Как превратить риски в возможности с IT-системой для бизнеса LIGA360
Интервью Ольги Тарановой, Product Director компании ЛІГА:ЗАКОН, о запуске IT-системы LIGA360 в разгар пандемии и культуре риск-менеджмента в Украине

В прошлом году украинская компания ЛІГА:ЗАКОН запустила на рынок инновационное решение для бизнеса. LIGA360 – система для мониторинга и аналитики риск-факторов, мониторинга информационного поля и совместной удаленной работы команды. Мы поговорили с продуктовым директором компании, чтобы разобраться что это за система, сложно ли запускать продукты в пандемию и чем новый сервис полезен бизнесу.
– Говорят, когда разработчика среди ночи разбудишь, он должен быстро рассказать что за продукт делает как 2 х 2 = 4. Скажите простыми словами, что такое LIGA360?
– Система, с которой мы живем уже год. Наша LIGA360 – это умный цифровой ассистент, который обладает доступом к самым полным базам законодательства, судебных решений, к открытым реестрам. Он (ассистент) очень круто умеет анализировать и помогает тебе управлять информационными потоками, отфильтровывает их под свои рабочие задачи.
Еще LIGA360 – это экосреда, где гармонично объединен функционал большого количества продуктов ЛIГА:ЗАКОН – legal research, работа с судебной практикой, мониторинг твоего личного бренда и репутации бизнеса, бизнес-разведка и мониторинг контрагентов. Решение содержит напоминания и уведомления о самых важных событиях, чат с коллегами, персонализированную ленту новостей. По факту, это новый способ получать все необходимые данные и аналитику на единой платформе (на своем онлайн рабочем столе).
– Какие возможности и преимущества есть у вашей системы? Почему она нужна украинскому бизнесу?
– Преимущества есть для каждого – как бизнеса в целом и как для отдельно взятого специалиста. Руководитель беспокоится об устойчивости бизнеса в целом, анализирует рынок, интересуется как развиваются его партнеры и как действуют конкуренты. Бухгалтеру нужен надежный и легкий способ отчитываться перед государством, контролировать налоговые платежи, следить за аналитикой и новостями, иметь под рукой алгоритмы действий в различных ситуациях и, конечно, быстро и вовремя узнавать об изменениях в законодательстве. Пиарщику или маркетологу – следить за медиа активностью и рыночными изменениями, а также понимать, какие правовые изменения грядут и чем они влияют на работу их отрасли, клиентов, или связанных рынков. Работа инхаус-юриста связана напрямую с задачами отслеживания изменений законодательства, судебной практики, проверкой контрагентов, с которыми собирается сотрудничать компания, подготовкой договоров компании. Каждому из них LIGA360 дает комплекс инструментов, отвечающий их потребностям. А если говорить про бизнес в целом, то LIGA360 – это возможность создать единое информационное пространство, организовать эффективную удаленную работу и получать ключевую информацию, чтобы контролировать и анализировать изменения внешней среды и вместе принимать правильные решения.
– Как у вас возникла идея создать систему, от чего отталкивались?
– Система LIGA360 изначально задумывалась как решение, которое объединяет продукты, компании и людей. В своей концепции мы отталкивались от того, что в портфеле продуктов компании более 16 решений, которые предназначены для ключевых ролей в компании – юристов, бухгалтеров, руководителей, специалистов службы безопасности и кадров, пиарщиков и маркетологов. Все они – и люди, и продукты в разной мере влияют на устойчивость и развитие бизнесов в целом. LIGA360 помогла выделить ключевые функции и дать helicopter view для топ-команд для управления внешними рисками.
– То есть идея в том, чтобы все рабочие задачи решались на одной платформе?
– Да, LIGA360 показывает, что можно перенести все рабочие функции на одну платформу. Сейчас клиенты обращаются в систему в любой момент дня – и находят решение. Не нужно много платформ, мессенджеров и других приложений, все выполняется в LIGA360. А главное – что система создана именно для украинского бизнеса, с пониманием потребностей нашего рынка.
– Тяжело ли было стартовать тогда с таким решением в разгар карантина? Как воспринял рынок, помните?
– Мы запускали LIGA360 при уникальных обстоятельствах. Старт любого ІТ-проекта – это большой пул задач, а тут за месяц полностью меняются реалии украинского бизнеса. Компании не знали, чего ожидать, им приходилось очень быстро адаптироваться и меняться. Страшно ли нам было выпускать продукт в такое неопределенное время? Безусловно. Но это было крайне важно – мы хотели поддержать рынок и дать инструмент, который поддержит его в новой реальности. И наши первые пользователи приняли его с благодарностью.
Спустя год, могу сказать продукт запустился как раз вовремя. LIGA360 на своем примере показала, как превращать риски в возможности.

– Прошел год. За это время от MVP вы дошли до специализированного продукта, выпускаете систему под партнерские проекты как для адвокатов вот недавно. Что сподвигло на такие партнерства?
– Отраслевые и специализированные решения всегда самые востребованные и очень ценные рынку. Мой многолетний опыт в ИТ подтверждает это. Создание нишевых продуктов – это самое точное попадание в боль клиента, возможность сосредоточится на ключевых потребностях.
– Какие есть аналоги вашей системе?
– Целостного продукта, аналогичного LIGA360 в Украине нет. Безусловно, клиент может обращаться к разным поставщикам, сотрудничая с одними по задачам медиа мониторинга, с другими – по legal research, и тратить время чтобы «перелопачивать» все реестры при проверке контрагентов, коммуницировать с коллегами в 101 мессенджере. Но это неудобно, точно так же как, например, читать новости на 5-6 сайтах, вместо того, чтобы настроить себе в нашем решении агрегированную ленту новостей из самых важных источников информации.
– Почему вы сделали упор на риски? Как оцениваются риски?
– Всё просто – решений, обладающих инструментами управления рисками для бизнеса любого размера, на украинском рынке нет. Тем более простого и гибкого. На сейчас, мы даем дашборд, отображающий все риски и возможности конкретной компании, простой флоу их создания, обсуждения и оценки вероятности и влияния риска на бизнес. Мы не стали ограничивать пользователя жесткими рамками, чтобы легко встроится в такие разные процессы по работе с рисками.
– Какие специалисты были задействованы в разработке системы по управлению рисков? Это комплаенс офицеры или специализированные аналитики?
– Безусловно, к разработке системы мы привлекали специализированных аналитиков. Но мы также были в тесном контакте с клиентами. Мы общались с украинскими компаниями разных масштабов и узнавали, на что они ориентируются в принятии решений. Мы слушали их боли и потребности, вызовы, определяли какие инструменты нужны в работе. Поэтому LIGA360 стал уникальным продуктом, разработанным бизнесом для бизнеса. Он не для теории, а для практики, и позволяет максимально быстро решить ежедневные задачи.
– А что с такими сервисам заграницей?
– В мире подобных сервисов существует больше, чем в Украине. Это целая категория программного обеспечения, в которой мы отслеживаем тренды и лучшие практики. Пока не все решения можно реализовать на украинском рынке, ведь сфера риск-менеджмента у нас довольно новая. Мировой бизнес пришел к пониманию, что риски и возможности взаимосвязаны, что можно больше зарабатывать управляя рисками. Мы хотим, чтобы c LIGA360 эта культура развивалась и в Украине.

– Вашей компании в этом году 30 лет. И таких компаний на украинском рынке немного. Вы по факту одни из первых в ИТ-сфере. Но ЛІГА:ЗАКОН не называла себя в открытую ИТ-компанией. Вы как Product Director какой видите компанию?
– В первую очередь, ИТ продуктовой компанией, которая создает софт, полезные решения для каждого нашего пользователя. ЛІГА:ЗАКОН всегда была компанией, которая мастерски умеет объединять экспертизу и современные технологии. Например, в прошлом году используя тот же ML, мы представили украинскому рынку возможность спрогнозировать решение суда по вашему иску, еще чуть ранее – мы запустили первый в Украине чат-бот в Telegram для подачи отчетности и уплаты налогов.
– Внушительный размах – от СЕО до клерка. Так каких рисков им можно избежать, используя LIGA360?
– Мы не просто амбициозны. Мы знаем, что система закрывает потребности любого бизнеса, так как действительно раскрывает возможности в мониторинге и аналитике рисков разного плана. Информационных в первую очередь. Поток новостей, инсайдерской информации, данных от коллег – сейчас этого больше, чем ты можешь охватить самостоятельно. Тут как раз в помощь наше решение, которое помогает увидеть самое важное для твоего бизнеса.
Если говорить про типологию, то мы используем общепринятую методологию, куда входят такие риски как юридические, экономические и финансовые, репутационные, технологические, политические и риски, связанные с человеческими ресурсами, т.н. «война за таланты».
Кстати, я часто повторяю, что рисков не нужно избегать, их нужно превращать в возможности. Сам по себе риск не имеет ни негативного, ни позитивного окраса. Важно обращать внимание на его оценку – вероятности возникновения и влияния на ваш бизнес.
– Сейчас вся страна на удаленке. ИТ-сервисов для эффективной работы много. В чем ваши фишки?
– Мы даем профессиональные онлайн-инструменты для личной эффективности, а также объединяем компанию. Наверное, ключевое преимущество пользователя LIGA360 – это возможность получать отфильтрованные потоки информации, чтобы на их основе принимать взвешенные решения со своей командой где бы ты ни был.

– Вы используете лично ваш продукт?
– Да, безусловно. В зависимости, от задач, которые у меня есть в данный момент, моими «любимчиками» становятся разные модули. Сейчас в топе – контроль репутации, где я мониторю упоминания бренда LIGA360 и свой личный бренд (улыбается). Я из тех, кто держит руку на пульсе.
Часто заглядываю в Бизнес-разведку. Например, когда готовлюсь ко встрече с новыми партнерами, чтобы узнать больше о компании.
И, безусловно, завожу риски и возможности для обсуждения и принятия решений со своей топ-командой.
– Какие новинки планируете выпускать? Как будет развиваться ваша система LIGA360?
Сейчас активно работаем над запуском функционала, автоматизирующего работу с договорами, на низком старте уже. Новая система позволит минимизировать риски на всех этапах работы с договорами – от получения требований заказчиков – до постановки договора на мониторинг и отслеживания его исполнения.
Также в ближайших планах – расширение возможностей по работе с рисками и возможностями. Практически с момента запуска LIGA360, клиенты очень ждут, что мы – ЛІГА:ЗАКОН – будем сами генерировать риски и рекомендовать бизнесам обратить на них внимание. Ну, а дальше наши клиенты и пользователи сами подскажут, что их волнует и что необходимо для работы и развития.