Электронные деньги приравняли к обычным: за что ими можно рассчитаться и чего ждать от налоговой
Как и когда новшества начнут действовать

Президент Владимир Зеленский 30 января 2023 года подписал законопроект №4366 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно платежных услуг)». Теперь это закон №2888-ІХ.
Главные изменения, которые прописаны в этом документе, предусматривают, что электронные деньги отныне имеют такой же статус, как и фиатные, а счета электронных кошельков приравнены к банковским счетам, и они будут находиться на контроле в налоговых органах. Кроме того, с помощью электронных денег можно будет оплачивать налоги и коммунальные услуги.
Mind разбирался, как новый закон повлияет на операции с электронными деньгами и какие нюансы нужно знать тем, кто привык пользоваться этим платежным инструментом.
Что вообще такое электронные деньги? Четкое определение этого платежного инструмента содержится в законе «О платежных услугах» №1591-IX.
Согласно п.п. 14 п. 1 статьи 1 закона, электронные деньги – единицы стоимости, которые хранятся в электронном виде, выпущены эмитентом электронных денег для выполнения платежных операций (в том числе с использованием специальных платежных карт), которые могут приниматься в качестве оплаты за товары и услуги.
Таким образом, главное отличие электронных денег от традиционных – их существование только в виртуальном виде. Кроме того, если фиатные деньги в Украине может эмитировать исключительно Национальный банк, то выпускать электронные деньги могут банки и небанковские учреждения (у них такая возможность появилась в августе 2022 года).
По данным НБУ, в 2023 году выпуск электронных денег осуществляют шесть банков: это Сенс Банк (Alfa-Money, электронные платежные инструменты в рамках систем MasterCard, Visa), Таскомбанк («Макси»), Укргазбанк и банк «Восток» («Простір»), Райффайзен Банк (электронные платежные инструменты в рамках систем MasterCard, Visa), МТБ Банк (XPAY, электронные платежные инструменты в рамках систем MasterCard, Visa).
Согласно статистике Нацбанка, за 2021 год объем операций с электронными деньгами в Украине составил 10,2 млн грн, сумма эмитированных электронных денег – 37,3 млн грн, а количество электронных кошельков превысило 23 млн штук.
Что изменится в операциях с электронными деньгами в связи с принятием закона №2888-ІХ? Основные новшества состоят в следующем:
- электронные деньги могут использоваться для уплаты не только товаров и сервисов, но и налогов, сборов (например, НДФЛ, ЕСВ и т. д.), коммунальных услуг;
- субъекты предпринимательской деятельности имеют право рассчитываться электронными деньгами за проданные им товары и/или предоставленные услуги;
- банки и другие эмитенты/операторы электронных денег при открытии электронных кошельков (в том числе физлицам-предпринимателям и юрлицам) обязаны уведомлять об этом Государственную налоговую службу (ГНС);
- выпуск электронных денег и выполнение операций с ними не является объектом налогообложения НДС;
- налоговики смогут инициировать блокировку электронных кошельков и арест тех средств, которые на них находятся.
Как эти нововведения будут применяться на практике? Эксперты Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА провели анализ норм закона №2888-ІХ и обращают внимание на следующее:
- Отныне любой счет или электронный кошелек, открытый у любого поставщика финансовых (платежных) услуг, регулируется действующим законодательством на одинаковых общих принципах. То есть с точки зрения проведения операций нет никакой разницы, чем пользуется клиент: текущим счетом, карточным счетом или кошельком для электронных денег.
- Любой счет или электронный кошелек может быть использован для взыскания средств на погашение налогового долга. Это значит, что на электронные деньги может быть наложен арест, ровно так же, как на обычные банковские счета и имущество должника. Но только по решению суда.
- Требования и процедуры проверки информации уполномоченными государственными органами, которые осуществляют взыскание, арест и принудительное списание средств, распространяются на все счета (в том числе электронные кошельки), открытые у любого поставщика платежных услуг.
- Уплата налогов и сборов за счет электронных денег не означает, что Государственная налоговая служба тоже получает электронные деньги, поскольку средства зачисляются на обычный счет в Госказначействе. Следовательно, налогоплательщик должен быть на 100% уверен в том, что оператор электронных денег обеспечит погашение электронных денег и зачисление фиатной валюты в пользу ГНС. Иначе, если налоговый платеж где-нибудь «зависнет», это обернется штрафными санкциями со стороны налоговой.
- Вновь открытые (согласно нормам закона) электронные кошельки станут активными только после того, как их возьмет на учет налоговая. Если ГНС откажется со своей стороны одобрить счет в электронных деньгах (из-за некорректных данных, судебных запретов, наличия налоговых долгов и т. д.), использование электронного кошелька будет невозможным.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что электронные деньги признаны полноценным платежным (расчетным) инструментом на законодательном уровне. С одной стороны, это значительно расширяет сферу использования электронных денег. С другой – с их помощью теперь будет очень сложно прятать доходы от налоговой, поскольку ГНС сможет отслеживать оборот по электронным кошелькам и добиваться погашения налоговых долгов за счет электронных денег.
Некоторые другие изменения, предусмотренные законом №2888-ІХ. Среди важных норм, на которые также стоит обратить внимание:
- плательщики не смогут отзывать уже одобренные платежи, списанные в ходе трансакции банком или другим провайдером финансовых услуг, ссылаясь на то, что их не устраивает размер комиссионного вознаграждения;
- владельцы корпоративных банковских карт (например, компании, которые выдали их своим сотрудникам) смогут предоставлять налоговой документы по операциям с такими картами не только в бумажном, но и электронном виде. ГНС будет обязана их принимать в любой из этих форм;
- банк, на счета которого зачислены украденные мошенниками средства, при доказанной незаконности такой операции будет обязан в течение 10 дней вернуть деньги пострадавшему лицу. Иными словами, клиенты банков, которые стали жертвами злоумышленников, имеют реальную возможность получить обратно свои средства.
Когда новые нормы вступят в силу? Полноценно закон №2888-ІХ вступает в силу с 1 апреля 2023 года. Но часть его норм уже действует.
Во-первых, это пункт, который предоставляет правлению НБУ право учредить Комитет по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, оверсайта платежной инфраструктуры и делегировать ему полномочия по осуществлению надзора за платежной инфраструктурой, в том числе по применению мер воздействия (санкций) за нарушения.
Во-вторых, это пункт, который увеличивает срок, отведенный на продление лицензий по выпуску электронных денег и осуществление операций с ними. Финансовые учреждения, которые уже имеют такие лицензии, смогут подать необходимые документы для их переоформления до 1 мая 2023 года, а не до 1 февраля 2023 года, как это требовалось до принятия закона.
Кроме того, есть еще один важный момент. НБУ с 24 февраля 2022 года в связи с военным положением временно приостановил операции по выпуску, распространению электронных денег и пополнению электронных кошельков (постановление НБУ №18 «О работе банковской системы в период введения военного положения»). Поэтому те нормы закона, которые касаются электронных денег (оплата налогов, открытие кошельков и т. д.), вступят в силу только после того, как Нацбанк снимет свои ограничения. А произойдет это вслед за отменой военного положения.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].