Расплата в 200 млрд: банкам придется ответить за нежелание реагировать на монетарные намеки НБУ
Финучреждения теперь будут зарабатывать меньше, но устойчивость системы увеличится

11 февраля вступают в силу новые нормы резервирования банками. По текущим счетам банки совокупно должны доформировать резервы на 215 млрд грн и запустить множество продуктов по привлечению денег клиентов на срочные счета.
Это требование стало результатом проблем с монетарной трансмиссией – отсутствием реакции большинства банков на решения НБУ по учетной ставке, которая последний раз была повышена с 10 до 25% в июне 2022 года. Ожидалось, что вслед за этим финучреждения пересмотрят в сторону повышения свои ставки по кредитам и депозитам. На сегодня это сделали только единицы. В результате средства на счетах до востребования росли и заняли почти ¾ банковской системы.
НБУ неоднократно испытывал сложности с монетарной трансмиссией – преобразованием его решений в рыночные ставки. Но 2022 году эта проблема приняла угрожающие масштабы, особенно учитывая, что значительная часть текущих счетов сконцентрирована в госбанках. Существовал риск, что при любом колебании и/или панике люди могли бы опустошить банки, потребовав свои вклады, а это существенно ослабило бы систему, вплоть до ее банкротства. «На 1 декабря 2022 года 72% средств в банках – это деньги до востребования. Любые шоковые события могут привести к резкому оттоку средств – это риск для системы», – говорит Евгений Дубогрыз, банковский эксперт центра CASE Ukraine.
Что изменится теперь – объясняет Mind.
Почему сформировался угрожающий объем средств в банках? НБУ летом 2022 года поднял учетную ставку с 10 до 25%. Если исходить из классической теории управления деньгами, таргетирование инфляции – это идеальная ситуация, когда учетная ставка позволяет регулировать весь финансовый рынок.
Но де-факто в Украине трансмиссионный механизм не работает, и ставка рефинансирования прямо не влияет на рынок. Так, в 2022 году при росте учетной ставки с 10 до 25% ставки кредитов на рынке выросли максимум до 12%. «Наши банки брали кредиты рефинансирования под 8%, но с плавающим процентом, и купили длинные ценные бумаги у правительства под 13%. Когда ставка поднялась с 8 до 25%, банки оказались с длинным ресурсом под 13%, и это очень негативно повлияло на множество банков», – объясняет финансовый аналитик, в прошлом советник глав НБУ Анатолий Дробязко.
Банкам было выгодно вкладывать свободную ликвидность в депозитные сертификаты НБУ, по которым они получали щедрые проценты. А доля срочных депозитов в гривневых средствах физлиц сокращалась на протяжении всего года.
Например, за 2022 год у ПриватБанка доля срочных депозитов в гривневых средствах физлиц сократилась с 38 до 21%, у Ощадбанка – с 48 до 36%, у mono – с 42 до 16%, у ПУМБ – с 56 до 44%.
Незначительно изменился процент срочных депозитов физлиц в Укргазбанке – с 39 до 38%. Единственный банк из группы крупнейших, у которого был обратный тренд – прироста доли срочных депозитов, – это «Сенс», увеличивший долю с 53 до 58%. «В кризисные периоды люди не готовы замораживать деньги на срочных вкладах. Так было во время пандемии во всем мире, так сейчас происходит в Украине. Крупнейшие банки вообще не начисляют проценты по остаткам на счетах, но это не мотивирует людей массово открывать срочные депозиты», – уточняет глава правления Юнекс Банка Иван Свитек.
На январь 2023 года в банковской системе депозиты до востребования физлиц составляют 65%+, тогда как до полномасштабной войны занимали около половины. Депозиты до востребования юрлиц составляют более 80%. «Но в условиях войны самый большой риск – это риск ликвидности. И если у банка существенная депозитная база – до востребования, то банк может только покупать депозитные сертификаты и, частично, ОВГЗ. Кредитовать же при этом невозможно. Как можно кредитовать, если ресурс тебе доверили на сутки? Без депозита – нет кредита», – поясняет банковский эксперт Станислав Шлапак.
Читайте также: Mind nominations 2022: компанії та люди, які вразили протягом року. Ч. 3. Банківський сектор
Какие новации вступают в силу с 11 февраля? На 5 пунктов увеличиваются нормативы формирования банками обязательных резервов по средствам до востребования и на текущих счетах юридических и физических лиц, по средствам вкладов и средствам на текущих счетах других банков-нерезидентов, а также кредитам, полученным от международных организаций.
Увеличение составит с 5 до 10% – в национальной валюте и с 15 до 20% – в иностранной валюте. Дополнительно с 11 марта будут повышены на 10 пунктов нормативы формирования банками обязательных резервов по средствам до востребования и на текущих счетах физлиц как в национальной, так и в иностранной валютах.
Напомним, ранее НБУ уже вводил требование с повышением резервов по счетам до востребования – с 11 января 2023 года они выросли на 5 п. п.
«Введение новых норм и увеличение действующих требований к резервам направлены на работу со структурным профицитом ликвидности в банковской системе и дедолларизацией. По срочным счетам клиентов, номинированных в гривне, норма обязательного резервирования равна 0. Но по всем текущим счетам (гривна/валютные) и по срочным валютным НБУ устанавливает определенные коэффициенты», – объясняет Оксана Шведа, заместитель председателя правления по финансовым рынкам банка «Кредит Днепр».
Читайте также: Подозрительная щедрость: банки повысили депозитные ставки. Разбираем куда лучше нести деньги
Пытался ли НБУ призвать банки к коррекции ставок, не прибегая к административным мерам? Да. Когда летом 2022 года Нацбанк повысил учетную ставку до 25%, почти все крупнейшие банки проигнорировали это. «Банки наслаждались существенной маржой в 10 и более процентов между стоимостью привлечения средств и размещениями в депозитные сертификаты», – говорит Шлапак.
НБУ неоднократно, на протяжении полугода, обращал внимание банков на проблему с ростом средств на текущих счетах.
Впрочем, в Укрсиббанке считают, что намеки регулятора были недостаточно явными. «Нужно отметить способ введения этих резких изменений. Они введены без предварительного уведомления рынка, хотя общая рыночная ликвидность существенно не изменилась, что ставит вопрос о последовательности монетарной политики. Хотя причины последних решений вполне понятны, изменения в принципе
являются негативными для банковского рынка, а достижение желаемого результата монетарной политики нельзя назвать гарантированным», – говорит Пйотр Конечни, заместитель главы правления Укрсиббанк ВNP Paribas Group.
Все ли банки игнорировали повышение учетной ставки? Нет. Самыми дисциплинированными оказались средние игроки, которые смогли нарастить кредитный портфель. «В нашем банке максимальная ставка по вкладам физических лиц составляет 18%. За 2022 год депозитный портфель вырос на 278 млн грн, или на 23%», – рассказывает глава правления банка «Глобус» Сергей Мамедов.
На прошлой неделе Юнекс Банк принял решение о повышении ставок по срочным вкладам. Самый высокий процент предлагается по депозитам сроком 3 и 12 месяцев – 18% годовых в гривне. «Это реакция не только на решение регулятора по повышению норм резервирования, но, прежде всего, ответ на изменение общей конкурентной ситуации. Банки за пределами топ-20, по которым, кстати, считается индикатив UIRD, гораздо быстрее реагируют на повышение учетной ставки летом прошлого года. Большинство из них вплотную приблизились к порогу рентабельности, который находится в диапазоне 18–19% годовых. Дальнейшее увеличение ставок не имеет смысла», – поясняет Иван Свитек.
Из группы системных на привлечение срочных вкладов ставку сделал Сенс Банк. Во ІІ квартале 2022 года «Сенс» предложил вклады в иностранных валютах сроком до пяти лет включительно со ставкой в 2–4% годовых. «Мы ожидали дальнейшего снижения ставок по вкладам, из-за чрезмерной ликвидности рынка и монетарных стимулирующих мер ведущих центральных банков в результате ковид-кризиса. Эти же меры центробанков должны были привести к росту инфляции. Поэтому мы воспользовались возможностью существенно улучшить ликвидность через долгосрочные вклады», – говорит казначей Сенс Банка Владимир Лотоцкий. По гривневым вкладам «Сенс» предлагал 9–10% ставки на 3–6 месяцев. Похожие ставки предлагали активные в розничном сегменте ПУМБ и «Универсал» (monobank).
Читайте также: Підсумки роботи українських банків за 10 місяців воєнного року: громадяни та бізнес залишають гроші на депозитах, але кредити повертають дедалі гірше
Что новые нормативы означают на практике? Теперь около 200 млрд грн свободной ликвидности банки должны будут достать из депозитных сертификатов и зарезервировать.
Нацбанк станет платить меньше процентов банкам по депсертификатам, объем которых сократится вдвое. А банки начнут меньше зарабатывать.
Как следствие, они будут заинтересованы уменьшать объемы текущих счетов и увеличивать средства на срочных депозитах – по крайней, мере, так считают в Нацбанке.
Гривневые средства населения в банках составляют 600 млрд, а всего – 930 млрд грн, 65% из них – средства до востребования. Реалистичная дельта снижения показателя – до 55%, тогда как до начала вторжения доля составляла не более 52%.
Владимир Пономарев, директор департамента риск-менеджмента Укргазбанка, также считает, что новые правила стимулируют покупку ОВГЗ банками, так как НБУ разрешает часть средств резервов вложить в эти ценные бумаги. «Это обеспечит безэмиссионное финансирование государственного бюджета, что будет способствовать достижению финансовой стабильности в среднесрочной перспективе», – говорит Пономарев. По его словам, «Укргаз» уже увеличил ставки по срочным средствам в национальной валюте как для физических, так и для юридических лиц.
Читайте также: Соратники или конкуренты: четыре госбанка заняли почти 60% рынка кредитования бизнеса. Не тесно ли им в этой нише?
Какие ожидания от введения новых норм резервирования? Национальный банк ожидает, что повышение требований к резервированию поспособствует снижению профицита ликвидности у банковской системы.
К тому же НБУ надеется, что банки частично уйдут из депозитных сертификатов в более долгосрочные облигации Минфина.
«Для уменьшения сумм резервирования, напрямую влияющих на доходы банков, необходим ряд действий, связанных с изменением структуры клиентских средств в части уменьшения вкладов до востребования и увеличения доли срочных депозитов», – считает Игорь Левченко, начальник департамента персональных банковских услуг Ukrsibbank BNP Paribas Group. По его словам, такое изменение можно произвести либо просто увеличением процентных ставок по срочным депозитам, либо им же с параллельным уменьшением процентов по средствам до востребования. Все это приведет к удорожанию ресурсной базы для кредитования и, как результат, может повлиять на стоимость кредитных средств.
Читайте также: Долларово-евровый квест: где и как открыть депозит под покупку валюты
Какие долгосрочные последствия будет иметь решение НБУ? Наиболее вероятно, произойдет развертывание программ привлечения срочных депозитов, особенно в иностранных валютах, поскольку на рынке еще околонулевые ставки. А некоторые банки практически вообще не имеют срочных депозитов на своем балансе.
Кроме того, с апреля 2023 года НБУ запустит процесс стресс-тестирования банков. «По результатам стресс-тестов до многих учреждений будут доведены новые требования по адекватности капитала. Это повлияет на сдержанность банков в кредитовании на протяжении 2023 года. Банки все равно будут активно размещаться в депозитные сертификаты НБУ и ОВГЗ», – считает Сергей Мамедов.
Возможно, по результатам стресс-тестов будут приняты дифференцированные резервные требования для банков, в зависимости от структуры их портфеля. Например, чтобы банки, которые менее мотивируют вкладчиков идти в срочные депозиты, резервировали пропорционально больше.
«Избыточный уровень ликвидности создает системные риски для макроэкономики, в частности, из-за дальнейшего роста инфляции и девальвации. Повышение нормы резервирования – это, прежде всего, шаг НБУ по «связыванию» избыточной ликвидности в банковской системе. При росте экономики эта ликвидность потребуется, но в ближайшие месяцы мы этого не прогнозируем. Если говорить в целом по рынку, то не думаю, что это существенно изменит уровень ставок по средствам физических лиц», – резюмирует Владимир Мудрый, СЕО ОТП Банка.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].