Внешний долг Украины растет: грозит ли государству дефолт

Внешний долг Украины растет: грозит ли государству дефолт

И когда можно будет отказаться от сотрудничества с МВФ

Цей текст також доступний українською
Внешний долг Украины растет: грозит ли государству дефолт
Фото: пресс-центр НБУ

Вопрос увеличения госдолга в последние несколько лет и выплата большого объема внешних долгов в 2019–2020 годах неизбежно ассоциируются с возможным дефолтом государства. Насколько это возможно и каковы перспективы у государства в направлении работы с внешним долгом, специально для Mind анализирует эксперт Даниил Монин.

Сначала приведем некоторые цифры и попробуем развенчать некоторые мифы, связанные с долгами государства. Ниже – вся раскладка по внешним долгам.

Чи загрожує Україні дефолт?

Итак, большинство долгов – достаточно дешевые в обслуживании (около 2% в год) и поэтому создают сравнительно небольшую нагрузку на бюджет по обслуживанию текущих процентных обязательств. Единственным исключением являются коммерческие долги по реструктуризации Натальи Яресько, проценты по которым обходятся в более чем $1 млрд ежегодно.

В то же время есть еще 685 млрд грн внутренних долгов. И хотя их физически меньше (около $27 млрд), обходятся они бюджета довольно дорого (около 10% годовых). И именно эти долги формируют около 65% бюджетных обязательств. При этом при составлении бюджета все эти обязательства учитываются в бюджете страны и уже включены в его расходы.

Так, в 2016 году обслуживание долга потребовало 99 млрд грн бюджетных средств, а план на 2017 год – почти 112 млрд грн. Это примерно 4% ВВП страны.

Если же посмотреть на график выплат внешних долгов на ближайшие 10 лет, то он выглядит так:

Как можно видеть, пик выплат приходится на 2019–2020 года – и это не результат действий Януковича, а результат реструктуризации собственных долговых обязательств и взятие новых течение 2014–2016 годов. За это время Украина нарастила свой внешний долг на $13 млрд.

Сразу же напрашивается вопрос: а что делать с этими долгами? Ответ достаточно прост – реструктуризировать. Можно быть уверенным, что это основной базовый сценарий для государства Украина. Можем ли мы отказаться от сотрудничества с МВФ? В принципе можем, и такой опыт у Украины уже был.

Во время кризиса 2008–2009 годов Украина возобновила сотрудничество с МВФ и взяла у него в долг около $5 млрд. Так вот, эти долги гасились при Януковиче путем покупки евробондов. Да, это были более дорогие в обслуживании деньги, чем предлагал МВФ, но в те времена государство могло себе подобное позволить. Ведь обслуживать $30 млрд внешних долгов при размере экономики в $180 млрд – это не то же самое, что обслуживать $45 млрд долгов при размере экономики в $100 млрд.

Исходя из озвученных планов правительства по плановому ВВП, дефицита бюджета и видения курса гривны на пятилетнюю перспективу, спрогнозируем, что же будет, если Украина сможет рефинансировать внешние долги в 2019–2020 годах.

Ниже – два графика. Первый отражает номинальный рост долга государства в гривневом эквиваленте. Второй показывает отношение госдолга к ВВП.Чи загрожує Україні дефолт?

Как видно, даже в условиях крайне осторожных прогнозов правительства относительно роста экономики можно наблюдать существенное сокращение долговой нагрузки на экономику. Что это значит? Если правительство будет удерживать дефицит бюджета на приемлемом уровне в 2–3% ВВП (а в 2015–2016 годах дефицит бюджета не превышал 2,3% ВВП, и в этом году он вряд ли превысит 1,5% ВВП), то вероятность дефолта государства и невозможность договориться с текущими кредиторами крайне низкая.

С другой стороны, очевидно, что для успешной реструктуризации государство Украина должно переходить на среднесрочное бюджетное планирование и формировать бюджет на 3–5 лет вперед. А вот имея такой бюджет, уже можно смело выходить на рынки заимствования с хорошими ставками. Так, в 2016 году под гарантии США Украина получила $1 млрд под 1,47% годовых.

Украина будет выглядеть увереннее, если предложит программы экономических реформ, которые позволят нарастить экономику за пять лет до $200–250 млрд. И такие возможности есть. Подводя итог, можно с большой уверенностью сказать, что угроза дефолта Украины имеет достаточно невысокую вероятность, и государство вполне в состоянии его избежать.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно