128%, гречка – на 51%, пшеничная крупа – на 11%, макаронные изделия – на 9,5%, сахар – на 8%, яйца – на 6%, мука – на 5%. Об этом заявляли и другие розничные сети. Также подорожали консервы, крахмал, рис, моющие средства и другие товары социальной группы.

Поставщики аргументируют такие ценовые скачки ростом затрат на транспортировку сотрудников (в Украине введен запрет на автосообщение между городами. – Mind). «Это одна из причин, которую они называют. Другие причины – девальвация гривны, из-за которой повышаются затраты на логистику, упаковку», – рассказали в пресс-службе одной из продуктовых сетей.

В целом, по словам  менеджера крупной продуктовой сети, пожелавшего сохранить анонимность, после введения карантина продажи выросли на 30–60%. Чтобы удовлетворить спрос покупателей во время ажиотажа, ритейлеры закупают дополнительные объемы товаров.

Растут продажи продуктов питания и у маркетплейсов. Совладелец Rozetka Вячеслав Чечеткин рассказал, что в дополнение к уже существующим складским мощностям компания арендовала 10 000 кв. м, на которых хранит товары первой необходимости.

Продажи бытовой химии и предметов личной гигиены с начала карантина выросли в 2,5 раза, заявили в сети «Эпицентр». В последние две недели на Rozetka выросли продажи товаров для фитнеса – на 250%, для творчества – на 280%, настольных игр – на 156% и книг – на 40%.

«Но мы ожидаем отката спроса, так как люди закупились впрок, соответственно продажи этих товаров на какой-то период просядут», – отметили в пресс-службе одной из продуктовых сетей.

Как «поднимается» доставка?

Панический маркетинг: кто зарабатывает на страхе перед коронавирусом
Фото: УНИАН

Выросла выручка у служб доставки еды из ресторанов и розничных сетей. Mind ранее писал, что у Zakaz.ua, которая доставляет продукты из «Aшана», Metro C&C, Novus, «Фуршета», «МегаМаркет», «Таврия В», с 11 марта количество заказов выросло на 80%. В Glovo в категориях «Супермаркеты» и «Аптеки» количество заказов увеличилось в среднем – на 35%. У сервиса доставки еды из ресторанов Menu.ua количество заказов выросло на 25%, у Raketa – на 30%.

Все сервисы заявляют, что не повышают цены, а также просят не делать это и своих ресторанных коллег. Более того, некоторые игроки даже отменили оплату за доставку и временно не взимают комиссию с рестораторов. Так поступил, к примеру, UberEats.

Возможно, у крупных служб доставки продажи выросли бы и сильнее, но компаниям не хватает курьеров, сборщиков в магазинах (для этого нужно иметь санитарную книжку).

Продолжают в карантин работать почтовые операторы. «Нова пошта» заявила о наборе 2000 курьеров, так как не справляется с нагрузкой.

Этим пользуются другие предприниматели, открывая собственные службы. Дизайнер Hardride Владимир Черемис 16 марта запустил в Киеве велосипедную доставку «Пуля». В ней работают сейчас 15 курьеров. В городе Ровно украинцы запустили 20 марта «бесконтактную» доставку. Правда, оплата производится на банковскую карточку. Эксперты утверждают, что это небезопасно.

На сайте kabanchik в разных городах можно найти курьеров, готовых доставить до дверей продукты питания и другие товары. Цены варьируются: к примеру, в последних объявлениях пользователи предлагают за такую услугу от 60 грн до 190 грн.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате