Sense Bank в шаге от национализации. Депутаты приняли новый закон, который позволит передать банк государству
На каком основании и как это будет происходить

Верховная Рада 29 мая приняла во втором чтении законопроект №9107-1 о механизме вывода с рынка банков, собственниками которых являются подсанкционные лица. По сути, целью этого документа является одно лишь финучреждение – Sense Bank (бывший Альфа-Банк).
И хотя прямого упоминания этого банка нет, в тексте законопроекта содержатся уточнения, которые указывают именно на Sense Bank. В частности, теперь Национальный банк получает полномочия по национализации системно важного банка, в отношении собственников которого введены санкции. Причем, такой банк может по-прежнему оставаться платежеспособным. То есть, его вывод с рынка происходит исключительно в связи с тем, что проблемным является не сам банк, а его акционеры.
Mind разбирался, по какой процедуре предполагается национализировать банк и когда это может произойти.
Каким был первый закон о выводе с рынка Sense Bank? Принятый законопроект № 9107-1 – это уже второй по счету законодательный акт, который предусматривает особую процедуру вывода системно значимых банков с рынка.
Осенью 2022 года парламент принял закон №2643-IX, в котором был прописан механизм национализации системных банков в условиях военного положения. Если вкратце, то:
- Нацбанк признает системный банк неплатежеспособным, если он не может выполнить свои обязательства перед вкладчиками и другими кредиторами из-за нехватки средств;
- НБУ обращается к Кабинету Министров с предложением вывести банк с рынка и выкупить его за символическую 1 гривну;
- После того, как Кабмин принимает это предложение, Фонд гарантирования вкладов физлиц по представлению Министерства финансов, согласованному с НБУ, назначает новых руководителей банка;
- В рамках процедуры вывода банка с рынка размер уставного капитала финучреждения не меняется, допэмиссия акций не проводится, резервы для покрытия убытков по активным банковским операциям не формируются;
- Государство избавляется от обязанности заниматься оздоровлением банка и искать покупателей для дальнейшей перепродажи.
Когда этот закон уже был принят, представители партии «Слуга народа» (в частности, депутат Роксолана Пидласа) сообщили, что его разрабатывали именно для национализации Sense Bank. По словам Пидласы, руководствуясь нормами закона №2643-IX, Нацбанк формально признает банк неплатежеспособным, после чего произойдет его национализация.
Почему Sense Bank так и не был передан государству? Несмотря на то, что парламент подготовил фундамент для обоснованного вывода банка с рынка, его национализация не случилась.
По одной из версий, ключевые акционеры, – Михаил Фридман и Петр Авен, которым до войны принадлежало 45% акций, – до последнего пытались договориться с украинской властью о том, чтобы банк остался на рынке. Самым ярким публичным шагом Фридмана стало открытое письмо главе НБУ Андрею Пышному, в котором он пообещал поддерживать стабильность банка и его работоспособность, а если Кабмин и НБУ решат, что Sence Bank необходимо передать государству, Фридман заявил о готовности сделать это бесплатно. Также он планировал докапитализировать банк на $1 млрд и направить часть этой суммы на кредитование украинской экономики, ее послевоенное восстановление.
Вторая, более прозаичная причина, заключается в том, что у Нацбанка не было поводов менять собственников Sence Bank. С ликвидностью у него все более-менее в порядке, и даже нормативы (в частности, достаточности регулятивного капитала Н2 и достаточности основного капитала Н3) он до сих пор выполняет.
А поскольку в законе №2643-IX участие в капитале банка резидентов страны-агрессора (Фридман и Авен имеют гражданство рф), равно как подсанкционность акционеров, не является основанием для национализации, руки у НБУ были связаны.
Кроме того, еще в апреле 2022 российские собственники банка, скажем так, отошли от дел. Они передали функции ключевого собственника Симеону Дянкову – это бывший министр финансов и вице-премьер Болгарии, глава Группы финансовых рисков Лондонской школы экономики. Таким образом, формально влиять на работу банка акционеры перестали.
Что нового во втором законопроекте о национализации Sense Bank? Глава парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев, комментируя принятие законопроекта № 9701-1, объяснил, что предусмотренная процедура вывода с рынка банков, принадлежащих подсанкционным лицам, позволит защитить интересы клиентов банков и их вкладчиков.
Главные изменения, заложенные в документе, заключаются в том, что Национальный банк при определенных обстоятельствах, связанных с применением санкций к банку и/или его владельцам, имеет право принять решение:
- о запрете подсакционному лицу (как физическому, так и юридическому) приобретать существенную долю в капитале банка (от 10% и более);
- о выводе с рынка системно важного банка при отсутствии у него признаков неплатежеспособности, если к банку или владельцу существенного участия в нем применены блокирующие санкции. Причем, учитываются санкции не только со стороны Украины, но и других государств.
Вывод банка будет происходить по той самой процедуре, которая закреплена законом № 2643-IX: передача государству за 1 гривну, никакой докапитализации и т.д. Также процедура будет максимально ускорена. Например, Кабмин в случае вывода системно важного банка с рынка не по причине неплатежеспособности, не должен получать от Совета по финансовой стабильности подтверждение того, что в банковской системе есть какие-либо признаки неустойчивости и прочие обстоятельства, которые угрожают финсектору.
Важно и то, что лица, которые понесут убытки в результате ликвидации или вывода с рынка системно важного банка, смогут компенсировать эти убытки исключительно за счет средств государства-агрессора. То есть, только через судебные тяжбы, которые могут тянуться годами и даже десятилетиями.
Почему теперь национализация Sense Bank стала реальной? То, что законопроект № 9701-1 будет подписан президентом и вступит в силу, сомнений не вызывает. Депутаты упорно «продавливали» его, даже пришлось выносить проект на повторное второе чтение. Как видим, успешно.
К слову, «за» в итоге проголосовало 305 народных избранников. Это даже больше, чем за закон №2643-IX. К тому же, неоднократные заявления представителей и Офиса президента, и Кабмина о том, что украинскую экономику нужно избавлять от присутствия любого бизнеса, связанного с рф, теперь можно будет претворить в жизнь. Тем более, что на банковском рынке Sense Bank действительно остался единственным игроком с российскими корнями. Проминвестбанк и Сбербанк (МР Банк), имевшие владельцев из рф, давно отправлены на ликвидацию.
Согласно нормам законопроекта № 9701-1 НБУ сможет вывести Sense Bank с рынка, отталкиваясь исключительно от наличия санкций против его акционеров. По данным НБУ, на 20 марта 2023 года ключевыми владельцами банка являлись: Андрей Косогов (40,96% акций), Михаил Фридман (32,86% акций) и Петр Авен (12,4% акций). Все они имеют российское гражданство. И против всех них введен целый набор санкций.
По данным Национального агентства по предотвращению коррупции:
- Против Андрея Косогова санкции ввела Украина;
- Против Михаила Фридмана санкции ввели ЕС, Великобритания, Канада, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия и Украина;
- Против Петра Авена санкции ввели ЕС, Великобритания, Канада, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия и Украина.
Поэтому, у НБУ фактически уже нет никаких преград для того, чтобы провести национализацию. По мнению нескольких опрошенных Mind участников финансового рынка, это может произойти в течение месяца-двух.
Фактически, это то время, которое необходимо, чтобы соблюсти формальности. В том числе, получить одобрение со стороны Международного валютного фонда. Дело в том, что в меморандуме с МВФ Украина обязалась все решения, которые потенциально могут привести к увеличению доли госсобственности в банковском секторе, принимать только после консультаций с экспертами Фонда.
Помимо всего прочего, Нацбанк как раз проводит стресс-тестирование всех системно важных банков. Не исключено, что у НБУ появится дополнительная информация о финансовом состоянии Sense Bank.
Хотя, повторимся, на данный момент банк является платежеспособным. Но очевидно, что война, репутационные потери и «качели», связанные с его национализацией, не пошли банку на пользу. По данным НБУ, с 1 февраля 2022 года по 1 апреля 2023 года чистые активы Sense Bank сократились на 35%, собственный капитал – на 46%, объем средств физлиц – на 13,5%, кредитный портфель – на 37,2%.
Mind при написании материала обратился в банк с просьбой прокомментировать принятый законопроект № 9701-1 и заявления по поводу грядущей национализации. Пресс-служба банка заявила лишь о том, что у представителей финучреждения «…нет публичной позиции». Если в ближайшее время таковая будет сформирована, мы ее опубликуем.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].