123 млрд грн прибыли банков, национализация Sense Bank и валютная либерализация: главные события 2023-го на финрынке
Mind Explains

123 млрд грн прибыли банков, национализация Sense Bank и валютная либерализация: главные события 2023-го на финрынке

Каким для финансового сектора будет 2024 год

Цей текст також доступний українською
123 млрд грн прибыли банков, национализация Sense Bank и валютная либерализация: главные события 2023-го на финрынке

Mind традиционно подводит итоги уходящего года. 2023-й стал вторым, прошедшим в условиях полномасштабного вторжения рф. Экономика в целом адаптировалась, хотя говорить о полноценном переходе на «военные рельсы» не приходится. Разные отрасли по-своему переориентировались под возникшие вызовы, среди которых – уничтожение производственных мощностей, отток кадров за рубеж и на фронт, проблемы с финансированием и логистикой, а также перебои с энергоснабжением.

Тем не менее, многие сферы сумели выдержать эти испытания и выстоять. Поэтому в нынешних обзорах Mind сфокусировался на тех решениях и событиях, которые можно считать наиболее прорывными для отрасли в нынешних условиях. Не обошли мы вниманием и наиболее провальные, по мнению редакции, кейсы. Отдельно (там, где это возможно) мы постарались выделить решения, работающие на Победу. Даже если не всегда они могут выглядеть как очевидные, но способствуют укреплению экономики, а значит – приближают долгожданный перелом на фронте.

Начинаем предновогодний анализ достижений и провалов года с финансового рынка – как наиболее показательного в части состояния экономики Украины.

Полномасштабное вторжение в Украину стало испытанием для банков, страховых компаний и других представителей финрынка. Спустя почти два года можно сказать, что финансовая отрасль прошла испытание войной и окрепла.

Читайте также: Банкротства банков отменяются: как НБУ оценивает состояние банковского сектора

Наилучшее самочувствие демонстрируют банки, хотя за 2022–2023 годы количество платежеспособных банков и сократилось на восемь – теперь на рынке 63 активных игрока.

НБУ отправил на ликвидацию в основном небольшие финучреждения, которые погоду на рынке не делали. В частности, за 2023-й неплатежеспособными признаны Форвард Банк, Айбокс Банк, Укрстройинвестбанк, банк «Контракт». В этом текущая ситуация кардинально отличается от кризиса 2014–2015 годов, когда волна банкротств коснулась именно крупных банков, где были сконцентрированы миллиарды гривен средств населения. Дельта Банк, VAB Банк, Брокбизнесбанк, банк «Надра» – это далеко не весь список громких банкротств тех лет.

В 2022 году банковский рынок оказался гораздо лучше подготовленным к форс-мажорным событиям. Поэтому учреждения довольно быстро оправились от первого шока войны, а 2023 год стал для них успешным.

По данным НБУ, за январь-октябрь 2023 года активы банковской системы выросли на 12% – до 3,03 трлн грн, собственный капитал увеличился на 51% – до 326 млрд грн, средства клиентов на счетах банков выросли на 14,4% – до 2,21 трлн грн (из них половина – деньги физлиц). Правда, кредитный портфель сократился на 2,5%. Но это не является катастрофой, если учесть почти полную остановку коммерческого кредитования, кроме льготных госпрограмм.

Впрочем, самое показательное – это прибыль банков, которая на 1 ноября 2023 года составила почти 123 млрд грн. Это в 11 раз больше, чем за аналогичный период 2022 года.

В других сегментах финансового рынка ситуация не настолько оптимистичная. Количество участников небанковского сектора постепенно сокращается. С января 2022 года по сентябрь 2023-го число страховых компаний уменьшилось на 44, до 111, финкомпаний – на 166, до 594, ломбардов – на 25, до 158, кредитных союзов – на 19, до 143. Самыми крупными сегментами остаются финансовые компании (это преимущественно микрофинансовые организации по выдаче беззалоговых кредитов) с активами около 251 млрд грн и страховщики с активами в размере 73 млрд грн (данные на 1 октября 2023 года). Рынок ломбардов и кредитных союзов в десятки раз меньше.

При этом из-за войны сильнее всего пострадали именно МФО и ломбарды, у которых объемы кредитования в первые месяцы после вторжения упали практически до нуля. Но в 2023 году небанковский сектор тоже демонстрирует восстановление.

По оценкам Нацбанка, в III квартале страховой рынок ощутимо нарастил объем аккумулированных страховых платежей. У рисковых страховщиков валовые премии увеличились на 14% квартал к кварталу и на 18% год к году, у компаний по страхованию жизни премии выросли на 16% и 7% соответственно. Наибольшим спросом среди клиентов пользуются автомобильные виды страхования (КАСКО, ОСАГО) и добровольное медстрахование.

Услугами финкомпаний пользуются в основном юридические лица, которым интересны услуги лизинга. Население берет микрокредиты не очень охотно: объем таких займов, выданных финкомпаниями за три квартала, на 40% меньше, чем за январь – сентябрь 2021 года. Зато у ломбардов бизнес активно растет. С начала 2023-го кредитный портфель ломбардов вырос более чем на 20%, и они смогли выйти на прибыль. Она составила порядка 84 млн грн в III квартале 2023 года против 124 млн грн убытка, который ломбарды получили во II квартале 2022-го.

В аутсайдерах остаются кредитные союзы: у них кредитный портфель по сравнению с 2021 годом сократился почти вдвое и больше не растет. При этом доля проблемных займов в войну взлетела с 16% до 32% и остается около этого уровня.

Теперь более детально рассмотрим самые значимые события и тренды на финансовом рынке в 2023 году, которые окажут как позитивное влияние на финсектор и экономику в целом, так и могут повлечь за собой негативные последствия.

Самое прорывное событие: рекордная прибыль банковского сектора

Казалось бы, в войну зарабатывать невозможно или, по крайней мере, очень сложно. Но военные реалии не помешали банкам получить наибольшую с 2001 года прибыль.

В 2022 году заработки банков резко сократились и за год чистая прибыль составила 22 млрд грн. При этом более 20 банков были убыточными. Наибольший убыток получили государственные Укркэсимбанк и Ощадбанк, а также Sense Bank, который на тот момент еще находился в частной собственности.

В 2023-м картина кардинально изменилась. Уже за январь – февраль банковский сектор заработал столько же, сколько за весь 2022 год, а к ноябрю кумулятивная прибыль банков достигла почти 123 млрд грн.

В чем секрет? Все очень просто: средства, привлеченные от клиентов на депозиты и текущие счета, банки вкладывали в депозитные сертификаты и ОВГЗ. А поскольку НБУ держал учетную ставку на уровне 25% до июля 2023 года, доходность таких вложений была высокой, вплоть до 23–25%.

Даже сейчас, когда учетная ставка составляет 15%, доходность депозитных сертификатов достигает 19%, а доходность облигаций – 16,5–18,6%.

С одной стороны, такую прибыль нельзя считать «рыночной», потому что основная задача банков – кредитовать экономику. Но из-за высокой стоимости ресурсов и угрозы невозврата долгов (NPL по корпоративному кредитному портфелю превышает 40%), банки предпочитают зарабатывать без риска.

С другой стороны, накопленная прибыль даст возможность рынку повысить свою прочность и поддержать экономику. С 21 ноября вступил в силу закон №3474-IX, который предусматривает повышение ставок налога на прибыль для банков. За 2023 год банки заплатят налог на прибыль по ставке 50%, а с 1 января 2024-го они будут платить налог по ставке 25%. Итого, госбюджет в 2023–2024 годах дополнительно получит от банков свыше 30 млрд грн.

Читайте также: Стать банкротом будет проще, а новый заем получить – сложнее: банки станут учитывать влияние войны на заемщиков

Так что рекордная прибыль – это все-таки лучше, чем рекордный убыток. Правда, обновленная налоговая политика ставит под вопрос дальнейшие свершения банковского сектора, как и привлекательность ряда госбанков для потенциальных частных покупателей.

Самое провальное событие: затяжная национализация Sense Bank

Больше года ни Кабинет министров, ни Верховная Рада, ни Нацбанк не могли решить, что же делать с Sense Bank (бывшим Альфа-Банком), который принадлежал гражданам рф. Мажоритарными акционерами банка на начало вторжения являлись Михаил Фридман и Петр Авен. Они до последнего пытались договориться с украинской властью о том, как сохранить банк, обещая взамен поддержать украинскую экономику на сумму около $1 млрд.

Для того чтобы передать Sense Bank в собственность государства, Нацбанк должен был признать его неплатежеспособным. Но у НБУ не было на то оснований, так как финучреждение исправно работало и выполняло обязательства перед клиентами.

Для решения этого вопроса Верховная Рада осенью 2022 года приняла закон №2643-IX, где был прописан механизм национализации системных банков в условиях военного положения. Основная идея заключалась в следующем: если системный банк не может выполнить свои обязательства перед вкладчиками и другими кредиторами, НБУ признает его неплатежеспособным и обращается к Кабмину, который выкупает банк за 1 гривну.

Читайте также: Sense Bank в шаге от национализации. Депутаты приняли новый закон, который позволит передать банк государству

Но на практике реализовать механизм, прописанный в законе, было невозможно все по той же причине: Sense Bank в категорию проблемных никак не попадал.

В итоге весной 2023 года парламент принял закон №3111-IX и расширил полномочия НБУ по выводу банков с рынка. Этот документ дал Нацбанку право отправлять на национализацию даже платежеспособные банки, если к финучреждению или владельцу существенного участия в нем (10% и более акций) применены блокирующие санкции. После этого НБУ все-таки смог вывести Sense Bank с рынка, а Кабмин – его национализировать. Это произошло в июле 2023 года.

Читайте также: Sense Bank уходит под крыло государства: НБУ все-таки решил вывести бывшую «Альфу» с рынка

Находясь в госсобственности, банк с августа по октябрь включительно нарастил активы на 21% до 116 млрд грн, его собственный капитал вырос на 4,4% – до 12 млрд грн, а чистая прибыль банка за 10 месяцев составила 5,7 млрд грн.

Так что формально историю с национализацией Sense Bank можно считать успешной. Но схема, по которой проходил этот процесс, и то, что для национализации одного банка пришлось дважды менять законодательство – это провал.

Самое нестандартное решение: валютная либерализация и отказ от фиксированного курса

С самого начала войны НБУ взял валютный рынок под свой контроль. Во-первых, Нацбанк установил фиксированный официальный курс, к которому были привязаны сделки на межбанке. Во-вторых, регулятор ввел различные ограничения, которые препятствовали расшатыванию курса внутри страны (например, запретил покупать безналичную валюту населению) и блокировали отток капитала за пределы Украины.

Эта стратегия сработала – и панической девальвации удалось избежать. Валютный курс вот уже около полутора лет держится в диапазоне 36–38 грн/$.

Тем не менее с весны 2023 года руководство НБУ заговорило о том, что валютные ограничения перестали выполнять свою «спасительную» функцию, а лишь замедляют восстановление экономики.

Читайте также: Валюта снова в свободной продаже: НБУ разрешил покупать безналичные доллары и евро без открытия депозита

Простой пример: экспортеры могут продавать выручку только по курсу, который максимально приближен к официальному. И если этот курс, скажем, 37 грн/$, экспортер не может продать валюту по 40 грн/$, даже если такой курс более справедливый и реальный. То есть бизнес вынужден работать в условиях искусственно сформированного курса, что ударяет по его доходам и, как следствие, вредит экономике.

Нацбанк начал двигаться в направлении валютной либерализации и более гибкого курсообразования. С лета НБУ внедрил немало послаблений. Основные из них – это возобновление некоторых видов трансграничных платежей, постепенное расширение операций с валютой для физлиц (покупка безналичной валюты при условии оформления депозита, а с августа – и без такого депозита в эквиваленте до 50 000 грн в месяц), отказ от фиксированного официального курса и снятие всех ограничений на продажу наличной валюты населению.

Читайте также: Доллар по 40 гривен – уже к концу года? Как отреагирует валютный рынок на отказ от фиксированного курса

Говоря простым языком, НБУ дал валютному рынку больше возможностей для маневра и высвободил (пусть и не полностью) движение капитала за границу. При этом полной курсовой гибкости пока нет: Нацбанк активен на межбанке и еженедельно продает от $500 млн до $800 млн, чтобы не допустить раскачивание курса.

Но сам тот факт, что в условиях затяжной войны НБУ пошел на большое количество смягчений ­– смелый шаг. И, скорее всего, либерализация будет продолжаться (особенно в условиях назревающего дефицита международного финансирования), но без особых рисков для стабильности гривны. Рынок уже доказал, что его не удалось дестабилизировать эмоциями и паникой. А самые пессимистичные прогнозы предрекают ослабление курса максимум до 40–41 грн/$.

В целом же снятие ограничений действительно должно принести пользу. В конце концов, когда завершится война – пока сказать сложно, а экономику «разогревать» нужно, равно как и наполнять госбюджет.  

Прогнозы и перспективы 2024-го

Война остается главным фактором, который влияет на экономическую ситуацию в целом и на «самочувствие» финансового рынка в частности. Тем не менее сегодня можно сказать, что самые слабые игроки ушли с этого рынка, а тот, кто остался, с определенной долей уверенности выдержит предстоящие испытания.

НБУ, например, заканчивает стресс-тестирование 20 крупнейших банков. И, как уверяет регулятор, с устойчивостью испытуемых все в порядке, принудительная докапитализация никому из них не грозит. В 2024 году Нацбанк возвращает довоенные условия регулирования банков и ужесточает их (в части требований к качеству активов, к капиталу и ликвидности). В перспективе это усилит надежность банковского сектора.

Читайте также: Выжили и выстояли. НБУ завершил первый этап стресс-тестирования банковской системы и готовит некоторые регуляторные ужесточения

Читайте также: НБУ всех проверит онлайн. Какими будут новые правила надзора за финрынком

На небанковском рынке тоже грядут изменения. С 1 января 2024 года вступают в силу новые законы «О страховании», «О кредитных союзах», «О финансовых услугах и финансовых компаниях». Они предусматривают (в соответствии с теми секторами, на которые распространяется действие этих законов):

  • усиление требований к корпоративному управлению и платежеспособности страховщиков, изменение подходов к лицензированию страховых компаний, внедрение регистрации страховых посредников;
  • расширение списка лиц, которые могут стать участниками кредитных союзов, и расширение источников пополнения капитала, изменение требований к оценке рисков и платежеспособности кредитных союзов;
  • присвоение лизингодателям статуса финансовых компаний, что будет способствовать повышению их капитализации и прозрачности.

Читайте также: Жесткие требования к капиталу и полный запрет связей с рф: как НБУ меняет правила лицензирования страховщиков и финкомпаний

Также НБУ обновляет свою нормативно-правую базу, которая касается авторизации небанковских структур при их допуске на рынок и последующего контроля их деятельности.

2024 год, скорее всего, пройдет в условиях перезагрузки надзора на финансовом рынке. Поэтому явно кто-то из банков, страховщиков и финкомпаний лишится лицензий. Но костяк рынка останется на месте и продолжит дальше бороться за клиентов.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно