Гибридные войны олигархов: как Украина вошла в «кризис зеленого тарифа» и как может из него выйти
И что по этому поводу думают зарубежные партнеры нашей страны

Кризис на украинском рынке электроэнергии, в центре которого оказался конфликт с инвесторами возобновляемой генерации по выплате «зеленого» тарифа, усиливается международным резонансом. 1 июня три отраслевые ассоциации обратились к президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой вмешаться в ситуацию, которая на правительственном уровне зашла в тупик.
«Отрасль «зеленой» энергетики привлекла $10 млрд инвестиций в экономику Украины, что составляет 25% от всех инвестиций в страну со времен независимости... Урегулирование ситуации важно не только для функционирования бизнеса, но и для обеспечения энергетической безопасности государства и его инвестиционной привлекательности», – говорится в письме.
Как назревал кризис?
Это не первая акция такого рода. С аналогичным обращением к украинским властям обратилась Американская торговая палата (АТП), акцентируя, среди прочего, на важности сохранения государственных гарантий, которые учитывали международные финансовые организации и коммерческие банки в условиях кредитования инвесторов украинских проектов.
Бизнес настроен на взаимоприемлемое урегулирование ситуации, иначе Украину ожидают многочисленные иски в международных арбитражных судах, предупреждает АТП.
Хотя в правительстве уже не раз анонсировали подписание меморандума с инвесторами украинской альтернативной генерации, это не приблизило разрешение конфликта. Зато уже мало кто сомневается, что рынок стал заложником войны трех олигархов – Рината Ахметова, Игоря Коломойского и Виктора Пинчука.
Каждый из них в свое время использовал доступные правовые возможности и политическое давление, чтобы максимально заработать на генерации или сэкономить на тарифах на поставку электроэнергии для своих промпредприятий. Теперь никто из троих бизнесменов не хочет уступать, продолжая использовать отдельных представителей в системе государственной исполнительной власти для защиты собственных взглядов на рыночные процессы.
Неоднозначная дискуссия зашла в тупик, в которой каждый участник скандала и прав, и неправ одновременно. Ведь энергетическая система – одна из наиболее сложных систем, придуманных человечеством. А все «говорящие головы» этого конфликта склонны рассматривать ее отдельные сегменты вместо последствий от их искаженного взаимодействия в целом.
В итоге ситуация привела к масштабному финансовому дисбалансу на энергорынке и заблокировала его развитие. Правительство, несмотря на обещания, теперь настроено ускорить повышение тарифов для населения, чтобы урегулировать энергокризис, спровоцированный, в первую очередь, неэффективным государственным управлением.
Такой вариант не исключен в Программе стимулирования экономики для преодоления последствий эпидемии COVID-19, утвержденной Кабмином 27 мая. Но четкой определенности, как будет стабилизирована ситуация, нет.
Как все это выглядит из-за рубежа?
В Еврокомиссии, которая выступила одним из активных драйверов рыночных преобразований в Украине, внимательно наблюдают за ее развитием. Многие процессы в нашей стране Брюссель воспринимает через оценку Польши, которая уже прошла похожий путь.
Близость границ и опыт рыночных реформ позволяют Варшаве играть роль «адвоката Украины» в Евросоюзе, что наиболее ярко проявляется на энергетической повестке дня. Пример – история с блокированием газопровода «Северный поток – 2», в которой польский госхолдинг PGNiG приложил усилия, чтобы максимально растянуть во времени его строительство, а затем добился через суд, чтобы на проект распространялись правила Третьего энергетического пакета ЕС о доступе третьих сторон к его мощностям.
Это помогло, среди прочего, отстоять интересы украинской газотранспортной системы на переговорах «Нафтогаза» с «Газпромом» при подписании нового транзитного контракта в 2019 году.
В таком контексте особое внимание вызывает оценка польскими экспертами кризиса на украинском рынке электроэнергии. Mind изучил основные мнения, публикуемые в информпространстве, и приводит наиболее характерные из них.
Мацей Заневич,
аналитик Польского института международных отношений
Украинская энергетика оказалась в сложном положении. Ее будущее зависит от политических решений, которые не всегда означают лучший выбор.
Проблемы украинского энергетического сектора не являются чем-то новым, но их нельзя сравнивать с проблемами, например, Польши. С июля 2019 года украинский рынок электроэнергии начал работать по новым правилам на основе европейских стандартов. Это значит, что цена электричества должна зависеть от спроса и предложения, а не решений украинского правительства. Была объявлена смелая реформа. Но ее авторы быстро испугались последствий и сделали как минимум один шаг назад.
С одной стороны, это было сделано для защиты населения от высоких цен на энергоносители, но с другой – сохранило практику перекрестного субсидирования. То есть обычные граждане Украины получают дешевую электроэнергию за счет повышенных тарифов для промышленности, что, в свою очередь, приводит к росту долгов на рынке. Получается замкнутый круг. К тому же, проблемы усугубились из-за теплой зимы и пандемии коронавируса, которые обвалили спрос на энергоресурсы.
Антикризисный план и.о. министра энергетики Ольги Буславец на практике может привести к банкротству НАЭК «Энергоатом». Создается система для поддержки генерации возобновляемой энергетики, в которой важную роль играет капитал Рината Ахметова. Но она пагубно влияет на доходы и производство электроэнергии на государственных атомных станциях.
Реформы, которые должны были способствовать развитию украинского энергосектора, усугубили кризис. Сама энергетика стала полем боя для различных групп влияния.
Перед Украиной также стоят обязательства по реализации соглашения об ассоциации с Европейским союзом, в том числе связанные с экологией и защитой окружающей среды. Но возникла проблема с поиском кандидата на должность министра энергетики. Как сказал президент Владимир Зеленский, в Украине трудно найти независимого специалиста. Очевидно, больше определенности в оценке перспектив украинского рынка мы получим, когда будет назначен новый министр.
Конрад Свирский,
профессор Варшавского технологического университета,
глава совета директоров компании Transition Technologies SA
Украина очень похожа на Польшу во многих отношениях. Например, обе страны редко учатся на своих ошибках, в том числе когда речь идет о рыночных преобразованиях.
COVID-19 только ускорил и активизировал все процессы дезинтеграции украинского энергорынка, и, кроме того, неожиданно проявил все его изъяны. Тем не менее, стоит внимательно наблюдать за происходящим, потому что это может не только повлиять на политическую стабильность нашего соседа, но и улучшить представление о том, как работают концепции энергореформ на практике.
В Украине, надо отметить, по ходу была использована довольно экзотическая комбинация рыночных ограничений, связанных с формированием цен, и работой разных видов генерации.
Значительную роль в дисбалансе на рынке Украины, как и во всех странах, сыграло переплетение энергетического сектора с политикой. Поэтому социальная защита украинских граждан с помощью низких тарифов стала ключевым элементом ситуации… В итоге на рынке стали стремительно расти долги, и некоторые компании оказались на грани финансового краха. Весь рынок шатается, как карточный домик. Конечные пользователи не платят, и у всех игроков усугубляются проблемы с ликвидностью.
Какие уроки можно извлечь из надвигающейся катастрофы? Развитие возобновляемых источников энергии должно основываться на долгосрочных планах и открытых правилах игры. Слишком высокие субсидии, которые привлекают любителей-бизнесменов, заканчиваются спекулятивным рынком и даже крахом. У нас есть примеры Испании, Чехии, Польши, а теперь – и Украины.
Развитие ВИЭ должно основываться на разумных рыночных моделях, а не завышенных тарифах и государственных субсидиях, которые приводят к мгновенной динамике. Это рискует закончиться катастрофой, которая заблокирует развитие ВИЭ.
Поддержка граждан с помощью заниженных тарифов – заманчивая перспектива, но одновременно она убивает всю экономику, а не только энергосектор. Заниженные тарифы – это всегда проигрышный вариант, они создают препятствия для модернизации энергетики, независимо от того, какие схемы государство использует для их компенсации.
Энергетический рынок должен быть максимально стабильным и прозрачным. Эксперименты с сочетанием регулирования, субсидий и свободного рынка – не работают. Энергосистема не может стабильно работать без инвестиций в развитие сети поставок и создание гибких резервных мощностей
Будущее украинской энергетики сейчас выглядит туманно. Тем не менее, не стоит забывать, что Украина обладает удивительной способностью не только создавать сложнейшие проблемные ситуации, но также выходить победителем из самых больших неприятностей.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].