Панический маркетинг: кто зарабатывает на страхе перед коронавирусом
И чем продавцы оправдывают повышение цен

Кабинет Министров 25 марта заявил о продлении карантина в Украине до 24 апреля. Он был введен 12 марта для снижения распространения COVID-19 – коронавирусной инфекции, в борьбе с которой многие государства вводят ограничительные меры, вплоть до полной изоляции людей, как это сделали в Индии. При этом в мире и Украине стремительно растет спрос на определенные товарные группы. Mind выяснял, какие это товары и кто на них зарабатывает.
Какие препараты панически скупались?

Лекарств, как и вакцин от COVID-19, еще нет, хотя их разработкой занимаются ученые разных стран. Несмотря на это, начиная с середины января – по мере глобального распространения вируса – украинцы на волне паники начали покупать препарат «Тамифлю», который в 2009 году правительство рекомендовало для ослабления действия другой вирусной инфекции – «свиного» гриппа (штамм H1N1). Если до этого препарат в среднем стоил 420 грн за упаковку в 10 капсул, то к первой неделе марта он продавался за 980 грн, сообщали ранее в онлайн-сервисе поиска и доставки лекарств Liki24. Сейчас же его в аптеках не найти. В интернет-магазинах Mind находил «Тамифлю» под заказ за 1980 грн.
Популярностью пользовался и «Арбидол» (производитель – российская «Отисифарм»). Ранее китайские власти включили этот препарат в предварительный план лечения коронавирусной инфекции. В Российской Федерации его активно рекламировали как «эффективный против COVID-19». Хотя потом Антимонопольная служба РФ признала такую рекламу недостоверной.
Активно скупали в украинских аптеках «Иммустат», выпускаемый отечественной фармкомпанией «Дарница». У него то же действующее вещество, что и у «Арбидола» – умифеновир. Сейчас этих лекарств в аптеках Украины не найти. Но «Дарница» уже наращивает объемы выпуска данного препарата, сообщили Mind в пресс-службе компании.
Топ-5 популярных среди украинцев противовирусных препаратов:
«Протефлазид» (производитель – «Экофарм»)
«Амиксин» (производитель – завод «Интерхим»)
«Новирин» (производитель – «Киевский витаминный завод»)
«Гропринозин» (производитель – Gedeon Richter)
«Тамифлю» (производитель – Roche)
За первую неделю с момента объявления карантина в аптеках продали в восемь раз больше противовирусных лекарств, чем за аналогичный период 2019 года (как в денежном, так и в натуральном выражении), подсчитала apteka.ua.
Украинцы также скупали дезинфицирующие средства, что привело к их дефициту и стремительному подорожанию. А объемы продаж товаров этой группы, например, в сети строительных гипермаркетов «Эпицентр» выросли с 5 по 12 марта на 255% по сравнению с предыдущей неделей.
Инфракрасные термометры активно закупали предприятия в период с 11 до 17 марта. К 15 марта, по данным соучредителя киевской сети «Медтехника+» Алексея Давыденко, склады компании уже пустовали. Сторонние фирмы предлагали купить этот товар по оптовой цене 3000 грн/шт. (до ажиотажа цена составляла 500 грн/шт.). Сейчас термометры продаются на маркетплейсах по цене от 1600 грн за штуку.
Активным спросом стали пользоваться и кварцевые лампы: цена достигала 4000 грн/шт. против 900 грн до карантина.
Будут ли дорожать маски?

В Украине в сутки производится 460 000 медицинских масок, заявил премьер-министр Денис Шмыгаль. При этом, по данным компаний из фармотрасли, долгое время основная потребность в этом товаре покрывалась за счет импорта. Главный поставщик масок – Китай. Несмотря на распространения вирусной инфекции, в январе предприятия страны ушли на «каникулы» в связи с новогодними праздниками.
К 11 февраля, как заявляло правительство КНР, производители медицинских масок работали на 76% от полной мощности, что усилило давление на цены в других странах. В Украине ситуация ухудшалась за счет открытого экспорта: правительство ввело запрет на вывоз масок, респираторов с фильтром и других защитных средств только 12 марта.
Если до эпидемии, по данным Liki24, одноразовые медицинские маски стоили в аптеках 0,7 грн за штуку, то уже в первой декаде февраля они продавались за 4 грн, в первой декаде марта – за 15 грн. «11 марта после заявления правительства о введении карантина объем продаж масок в аптеках вырос больше чем в 30 раз ( в деньгах)»,– отмечают в apteka.ua. По состоянию на 18 марта в розничных сетях маски продавались за 23–24 грн за штуку – такие цены были в столичных магазинах Novus и «Велика Кишеня». Затем их продажи начали снижаться из-за дефицита товара. Однако, по данным apteka.ua, после нового завоза в Украину спрос последние несколько дней превысил пиковый показатель 13 марта.
Сейчас, как писал Mind, на маркетплейсах и в интернет-магазинах одноразовые маски предлагаются по цене от 11 до 28 грн при минимальном заказе 30 штук.
Несмотря на запрет экспорта, предприимчивые украинцы не оставляют попыток продать маски за границу. В выходные, 13–14 марта, после вступления ограничений в силу нелегальный вывоз медицинских масок превысил по популярности вывоз сигарет, заявлял тогда глава таможни Максим Нефедов. К примеру, в Херсонском аэропорту конфисковали 21 000 респираторных масок с заявленной стоимостью более 1 млн грн, которые должны были поставить в Израиль. 23 марта Специализированная антикоррупционная прокуратура открыла уголовное производство в отношении экс-премьер министра Алексея Гончарука, по статье «Служебная халатность» после публикаций в СМИ о том, что он в свое время не ограничил экспорт медицинских масок, проигнорировав просьбу Совета нацбезопасности.
Сейчас можно без проблем купить многоразовые маски в интернете по цене от 150 грн. Респираторные маски с фильтром производства 3М продаются от 350 грн/шт. Сервисы объявлений и маркетплейсы заявляют, что борются со спекулянтами и удаляют их предложения со своих площадок.
Какие продукты подорожали?
Антимонопольный комитет заявил, что с начала марта в некоторых регионах на полках ряда торговых сетей подорожали продукты. В частности, гречка поднялась в цене на 50%, пшенная крупа – на 24%, сахар – на 16%, картофель – на 60%, вдвое подорожали морковь и лук.
В крупнейшей украинской сети «АТБ-Маркет» оправдываются, что цены подняли поставщики.
В частности, «борщевой набор» (картофель, лук, морковь, капуста) подорожали на 35–128%, гречка – на 51%, пшеничная крупа – на 11%, макаронные изделия – на 9,5%, сахар – на 8%, яйца – на 6%, мука – на 5%. Об этом заявляли и другие розничные сети. Также подорожали консервы, крахмал, рис, моющие средства и другие товары социальной группы.
Поставщики аргументируют такие ценовые скачки ростом затрат на транспортировку сотрудников (в Украине введен запрет на автосообщение между городами. – Mind). «Это одна из причин, которую они называют. Другие причины – девальвация гривны, из-за которой повышаются затраты на логистику, упаковку», – рассказали в пресс-службе одной из продуктовых сетей.
В целом, по словам менеджера крупной продуктовой сети, пожелавшего сохранить анонимность, после введения карантина продажи выросли на 30–60%. Чтобы удовлетворить спрос покупателей во время ажиотажа, ритейлеры закупают дополнительные объемы товаров.
Растут продажи продуктов питания и у маркетплейсов. Совладелец Rozetka Вячеслав Чечеткин рассказал, что в дополнение к уже существующим складским мощностям компания арендовала 10 000 кв. м, на которых хранит товары первой необходимости.
Продажи бытовой химии и предметов личной гигиены с начала карантина выросли в 2,5 раза, заявили в сети «Эпицентр». В последние две недели на Rozetka выросли продажи товаров для фитнеса – на 250%, для творчества – на 280%, настольных игр – на 156% и книг – на 40%.
«Но мы ожидаем отката спроса, так как люди закупились впрок, соответственно продажи этих товаров на какой-то период просядут», – отметили в пресс-службе одной из продуктовых сетей.
Как «поднимается» доставка?

Выросла выручка у служб доставки еды из ресторанов и розничных сетей. Mind ранее писал, что у Zakaz.ua, которая доставляет продукты из «Aшана», Metro C&C, Novus, «Фуршета», «МегаМаркет», «Таврия В», с 11 марта количество заказов выросло на 80%. В Glovo в категориях «Супермаркеты» и «Аптеки» количество заказов увеличилось в среднем – на 35%. У сервиса доставки еды из ресторанов Menu.ua количество заказов выросло на 25%, у Raketa – на 30%.
Все сервисы заявляют, что не повышают цены, а также просят не делать это и своих ресторанных коллег. Более того, некоторые игроки даже отменили оплату за доставку и временно не взимают комиссию с рестораторов. Так поступил, к примеру, UberEats.
Возможно, у крупных служб доставки продажи выросли бы и сильнее, но компаниям не хватает курьеров, сборщиков в магазинах (для этого нужно иметь санитарную книжку).
Продолжают в карантин работать почтовые операторы. «Нова пошта» заявила о наборе 2000 курьеров, так как не справляется с нагрузкой.
Этим пользуются другие предприниматели, открывая собственные службы. Дизайнер Hardride Владимир Черемис 16 марта запустил в Киеве велосипедную доставку «Пуля». В ней работают сейчас 15 курьеров. В городе Ровно украинцы запустили 20 марта «бесконтактную» доставку. Правда, оплата производится на банковскую карточку. Эксперты утверждают, что это небезопасно.
На сайте kabanchik в разных городах можно найти курьеров, готовых доставить до дверей продукты питания и другие товары. Цены варьируются: к примеру, в последних объявлениях пользователи предлагают за такую услугу от 60 грн до 190 грн.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].