Карты в руки: как предлагают расширить полномочия экоинспекции

Карты в руки: как предлагают расширить полномочия экоинспекции

И как такая законодательная инициатива повлияет на бизнес

Цей матеріал також доступний українською
Карты в руки: как предлагают расширить полномочия экоинспекции

Mind продолжает анализировать законодательные инициативы, которые могут затрагивать интересы бизнеса. Сейчас речь идет о расширении полномочий экологической инспекции и переквалификации некоторых административных правонарушений в уголовную плоскость. Как такая инициатива повлияет на бизнес и уместна ли она сейчас разбирались эксперты Европейской Бизнес Ассоциации.

Номер и дата регистрации: №5204 от 04.03.2021.

Авторы: С. С. Штепа, М. В. Никитина.

Этап: на рассмотрении в профильных комитетах ВРУ.

Цена вопроса. Проект Закона имеет целью решить вопрос недопуска представителей Государственной экологической инспекции Украины (ГЭИ) и ее областных структур на проверку на предприятия путем
возложения уголовной ответственности на представителя предприятия за невыполнение законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, радиационной безопасности или охраны природных ресурсов (инспекторов).

Фактически, документ имеет целью переквалифицировать некоторые действия по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 188-5 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП), в уголовную плоскость.

Содержание. Законопроект №5204 предлагает дополнить Уголовный кодекс Украины статьей 238-1, которая предусматривает от 3 до 5 лет лишения свободы и права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года за:

  • невыполнение законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, радиационной безопасности или охраны природных ресурсов;
  • умышленное невыполнение должностным лицом законных распоряжений или предписаний, других законных требований должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, радиационной безопасности или охраны природных ресурсов;
  • непредоставление им необходимой информации или предоставление ложной информации;
  • создание других препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей.

Кто выиграет. Ни один из стейкхолдеров.

Кто проигрывает. Законопроект устанавливает ответственность исключительно для должностных лиц, поэтому, очевидно, направлен против бизнеса, а не против браконьеров или иных нарушителей, деятельность которых наносит значительно больший вред окружающей среде и в большинстве случаев остается безнаказанной.

Принятие законопроекта потенциально может нарушить равновесие между полномочиями представителей государственных органов и правами представителей бизнеса. Эффективность выполнения государственных мероприятий экологического контроля следует обеспечивать за счет полного соблюдения условий их проведения со стороны ГЭИ.

Данный законопроект создает негативный прецедент, когда государственные органы, осуществляющие государственный надзор (контроль) в других сферах хозяйственной деятельности, могут выступить с подобной инициативой, что, в свою очередь, может значительно ослабить гарантии предпринимателей по соблюдению законности при осуществлении мер контроля.

При рассмотрении таких инициатив нужно придерживаться сбалансированного подхода. Так, усиление ответственности в данном контексте должно быть двусторонним и сопровождаться, в частности, усилением ответственности относительно контролирующих лиц, не соблюдающих требования Закона №877-V. Поэтому вопрос порядка допуска инспектора на предприятие, в том числе, права, обязанности и ответственность всех сторон – представителей предприятия и контролирующего органа – должны быть комплексно рассмотрены в рамках реформы государственного экологического контроля.

Прогнозируемая позиция фракций. Неизвестно.

Шанс на принятие. Средний. В последнее время все чаще ведутся разговоры о необходимости введения уголовной ответственности за деятельность, направленную против окружающей среды. По зарегистрированному в течение 2019 года 22071 уголовному правонарушению в сфере окружающей среды 10528 уголовных производств было открыто по факту незаконной порубки леса, 4558 – за незаконное добывание природных ресурсов и 2866 – по факту нарушения правил охраны или использования недр. У инспекторов ГЭИ и так есть возможность привлекать представителей полиции к проведению проверок, и увеличение вмешательства в деятельность бизнеса вряд ли будет способствовать борьбе с браконьерами.

Альтернативные законопроекты. Проект Закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно установления ответственности за оказание сопротивления и вмешательство в деятельность государственного инспектора Украины по охране окружающей природной среды, работника службы государственной охраны природно-заповедного фонда Украины при исполнении ими служебных обязанностей» №4459 от 3 декабря 2020 (представленный премьер-министром Украины Д. А. Шмыгалем).

Оценка ЕВА. Требует отклонения, учитывая следующие причины:

  1. Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» №877-V гарантирует бизнесу право на недопуск инспектора к проверке по таким причинам, как неполучение уведомления об осуществлении (плановой) проверки, несоблюдение порядка осуществления проверки. На практике действия должностных лиц предприятий относительно невыполнения предписаний или недопуска инспекторов преимущественно связаны с несоблюдением должностными лицами инспекции требований законодательства. Следовательно, предложенное законопроектом наказание является чрезмерным и не совсем согласуется с действующим законодательством.
  2. Законопроект не предлагает четкого определения, какие действия могут быть квалифицированы как препятствование  выполнению инспекторами возложенных на них обязанностей. Так что инспектор сможет самостоятельно трактовать понятие «препятствования». Следовательно, практически любые законные действия со стороны бизнеса могут быть без достаточных на то оснований расценены как препятствование деятельности. В частности, такими действиями может стать сопровождение инспекторов при осуществлении мероприятия государственного экологического контроля представителями предприятия, которое позволит следить за законностью действий инспекторов, правильностью установления измерительных приборов, проведением замеров, отбором проб и соответствием таких действий руководящим документам и нормативно-правовым актам. Более того, передвижение по территории предприятия инспектора без сопровождения ответственных лиц и без индивидуальных средств защиты недопустимо, ведь там проводятся работы и эксплуатируется оборудование повышенной опасности.
  3. Положение о криминализации ответственности за непредоставление инспекторам необходимой информации вызывает особое беспокойство у бизнеса. Так, не редки случаи проведения проверок с нарушением требований Закона №877-V, например, в ходе такой проверки осуществляемые инспекторами меры могут выходить за пределы предмета исследования вопросов, для которых проверка была назначена.
  4. Предложенный уровень основного и дополнительного наказания в виде лишения свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности за невыполнение распоряжений/предписаний или недопуск инспектора является слишком жестким. Такая норма может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц ГЭИ по фактам неисполнения даже их противоправных требований к предприятиям.
Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате