Почему в Украине дорогой и некачественный бензин

Почему в Украине дорогой и некачественный бензин

И почему большинство нефтепродуктов – импортные

Цей матеріал також доступний українською
Почему в Украине дорогой и некачественный бензин

Последние два месяца на украинском рынке автомобильного топлива ощутимая нехватка бензина марки А-92. Причина – резкое сокращение импортных поступлений из соседней Беларуси в связи с плановым ремонтом Мозырского нефтеперерабатывающего завода. В частности, в октябре поставки этого бензина снизились на 91% по сравнению со среднемесячным показателем текущего года и составили 4000 тонн. Это в свою очередь привело к дефициту А-92 в объеме 30 000–35 000 тонн, или около 40% от потребления этой марки. Эксперты рынка прогнозируют, что такая нехватка может спровоцировать подорожание моторного топлива в Украине.

Как уже писал Mind, по итогам первого полугодия 2017 года Беларусь в очередной раз стала лидером среди поставщиков нефтепродуктов в Украину. На эту страну приходится 83,9% всего импорта бензинов, 52,2% – дизтоплива, 63,3% – сжиженного газа. Также значительное влияние на внутренний рынок продолжает оказывать Россия: на нее приходится 29,1% дизтоплива, импортируемого в Украину.

При таких условиях вопрос энергонезависимости Украины приобретает большое значение. Особенно, учитывая длительное политическое противостояние с РФ и «топливные войны», которые Россия время от времени использует в качестве рычага воздействия на соседние государства. Европейские партнеры нашей страны настаивают на скорейшем создании стратегического резерва нефти и нефтепродуктов. А украинские эксперты отмечают необходимость возрождения отечественной нефтепереработки. Василий Голян, директор общественной организации «Европейский аналитический центр», специально для Mind объяснил, в чем причины ценовых перегибов на рынке топлива в Украине, и каким образом можно снизить тотальную импортозависимость этой отрасли.

Правительство «реформаторов» до сих пор не сумело выработать действенный инструментарий регулирования энергорынка по лекалам передовых стран. Особенно угрожающая для энергетической безопасности Украины ситуация сложилась в секторе производства и продажи нефтепродуктов. Причина в том, что импортеры опустили надежные «шлюзы» перед развитием отечественной нефтеперерабатывающей индустрии.

Сколько импортируем, а сколько производим? В 2016 году (на 25-м году независимости страны) удельный вес импортированного бензина в структуре общего потребления составил 67% (1,5 млн т), а бензина внутреннего производства – 33% (0,738 млн т). В структуре потребления дизельного топлива (ДТ) удельный вес импорта составляла 89%, а внутреннее производство – всего лишь 11%.

Структура потребления бензина и дизельного топлива в разрезе внутреннего производства и импортных поставок в 2016 году

Источник: Государственная служба статистики Украины, расчеты European Analytical Centre

Поэтому не удивительно, что в последние годы правительству не удалось преодолеть рецидивы такого позорного явления, как тендерная закупка государством нефтепродуктов (преимущественно импортных) по завышенным ценам, что является своеобразной дотацией иностранным производителям. Цена нефтепродуктов зафиксирована «для прессы» лишь на момент проведения торгов, а на самом деле она постоянно пересматривается – и, как правило, в сторону увеличения  (в зависимости от «отдельных обстоятельств», прописываемых «мелким шрифтом в примечаниях» таких контрактов).

Почему импортируем так много? Основная причина значительной зависимости национальной экономики от импорта нефтепродуктов заключается в том, что действующие отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не способны удовлетворить спрос на внутреннем рынке. Функционирует только Кременчугский НПЗ, глубина переработки нефти на котором составляет более 80%. Продукция Кременчугского НПЗ является относительно качественной, но все же она уступает импортной. Дефицит отечественных нефтепродуктов в значительной мере компенсируется путем импорта продукции из Беларуси и Литвы.

Соответствует ли цена качеству? Импортируемые нефтепродукты «бодяжаться» с низкопробными фракциями, различными присадками и суррогатными примесями – и на выходе получается топливо низкого качества. По оценкам некоторых экспертов, себестоимость такого топлива составляет не выше 15 грн/л, но на отечественных АЗС оно продается по 25–30 грн/л.

Только таким образом можно получить сверхприбыли, поскольку, продавая качественное импортное горючее, много не заработаешь – маржа не та. Но хуже всего то, что из-за элементарного нарушения техники безопасности и использования взрывоопасных примесей и веществ, которыми разводили относительно качественное топливо для увеличения его количества, на некоторых нефтебазах и АЗС в последние годы произошли крупные пожары. Эти чрезвычайные происшествия не только нанесли значительный ущерб окружающей среде, но и уничтожили определенную чась уже приобретенных и ввезенных в страну нефтепродуктов.

Сколько производим? Если в 1990 году Украина производила 8,4 млн т моторного бензина, то в 2004-м объем производства данного энергетического продукта составил 5 млн т, в 2013-м – 1 млн т, а в 2016 году – 0,74 млн т.

Высокие темпы падения наблюдаются и в производстве дизельного топлива для автомобильного и железнодорожного транспорта. В 1990 году объем производства данного вида продукции составлял 12,7 млн т, в 2004-м – 6,3 млн т, в 2013-м – 1 млн т, в 2016 году – 0,63 млн т.

За анализируемый период значительно сократилась и первичная переработка нефти. Если в 1990 году ее объем составлял 59 млн т, в 2004-м – 22 млн т, то в 2013-м – 3, 5 млн т, а в 2016 году – 2,8 млн т.

Производство бензина моторного, дизельного топлива для автомобильного и железнодорожного транспорта и первичная переработка нефти в Украине

Источник: Государственная служба статистики Украины, расчеты European Analytical Centre

Этот резкий спад переработки и производства можно считать квинтэссенцией ослабления энергетической самодостаточности национальной экономики.

Почему так происходит? Нисходящая тенденция в динамике первичной переработки нефти в значительной мере обусловлена уменьшением объемов капитальных инвестиций в продукты нефтепереработки. За 2001–2016 годы в вопросе капитальных инвестиций в производство кокса и продуктов нефтепереработки наблюдалось два основных тренда: в 2001–2007 годах – восходящий, у 2008–2016 – нисходящий. Номинальное увеличение объема капитальных инвестиций в производство кокса и продуктов нефтепереработки в 2002–2007 годах связано со стабилизацией развития национальной экономики, а также с частичным наведением порядка в топливно-энергетическом комплексе. В 2007 году по сравнению с 2002-м объемы капинвестиций в производство кокса и продуктов нефтепереработки выросли в 3,7 раза.

Источник: Государственная служба статистики Украины, расчеты European Analytical Centre

Мировой финансовый кризис деструктивным образом повлиял на финансирование производства кокса и продуктов нефтепереработки. В частности, в 2016 году, по сравнению с 2008-м, объемы капитальных инвестиций в эту отрасль снизились в 2,8 раза. А это в свою очередь привело к уменьшению их удельного веса в общем объеме капитальных инвестиций в перерабатывающую промышленность. Если в 2001 году доля капитальных инвестиций в производство кокса и продуктов нефтепереработки в общем объеме инвестиций в перерабатывающую промышленность составляла 10,8%, в 2008-м – 4,28%, в 2013-м – 1,46%, то в 2016 году – 1,33% .

Почему производить отечественное топливо – «невыгодно»? На фоне масштабной стагнации украинской перерабатывающей промышленности торговля импортными нефтепродуктами стала одним из самых прибыльных видов бизнеса, а инвестирование в модернизацию материально-технической базы нефтеперерабатывающих предприятий отошло на второй план. Очевидно, что импортеры нефтепродуктов имели и имеют мощное лобби в высших законодательном и исполнительном органах страны и спускают на тормозах все инициативы по финансированию проектов по восстановлению отечественной нефтепереработки.

За 2001–2008 годы наблюдалось ежегодное увеличение объемов импорта минерального топлива, нефти и продуктов ее перегонки в связи с увеличением потребности отдельных звеньев национального хозяйства в энергетических ресурсах в связи с ростом экономики. Так, в 2008 году, по сравнению с 2001-м, импорт минерального топлива, нефти и продуктов ее перегонки увеличился в 3,6 раза.

В 2009 году, по сравнению с 2008-м, в результате «рикошета» мирового финансового кризиса на национальную экономику, объем импорта перечисленных топливно-энергетических ресурсов уменьшился на $8,2млн. В промежутке роста – с 2009 по 2011 год – вновь возобновились объемы импорта в связи с относительной макроэкономической стабилизацией. В частности, в 2011 году, по сравнению с 2009-м, объем импорта увеличился на $14 млн.

Импорт минерального топлива, нефти и продуктов ее перегонки и его удельный вес в общем объеме украинского импорта

Источник: Государственная служба статистики Украины, расчеты European Analytical Centre

С 2012 по 2016 год наблюдалась нисходящая тенденция. В 2016-м объем импорта по сравнению с 2012 годом уменьшился в 3,3 раза. В связи со значительным падением абсолютной величины импорта минерального топлива, нефти и продуктов ее перегонки, значительно уменьшился его удельный вес в общем объеме украинского импорта.

В 2001-м доля импорта упомянутых товарных групп составляла 39,6%, в 2008-м – 26,7%, в 2013-м – 27,6%, а в 2016 году – 20,0%. Нисходящий тренд в динамике импорта в значительной мере обусловлен «свертыванием» потребности в энергетических ресурсах в большинстве отраслей производства. Он был вызван спадом деловой активности в связи с обострением военного конфликта на востоке страны и неучетом импорта энергетических ресурсов на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей.

Из чего состоит маржа при продаже нефтепродуктов? Особенно весомым фактором влияния на деловую активность в первую очередь малого и среднего бизнеса является розничная стоимость нефтепродуктов. Конечная стоимость произведенного в Украине моторного бензина включает ставку акцизного налога, которая составляет 0,17 евро/л. Кроме того, ценовую конъюнктуру на рынке нефтепродуктов Украины определяет импортный товар, стоимость которого прямо пропорциональна котировкам на мировых сырьевых биржах по различным маркам нефти. И к этому добавляется курс национальной валюты.

В течение 2011–2013 годов происходило постоянное повышение цен на нефть в мире, повлекшее за собой и повышение стоимости внутренних нефтепродуктов в Украине. А вот в 2015–2016 годах произошло падение стоимости нефти на более чем 50%, но данного эффекта оказалось недостаточно, чтобы перекрыть более троекратный рост стоимости доллара.

В результате выросла как ставка акцизного налога в гривневом эквиваленте, так и таможенная стоимость бензина в пересчете на гривню. Это в свою очередь отразилось увеличением стоимости бензина.

За 2001–2016 годы довольно интересным в динамике является соотношение темпов роста средней стоимости нефти Brent и средней стоимости бензина А-95 на АЗС Украины. В целом эти два показателя корреспондировались между собой, что обусловлено значительной зависимостью отечественной экономики от импорта именно светлых нефтепродуктов. Повышение цен на нефть Brent на мировом рынке выступает одним из основных аргументов продавцов импортных нефтепродуктов о поднятии ими цен, что в конечном итоге повышает уровень затратности производства продукции в большинстве отраслей и фактически означает снижение ее конкурентоспособности

Почему цены на АЗС почти одинаковые? Вялая деятельность Антимонопольного комитета Украины в части предупреждения картельных сговоров на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов фактически приводит к перманентному повышению цен. У основных украинских операторов стоимость горючего, как правило, идентична «копейка в копейку» каждый день. Это закономерно обусловливает определенные ценовые перегибы на данном рынке

В частности, в 2007 году при средней цене нефти Brent $75/ баррель стоимость бензина А-95 составляла  $0,77/л, в 2015 году при средней стоимости нефти Brent $45/баррель средняя стоимость бензина А-95 на АЗС Украины составляла $0,73/л, в 2016-м при цене нефти $48/баррель средняя цена указанного вида бензина достигла $0,93/л, а в 2017 году соответствующие показатели составляли $55/баррель и $0,97/л.

Источник: Государственная служба статистики Украины, расчеты European Analytical Centre

Стоит ли восстанавливать отечественную нефтепереработку? В условиях обострения внешних рисков важной предпосылкой укрепления хозяйственной самодостаточности Украины было бы качественное повышение уровня энергетической независимости. Но практика хозяйствования и реальное положение дел в энергетическом секторе экономики свидетельствуют об обратном: из-за отсутствия положительных изменений, касающихся уменьшения энергоемкости готовой продукции, и сохранения негативных тенденций в производстве энергоносителей не обеспечено прорывных сдвигов в вопросах ослабления зависимости от внешних источников энергообеспечения

Девальвация гривны с каждым годом делает цену нефтепродуктов все больше неподъемной для субъектов хозяйствования и граждан и закладывает потенциал для роста себестоимости продукции в большинстве видов хозяйственной деятельности. Для улучшения ситуации государство от либеральной модели регулирования отечественного рынка должно перейти к «дирижерской», чтобы обеспечить защиту отечественного производителя и постепенно преодолеть многолетнюю хроническую зависимость от импорта нефтепродуктов.

Тем более что корпоративные структуры, работающие в энергетическом секторе национального хозяйства, обладают достаточной концентрацией инвестиционного капитала для масштабной модернизации, реконструкции и технического перевооружения технологической базы отечественных нефтеперерабатывающих производств и существенного увеличения производства на них нефтепродуктов.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно